Кто нужен городам?

16.08.2018

Урбанистика стала модным увлечением, но города по-прежнему испытывают кадровый голод по специалистам, которые занимаются городским развитием. Кто нужен городам, рассказывает новый руководитель направления Urban Studies Ярослав Ковальчук.


Ковальчук.jpgЯрослав Ковальчук, архитектор, урбанист, исследователь, руководитель направления Urban Studies в Шанинке. В разное время: руководитель мастерской в НИиПИ Генплана города Москвы, основатель «Архитектурного бюро Римша»; соучредитель архитектурного бюро «Александр Бродский», главный архитектор Центра современного искусства Винзавод, главный архитектор проекта «Интерьеры МШУ “Сколково”. 

- Всем вдруг стала интересна урбанистика. Почему?

- Глазычев писал, что человека не интересует то, что происходит за внешней обшивкой входной двери: пространство подъезда, улицы, города воспринимается как совершенно чужое. За последние 20-25 лет в России появилось новое поколение. Выросло благосостояние людей: все сначала делали ремонты в своих квартирах, покупали машины, заводили дачи. А потом вдруг обнаружили, что есть не только личное пространство, но и то, что вокруг него, и это тоже важно.

Произошедшие изменения уже очень заметны: все стали записываться в урбанисты, блогеры стали про это писать, все это обсуждают. Потом появился Капков, который сделал Парк Горького. А потом правительство Москвы и правительство России увидели, что создание общественных пространств и развитие территорий создает большой эффект в глазах общественности. Сейчас это становится частью государственной политики. Но в основе лежат изменения общества, которые произошли в последние 20-25 лет.

- Есть ли какой-то экспресс-тест, который позволит определить, что я рассуждаю как урбанист, как обычный горожанин или как диванный эксперт? Чем отличается мышление урбаниста?

- Экспресс-тест трудно придумать, разве что список прочитанных книг. Но еще есть такая вещь: в развитии территорий и городов очень много сложных проблем, у которых есть простое и очевидное неправильное решение. 


“Любая, даже самая сложная, проблема обязательно имеет простое и очевидное, неправильное решение” (Законы Мерфи. Артур Блох)


Как, например, расширение автомобильных дорог для борьбы с пробками. Или наоборот стремление запретить автомобили. Человек, который глубоко в этом разбирается, понимает, что любая проблема имеет несколько решений, они все сложные, и любое решение будет компромиссным. И вот такой ярый максимализм – это как раз признак неофитов, которые только-только начали вникать в тему. Правильное решение – это всегда поиск баланса. И этот баланс в разных городах и районах будет разным.
Или, например, все боятся повышения плотности застройки, хотя у высокой плотности есть и свои плюсы, и свои минусы. В английском есть термин infill-development. Уплотнительная точечная застройка – вполне подходящая вещь для каких-то конкретных ситуаций. В Роттердаме и  некоторых других городах она прописана просто как городская политика. Сложно представить, чтобы в Москве прописали уплотнительную застройку как городскую политику – слишком много отрицательных ассоциаций, но это тоже метод, который может работать. Вопрос – где и когда.

- Какие возможности есть у человека, который хотел бы менять город? Где может реализоваться человек, который хочет заниматься урбанистикой?

- Во-первых, очень полезно для опыта – пойти поработать в региональную или муниципальную администрацию и изнутри посмотреть, как это все устроено. Это поможет понять, что там действительно работают люди, которые много всего хотят сделать и делают, а вещи, которые мы воспринимаем как негативные явления, – это не чей-то злой умысел, а результат работы сложной системы.
Во-вторых, есть частные компании, которые связаны с развитием территорий: девелоперы или крупные корпорации, которые в городах своего присутствия этим занимаются. Если это не застройка пустых полей, а более сложный процесс в городе, то там нужно включать механизмы вовлечения сообществ, брендирования территорий, проекты становятся все более и более сложными. И сейчас чувствуется нехватка кадров.  
И третья возможность - это некоммерческие организации, которые так или иначе связаны с развитием территорий. Например организуют  городские фестивали: Арт-овраг в Выксе, “Териберка. Новая жизнь”, урбанистический фестиваль в Дербенте, который делал Фонд “Пери” и многие другие. 

арт-овраг.jpg
Фестиваль "Арт-овраг"в Выксе. Источник фото

Можно писать про город и с помощью медиа менять ситуацию, если уметь аргументировать свою позицию. А для этого надо не только знать общую теорию, но и понимать, как работает муниципальное управление, как работает законодательство, как происходит градостроительное регулирование.


- Сейчас появляются вузы и факультеты, которые готовят специалистов по развитию территорий. Где их готовили раньше? Кто занимался развитием городов?

