Конференция «Публичная история в России: музеи для прошлого или прошлое для музеев?» пройдет в Музее современного искусства "Гараж"

03.06.2017
img_0102_640.jpg
Максим Шер, из проекта «Карта и территория» (2014). Фотография — Кристина Романова


Организатор: Лаборатория публичной истории
При поддержке: Музея современного искусства «Гараж», Комитета гражданских инициатив, Фонда им. Фридриха Эберта, Департамента медиа НИУ ВШЭ
Место проведения: Образовательный центр Музея современного искусства «Гараж», Москва, Крымский Вал, 9/4

Вторая конференция Лаборатории публичной истории посвящена музею как одному из ключевых институтов, занимающихся актуализацией прошлого в публичном пространстве. Как меняется роль музея в рассказе о прошлом? В чем специфика российских исторических музеев и музеев памяти? Какое место события российской истории XX века, от Революции 1917 года и сталинского террора до социально-экономических и политических трансформаций 1990-х годов и постельцинской эпохи, занимают в современных российских музейных экспозициях? Как музеи осваивают современные цифровые технологии и используют их при создании исторических нарративов? Какое прошлое нужно отечественным музеям, а какие музеи – прошлому?

14 ИЮНЯ

19:30 — 21:00
Лекторий Музея Москвы, Зубовский бульвар, 2
Предоткрытие конференции

Читка пьесы Михаила Калужского «Восстание» и беседа с автором

Режиссер и модератор — Анастасия Патлай («Археология памяти», Москва)

…Это случилось летом 1931-го. Восстание подняли спецпереселенцы, которых из южных, более пригодных для жизни районов Сибири (сейчас это Алтайский край и Новосибирская область) выселили в болота и тайгу региона, позднее ставшего Томской областью. Спецпереселенцев плохо снабжали, вскоре начался голод и эпидемии. В конце июля 1931 года люди подняли восстание, которое в историографии получило название Чаинского. Оно стало самым самым масштабным выступлением крестьян-спецпереселенцев на территории Западной Сибири.

Спектакль «Восстание» был создан в рамках проекта Томского краеведческого музея им. М.Б. Шатилова «Чаинское крестьянское восстание (опыт документального театра в музее)», который в свою очередь логически продолжил мемориальный и исследовательский проект «Сибиряки вольные и невольные». Премьера спектакля состоялась в сентябре 2016 года в Томском краеведческом музее.

Авторы спектакля — директор Томского краеведческого музея Святослав Перехожев, драматург Михаил Калужский, режиссер Вячеслав Гуливицкий и сценограф Алена Шафер — провели масштабную исследовательскую работу: изучили архивные документы и посвященные Чаинскому восстанию научные исследования, провели интервью с очевидцами восстания и членами семей спецпереселенцев, сохранившими семейную память о тех событиях, использовали в работе базу данных проекта «Сибиряки вольные и невольные». По их словам, получившийся в результате спектакль стал не только и не столько попыткой восстановить фактографию Чаинского восстания, но и шагом к осмыслению насильственных переселений как формы политических репрессий, а также социальной роли личных и семейных воспоминаний.

И проект «Сибиряки вольные и невольные» в целом, в 2013 году ставший лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина, и спектакль «Восстание» будут подробно рассмотрены в рамках двух секций предстоящей конференции. Читка пьесы, легшей в основу спектакля, станет прологом к обсуждению проектов и открывающим мероприятием всей конференции.

15 ИЮНЯ

11:00 — 11:30
Открытие
Лаборатория публичной истории
Йенс Хильдебрандт (Фонд им. Фридриха Эберта в России)
Александр Рубцов (Комитет гражданских инициатив, Вольное историческое общество, Институт философии РАН)

11:30 — 12:30
Пленарное выступление

Михаил Ямпольский (Нью-Йоркский университет, США)
Музей и время. Между историей и памятью

Модератор — Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж», Лаборатория публичной истории, Москва)


12:30 — 12:45
Кофе-брейк

12:45 — 14:35
Секция 1. «Войны памяти» в музейном пространстве

В исторической политике современной России главная роль отведена Второй мировой войне, которую в отечественной историографии принято называть Великой Отечественной. Память о «Великой победе» находится в сложных отношениях с памятью о Холокосте, ГУЛАГе, борьбе за независимость бывших советских республик и т.д. Такие формы взаимодействия разных исторических дискурсов получили название «войн памяти» (проект Memory at War, Cambridge, 2010). Какое отражение находят эти «войны памяти» в пространстве российских музеев? Кто их ключевые акторы? Возможна ли полифония разных памятей внутри музея, и при каких условиях ее можно достичь?

