5 книг по политической философии, которые должен прочитать каждый

19.07.2016

Что читать по политической философии. Версия Андрея Олейникова, преподавателя магистратуры "Политическая философия и социальная теория" МВШСЭН.


Ханна Арендт. Vita Activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000.

Ханна Арендт.jpeg

С этой книги должно начинаться изучение политической философии, или скорее – «политической теории», поскольку ее знаменитый автор полагала, что со времен античности философия и политика находятся в очень сложных, если не конфликтных отношениях, и предпочитала поэтому, чтобы ее саму считали политическим теоретиком, а не философом. Пожалуй, нет лучшей книги, которая бы с таким блеском показывала, что достойное человеческое существование (human condition) состоит в способности совершать политическое действие.


Лео Штраус. Введение в политическую философию / Пер. с англ. М. Фетисова. М.: Логос, Праксис, 2000.

Лео Штраус.jpg

В отличие от Ханны Арендт, чья политическая теория восходит к Аристотелю, Лео Штраус опирался, главным образом, на Платона, и верил не в силу политического действия, но в силу политической мысли, причем преимущественно – древнегреческой политической мысли, считая ее непревзойденной последующим ходом истории и полагая, что вся новоевропейская философия, начиная с Макиавелли и заканчивая Ницше, только и делала, что занижала ее высокие стандарты. Читать Штрауса нелегко. Его стиль гораздо менее ярок, чем стиль Арендт. Но под влиянием Штрауса в США возникла очень влиятельная на сегодняшний день школа политической философии, и хотя бы поэтому знать его необходимо.


Карл Шмитт. Политическая теология / Пер. с нем. под ред. А.Ф. Филиппова. М.: «КАНОН-Пресс-Ц», 2000.

Карл Шмитт. Политическая теология.jpeg

Карл Шмитт – фигура одиозная. Но для современной политической философии его тексты столь же обязательны, сколь обязательны тексты Хайдеггера для современной онтологии. В этой работе Шмитт выступает с тезисом, имеющим очень важное значение для понимания развития идеи государства, а именно: «Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия». Не менее востребованным сегодня остается разработанное им учение о суверенитете и чрезвычайном положении.


Quentin Skinner. The Foundations of Modern Political Thought: Volume I: The Renaissance; Volume II: The Age of Reformation. Cambridge University Press, 1978.

717657._UY400_SS400_.jpg

Этот двухтомник – классика современной интеллектуальной истории. Влиятельное книжное обозрение Times Literary Supplement включило его в сотню наиболее значительных книг, написанных после Второй мировой войны. Квентин Скиннер, лидер Кембриджской школы истории понятий и оригинальный теоретик республиканской свободы, исследует в этой работе истоки новоевропейской политической мысли и показывает развитие, которое она прошла за период XIII-XVI веков.


Жак Рансьер. На краю политического / Пер. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2006.

Жак Рансьер. На краю политического.jpg

Философия Рансьера представляет собой попытку мыслить политику не как систему властных отношений или институтов, но как событие, нарушающее однажды заведенный порядок, в котором каждому человеку определено «свое место» – такой порядок он называет словом «полиция». Политика же – это крайне редкое и по сути революционное явление. Смысл его – в утверждении равенства через разногласие, которое запускает процесс новой универсальной субъективации и упраздняет прежние партикулярные идентичности.  



Олейников1.jpg

Андрей Олейников, кандидат философских наук, преподаватель программы "Политическая философия и социальная теория" МВШСЭН