- Есть несколько разных профессий. Например, есть архитекторы, которые очень часто считают, что именно они занимаются развитием городов. Но архитектура – это все-таки проектирование объектов. В советское время в рамках профессии архитектор была специализация «Градостроительство». В то время все было централизовано, был госплан, единая система планирования.

Все сильно изменилось когда появилась частная собственность и городское планирование стало работать совсем иначе. Существует много разных акторов (бизнес, девелоперы, сообщества и жители, муниципалитеты и региональные администрации) и между ними происходит сложное взаимодействие. В современных городах появилось градостроительное регулирование (ПЗЗ) и городское планирование. Складывается новая профессия - планировщик (urban planner). В 2010 году Вячеслав Глазычев, Александр Высоковский с коллегами и единомышленниками создали некоммерческое партнерство «Объединение планировщиков» (Russian Urban Planners Association). Это была попытка институционализации профессии и создания профессиональной ассоциации. Сейчас планировщики все сильнее заявляют о себе, как об отдельной профессии.

Кроме планировщиков сейчас формируется еще одна профессия – это люди, которые непосредственно занимаются развитием территорий. Мы таких как раз готовим в Шанинке в магистратуре по Urban Studies. Эти люди сами не рисуют мастер-планы и проекты планировки, но они понимают, как это все работает, могут составить грамотное ТЗ и говорить на одном языке и с планировщиками, и с экономистами, и c социологами. И это такая синтетическая профессия, которая пока не имеет названия и до конца еще не сформировалась.

urban.jpg
В 1910 году в России прошел первый urban forum – «Первый всероссийский съезд деятелей и специалистов по городскому благоустройству». Тогда благоустройством называлось все городское развитие. Мне нравится, что там принимали участие и специалисты, и деятели. Вот деятели – эта та профессия, которая со временем сложится. Сейчас она только-только начинает формироваться.

- Эта профессия и дальше будет развиваться как синтетическая или распадется на разные нишевые специализации? 

- Останется потребность в людях, которые будут способны видеть общую картину, руководить процессами и вести за собой других, то есть развивать города.  С другой стороны, будут появляться узкие специальности, где нужно уметь делать что-то особенное. Например, в Англии есть магистратура, где учат специалистов по организации и модерации сообществ – это отдельная профессия, которая у нас тоже со временем появится. Или, например, становится все более важным ландшафтный дизайн. И это не просто красота. Развитие концепции устойчивого ландшафта привело к тому, что современные инженерные сети тесно интегрируются с природными комплексами в городе. И хотя сама профессия ландшафтного архитектора существует давно, она наполняется совсем новым содержанием.

- В основе того, чему вы учите на специализации, лежит проектный подход. Как отличить проект от непроекта?

- Проект - это всегда решение проблемы. Проблема должна быть сформулирована. Первое – нужно проанализировать ситуацию и понять, в чем проблема. Если из анализа нет выхода на проблему и ее решение, то это маниловщина. Второе – у проекта должна быть ясная и понятная идея, которую очень легко всем объяснить, идея, которая очень четко ложится на ситуацию и местность. При этом в ней должно быть изящество и простота. Если это есть, то это проект. 

“Многие муниципалитеты часто не понимают, что именно нужно делать: «Нам нужна комфортная городская среда. Спроектируйте фонтан, церковь и памятник»“

Сейчас много имитаций проектов: давайте мы поставим качели, сухой фонтан и сделаем озеленение в природном стиле. Происходит копирование и штамповка где-то получившихся удачных решений. Например в последние годы все больше городов хотят построить свой “Хайлайн”. Однажды этот парк удался и теперь в Австралии, в Китае, и даже в Москве - на монорельсовой дороге - собрались строить такой же. Почему парк? Почему на монорельсе? В чем проблема монорельса? Главный вопрос – будет ли парк на монорельсе лучшим решением проблем, которые там есть?


Что такое проекты развития территорий:

  • Проект — это решение проблемы и создание нового качества.
  • Проекты ориентированы на людей и решение проблем конкретных групп и целевых аудиторий.
  • Проекты основаны на существующих запросах и потребностях, но создают новые возможности и оставляют место для эволюционного развития и творчества горожан.
  • В центре хорошего проекта лежит простая и ясная идея, которую все могут понять и которую возможно реализовать. Они дают видимый результат в краткосрочной перспективе. Долгосрочные проекты нужны, но первые результаты должны быть быстрыми и видимыми.
  • Любой проект — это маленький кусочек в долгой истории развития места. Он не может решить всех проблем места, но должен улучшать что-то конкретное.
  • У каждого проекта есть непредсказуемые последствия. Мы не можем предвидеть всех последствий наших проектов в меняющемся мире. Мы никогда не знаем всех исходных данных и работаем в ситуации неопределённости. Проекты должны быть гибкими. Они тоже должны эволюционировать. 