Джудит Пэллот (Оксфордский университет, Великобритания)
История ГУЛАГа в музеях системы ФСИН

Елена Рождественская (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Музей Афганской войны в поисках смысла

Роман Абрамов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
«Народные музеи» советского прошлого: коммодификация, ностальгия, мифологизация

Дискуссант — Дарья Хлевнюк (Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук, США)
Модератор — Никита Соколов (Вольное историческое общество, Москва)


14:35 — 15:35
Обед

15:35 — 18:00
Секция 2. Genius loci: краеведческие музеи и локальная идентичность

Краеведческий музей — одна из ключевых институций, призванных участвовать в формировании локальной идентичности. Как часто в современной России краеведческому музею действительно удается играть существенную роль в этом процессе? С кем и как он взаимодействует на институциональном уровне, как осуществляет актуализацию локальной памяти? Как взаимодействует с нарративами общероссийской памяти и памяти региональной? Наконец, какие факторы делают развитие краеведческого музея как центра локальной идентичности более или менее успешным?

Софья Гаврилова (Оксфордский университет, Великобритания)
Наследие советских теоретических и экспозиционных методов в современных краеведческих музеях

Галина Янковская (Пермский государственный национальный исследовательский университет, Музей современного искусства PERMM, Пермь)
Прошлое как проект: образы истории в практиках музейных грантовых конкурсов Пермского края

Сергей Каменский (Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбург)
Музей «на районе»: опыт формирования локальной идентичности

Дмитрий Мухин (Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково», Вологодская область)
Границы этнографии: проекты «Мы, собравшись, постановили…» и «Право на судьбу» музея «Семенково»

Михаил Тимофеев (Ивановский государственный университет, Иваново)
«Коммунизм+Коммуна=коммуналка»: новая экспозиция Музея первого Совета в Иванове

Дискуссант — Борис Степанов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Модератор — Артем Кравченко (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Лаборатория публичной истории, Москва)


18:10 — 18:25
Кофе-брейк

18:25 — 20:00
Секция 3. От первого лица: личные воспоминания в музее

Традиционно исторический музей воспроизводит культурную память. Однако появившееся в науке и обществе второй половины ХХ века внимание к индивидуальному опыту человека дает современным музеям множество инструментов для включения историй отдельных людей в свои коллекции и экспозиции. Какое влияние эти истории оказывают на сложившиеся картины исторических событий? Как они трансформируют экспозиционную практику? Можно ли сохранить баланс между фрагментарностью и неполнотой личных историй и стремящимся к непротиворечивости линейным историческим нарративом? Требует ли воспроизводство личных документов и свидетельств новых музейных технологий? С какими трудностями сталкиваются музеи, обращаясь к источникам личного характера?

Татьяна Миронова (Проект «Войти и разрешить», ЦТИ «Фабрика», Москва)
Репрезентация воспоминаний в музее: от личного опыта к произведению

Святослав Перехожев, Константин Ширко (Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова, Томск)
Голоса из Сибири: личные истории в проекте «Сибиряки вольные и невольные»

Галина Беляева (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов)
«Домашний музей» в публичном пространстве: личная мифология Вячеслава Лопатина

Модератор — Вера Дубина (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Фонд Фридриха Эберта, Москва)

16 июня

11:00 — 12:00
Пленарное выступление

Фелисити Аллен
(Художник, писатель, куратор, глава образовательного отдела Tate Britain (2003-2010), Великобритания)
Re-visiting, Re-Situating Gallery Education
(на английском языке с синхронным переводом)

Модератор — Жоана Монбарон (Исследователь, куратор образовательных проектов, Санкт-Петербург)


12:00 — 12:20
Кофе-брейк

12:20 — 14:35
Секция 4. Эмансипированный музей: преодоление маргинализированности социальных групп

Формирование гомогенной национальной памяти являлось одной из ключевых задач исторических экспозиций современных музеев. Со временем — прежде всего во второй половине XX века — в это национально-просветительское пространство все чаще стали вторгаться голоса групп, которые стремились внести изменения в господствующие представления о прошлом. Постколониальный взгляд на мировую историю, миграционные процессы, феминистские исследования, квир-теория и Disability Studies — все это подталкивает музеи к переосмыслению исторических экспозиций, к включению прежде маргинализированных социальных групп в музейные нарративы. Какое отражение этот процесс находит в России? Меняются ли экспозиции в сторону большей инклюзивности? Реализуют ли современные российские музеи свой эмансипационный потенциал?

Александр Кондаков (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Центр независимых социологических исследований, Санкт-Петербург)
Квир-архивирование: стратегия конструирования музеев будущего

Иван Гринько (Московская высшая школа социальных и экономических наук, «Музейный аудит», Москва)
Нарративы миграции в российских музеях: нереализованный потенциал

Анна Ильченко (Фонд V-A-C / Фонд «Виктория — Искусство Быть Современным», Москва), Ярослав Алешин (Музей Вадима Сидура, МВО «Манеж», Москва)
Общее целое: можем мы ли отказаться от идеи инвалидности сегодня?

Мария Сарычева (Независимый куратор, Москва), Евгений Ляпин (Активист Queer Peace, Москва)
Инклюзия как новая норма: опыт создания проекта «Единомышленники» в Музее «Гараж»

Модератор — Александр Иванов (Исследователь, куратор образовательных проектов, Санкт-Петербург)

14:35 — 15:35
Обед

15:35 — 17:50
Секция 5. Играя в прошлое: «немузейные» форматы в музее

Все чаще современные музейные институции, в том числе исторические музеи и музеи памяти, используют способы актуализации прошлого, раньше считавшиеся «немузейными». Сегодня в музейных пространствах часто организуются спектакли, перформансы, игры; во многих музеях можно брать экспонаты в руки, использовать экраны планшетов для выбора интересующей информации, оставлять записки, которые становятся частью экспозиции. Интерактивность и партиципаторность меняют принцип рассказа о прошлом, перенося акцент с одностороннего потребления прошлого на соучастие в его воспроизведении. Какие новые способы работы с аудиторией используют российские музеи? Как они внедряют интерактивные и партиципаторные технологии в экспозиции? Как это меняет рассказ о прошлом? И чем ограничена степень соучастия посетителя музея?

Михаил Калужский (Драматург, редактор Open Democracy Russia, Германия)
«Восстание»: кто позвал драматурга в музей?

Павел Куприянов (Институт этнологии и антропологии РАН, Исторический музей, Москва)
Боярский быт в «оживших картинках»: музейная инсценировка как способ освоения прошлого

Екатерина Каменская (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург)
«Искусство путешествий»: актуализация исторических коллекций через вовлечение горожан

Олег Николаев (Бюро «АртТерра», Санкт-Петербург)
Опыт интерактивной экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» (Музей-заповедник «Куликово поле», Тула, 2015)

Модератор — Варвара Склез (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, Лаборатория публичной истории, Москва)


17:50 — 18:10
Кофе-брейк

18:10 — 20:00
Секция 6. Как представить источник? Экспонирование и образовательные программы в музейных проектах (круглый стол)

Любая историческая выставка или музейная образовательная программа имеет дело с определенным набором источников, на основании которого могут быть построены пространство и нарратив. Но не секрет, что сам характер источников существенно отличается в зависимости от того, к какой эпохе и проблеме обращаются создатели проекта. Как специфика источников влияет на формирование экспозиционного пространства и на репрезентацию самого источника? Как именно происходит актуализация источниковедческих проблем внутри экспозиции? Насколько продуктивно задаваться источниковедческими вопросами в музее и других пространствах, становящихся объектом публичной рефлексии? Должны ли образовательные программы раскрывать и дополнять источниковедческий контекст репрезентируемой в проекте эпохи?

Участники:
Мария Сакирко (Музей Москвы, Москва)
Марина Соколовская (Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр), Екатеринбург)
Лия Чечик (Еврейский музей и Центр толерантности, Москва)
Галина Янковская (Музей современного искусства PERMM, Пермь)

Модератор — Юлия Лидерман (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, Москва)

17 июня

11:00 — 12:50
Секция 7. Потребляя прошлое: феномен «успешной выставки»

Самым очевидным критерием успешности любой выставки, в том числе и связанной с рассказом о прошлом, является число посетителей и количество проданных билетов. Это неизбежно подталкивает организаторов не только к изменению маркетинговых стратегий, но и к поиску максимально адаптированных для массового посетителя форм. Упрощается и содержание: профессионалы отмечают, что порой кураторы таких блокбастерных выставок создают простые конструкты прошлого, инструментализируя их для нужд современности, а не для понимания и критического отношения к произошедшему событию. Какова общественная значимость подобного презентизма (Артог)? Где лежит грань между возможным и недопустимым упрощением? Могут ли выставки-блокбастеры чему-то научить создателей музейных экспозиций? Или же, напротив, они в большинстве случаев требуют последовательной критики?