- А какую проблему решает, например, Зарядье?

«Зарядье» решает очень важную задачу – оно создает новый образ центра города и новый символ. Зарядье – это манифест нового подхода к развитию города. Это не совсем парк, это аттракцион, знаковое место. Как манифест он действительно удался. В советское время центром москвы была Красная площадь. Мавзолей, парады, трибуны - это был символ Москвы и всего Советского Союза. В девяностые и нулевые главным центром города стала Манежная площадь. В тот период торговый центр был вполне актуальным и уместным символом города, но сейчас уже нет. Новым символом стал парк “Зарядье”.

Зарядье.jpg
Парк Зарядье. Источник фото

- Главный архитектор Москвы сказал, что в Зарядье участились случаи занятия сексом

Это новая городская традиция. Александр Высоковский, например, любил троллить заказчиков. Когда ему предлагали развивать города, он спрашивал: где вы знакомитесь с девушками? Как у вас начинаются романы? Что в городе надо обустроить для этого? Зарядье – очень жизнеутверждающий пример. У любого проекта есть непредсказуемые последствия. Когда что-то сделано и начинает жить своей жизнью, становиться частью города, традиций, мифов, легенд, это самый большой успех для проекта.

- Парк Горького стал частью городских мифов?

Парк Горького – очень интересный кейс. До этого много архитектурных критиков писали, что в Европе есть традиция гулять в парках, а  у нас такой традиции нет и люди больше любят ходить в торговые центры. И когда Капков сделал Парк Горького, оказалось, что люди очень любят ходить в парки, а не ходили, потому что парки были не приспособлены для времяпровождения. Капков придумал картинку, как это должно жить. И вдруг оказалось, что парки – это не то, что мы раньше думали. Должен быть кто-то первый, кто возьмет и сделает.
Наш идеальный выпускник это человек, который может придумывать и создавать новое, невиданное, но очень связанное с местом, и его характером и особенностями. Чтобы из других стран к нам приезжали люди и вдохновлялись российскими городами.


Какие компетенции нужны людям, развивающим территории:

  • Понимание что такое город, как он живет и развивается. Город — это сложная система: открытая, эволюционирующая, сетевая. 
  • Знание современных концепций урбанизма и градостроительства, чтобы не изобретать велосипед. 
  • Понимание, как устроены сообщества и что им нужно. Люди хотят одного, думают другое, а говорят третье. Если просто спросить, чего они хотят, ничего содержательного узнать невозможно. Нужны знания социологии и культурологии.
  • Умение проводить исследования, анализировать и делать выводы. Обладать критическим мышлением.
  • Умение придумывать новое – креативное мышление. Сейчас многое делается под копирку. 
  • Дизайн-мышление — это базовый инструмент проектировщика. 
  • Понимание логики российской системы управления и бюджетирования.
  • Умение продавать проект. Мало придумать хороший проект, нужно уметь «продавать» свои проекты жителям, бизнесу и администрации. Делать презентации, выступать, писать, вести переговоры и все такое.
  • Практические знания и навыки: основы социологии и экономики, понимание современной культуры, искусства, архитектуры, ландшафта, знание законодательства, практики управления, бюджетного финансирования, понимание принципов устройства инженерных и транспортных систем, природных экосистем в городе и много всего другого.
  • Умение работать в команде. Развитие территорий – это командный вид спорта.
  • Понимание, что все очень быстро меняется в мире и России. Нужно уметь постоянно учиться, следить за новостями. Нужно понимать, что знания мгновенно устаревают, и чтобы оставаться на месте нужно быстро бежать вперед а, чтобы немного продвинуться, нужно бежать гораздо быстрее.


Справка

Программа «Управление развитием городской среды» 
Формат обучения: Британская магистратура + российская профессиональная переподготовка
Длительность обучения: 1 год
Выдаваемые документы по окончании:
- Диплом о профессиональной переподготовке «Управление развитием городской среды»
- Диплом магистра Манчестерского университета (Master of Arts in Urban Studies, University of Manchester, UK)
Прием документов: до 27 августа 2018 г.
Подробнее

Гранты на обучение от Фонда Михаила Прохорова для жителей Москвы и Московской области, а также для представителей Сибирского, Дальневосточного, Уральского и Центрального федеральных округов. Подробнее


Чтобы получить больше информации о программе, заполните форму: 


Приемная комиссия:
(495) 564-85-82
applic@universitas.ru