Зинаида Бонами (Музей изобразительных искусств им. Пушкина (2001-2015), Москва)
Выставка-блокбастер как эффект постмузея

Виктория Казьмина (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Стратегии медиатизации прошлого в мультимедийном проекте «Россия — моя история»

Софья Чуйкина (Университет Париж VIII, Франция)
Выставки о Первой мировой войне в России и во Франции (2014-2015): влияние коммеморативного контекста на концепции и их восприятие

Модератор — Егор Исаев (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Лаборатория публичной истории, Москва)


12:50 — 13:10
Кофе-брейк

13:10 — 14:10
Пленарное выступление

Драган Куюнджич (Флоридский университет, Гейнсвилл, США)
Liquid Museum: «А нету, тетя, такого музея»!
(на английском языке с синхронным переводом)

Модератор — Андрей Завадский (Свободный университет Берлина, Германия; Лаборатория публичной истории, Москва)


14:10 — 15:10
Обед

15:10 — 17:30
Секция 8. Современное искусство — сложная работа с прошлым?

Современных художников часто обвиняют в намеренной сложности, которая отталкивает публику от посещения художественных музеев. Тем не менее современное искусство все чаще рассматривает «прошлое» и существующее к нему отношение в качестве предмета своего исследования. Так, художник Кирилл Глущенко в рамках недавней выставки «Прекрасен облик наших будней» показал частную жизнь в эпоху оттепели через озвученные дневники водителя автобуса Николая Казакова. В качестве другого примера можно назвать работы Гриши Брускина, в которых деконструируются советские мифы. Как удается — и удается ли — современным художникам, работающим с прошлым в «сложных формах», осуществить коммуникацию со зрителем? Что можно считать позитивным результатом такой коммуникации: солидаризацию зрителя с точкой зрения художника или же выработку критического отношения к представляемому художником прошлому? Какие критерии позволяют говорить о том, что художник проводит исследовательскую работу, а не инструментализирует прошлое в своем произведении?

Юлия Лидерман (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, Москва)
«Реальность» исторического источника в современном искусстве

Илья Будрайтскис (Публицист, куратор, преподаватель, Институт проблем современного искусства (ИПСИ), Москва)
«Что-то пошло не так»: 2000-е между историей и опытом

Алиса Савицкая (Волго-Вятский отдел Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), Нижний Новгород)
Современное искусство и новое краеведение: нижегородские кейсы

Максим Шер (Художник, Москва)
Образ против документа: художник как историк повседневности

Модератор — Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж», Лаборатория публичной истории, Москва)


17:30 — 17:50
Кофе-брейк

17:50 — 19:40
Секция 9. Виртуальные баррикады: онлайн-музеи и доминирующие нарративы

Интернет создал множество новых возможностей для рассказа о прошлом, и онлайн-пространство играет сегодня важнейшую роль в процессе музеефикации. С одной стороны, российские музеи активно оцифровывают свои коллекции, создавая открытые для всех архивы экспонатов. С другой стороны, в интернете становится все больше виртуальных музеев и исторических проектов. Они дополняют музейные нарративы, представляют альтернативные взгляды на историю и память, музеефицируют прошлое, еще не включенное в традиционные музейные экспозиции, и создают архивы личных воспоминаний, которые по разным причинам не могут быть включены в музейные экспозиции. Какую роль играют исторические онлайн-проекты в актуализации контрпамяти и, шире, в процессах бытования памяти в России? Какие механизмы используют авторы этих проектов для противостояния доминирующим нарративам? Каков потенциал таких «виртуальных баррикад»?

Илья Венявкин («Прожито», InLiberty, Москва), Михаил Мельниченко («Прожито», Москва)
Проект «Прожито»: электронный архив как нарратив о прошлом

Андрей Борзенко («1917. Свободная история», Москва)
Дедлайн сто лет назад. Исторический нарратив на языке новых медиа

Марина Соколовская (Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр), Екатеринбург)
«Свои девяностые» в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина

Дискуссант — Полина Колозариди (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Клуб любителей интернета и общества, Москва)
Модератор — Андрей Завадский (Свободный университет Берлина, Германия; Лаборатория публичной истории, Москва)

Партнеры конференции

Музей Москвы
Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)
«Уроки истории»
Colta.ru
Gefter.ru

Контакты

contact@publichistorylab.ru
Publichistorylab.ru
www.facebook.com/publichistorylab



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2