Открыт прием заявок на конференцию “Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари”

06.06.2019
Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Школа дизайна НИУ ВШЭ, факультет Управления социокультурными проектами МВШСЭН и журнал “Теория моды” приглашают принять участие в международной конференции, которая состоится 19-21 сентября 2019 года: “Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари”

Необычное, экстраординарное, из ряда вон выходящее чаще фигурирует в рекламном, чем в научном дискурсе последних десятилетий. Начиная по крайней мере с середины XIX столетия европейская культура проникается недоверием и к этой риторике, и к тому, что за ней стоит, что отчасти совпадает с периодом распространения научных методов познания окружающего мира. Действительно, такие категории как «великий человек», «гений», «поразительное событие» постепенно становятся достоянием массовой культуры, где безжалостно эксплуатируются в коммерческих целях. В результате исследователи избегают говорить о необычном, предпочитая либо его банализировать, либо просто исключать из научного обсуждения. Напротив, мы предлагаем поговорить об этом «слоне в комнате» (elephant in the room), который одновременно притягивает взгляды и отменяет серьезное обсуждение. Центральным для нас является именно связь впечатления (эмоциональной реакции, органов чувств) с его рационализацией – вербализацией, изображением, оценкой, использованием, и т.д. Среди возможных тем и проблем для обсуждения мы предлагаем следующие: 
  • Возможно ли необычное "само по себе" или же оно всегда будет вписываться в некую традицию репрезентации необычного?
  • Как устроены аффективные/эмоциональные реакции на необычное?
  • "Хорошее" и "плохое" необычное (эксклюзивность, курьез, причуда, эксцентрика, ерунда): как происходит ценностное означивание необычного?
  • Режимы обычного: как структурирован порядок, относительно которого мыслится различие? 
  • Образы Другого: экзотика, аномалия, монструозность.
  • Музейный объект: от кунсткамер к остранению/"мумификации" современного опыта
  • Читательские/зрительские ожидания и их нарушение: необычное "внутри" канона (например, резкий поворот сюжета; изображение мифологического существа) и "поперёк" него (например, нарушение границ жанра).
  • Сенсации и модерное “производство новизны” (в медиа, моде, и проч.)
  • “Дизайн” необычного и экстраординарного.
  • Экстраординарное как экстратерриториальное: внеземное, внепространственное, утопическое.  

Заявки (600-800 знаков) принимаются до 5 июля по адресу russianescapade@gmail.com, о результатах будет сообщено до 1 августа.


Оргкомитет: Людмила Алябьева, Ксения Гусарова, Екатерина Лапина-Кратасюк, Елена Нагаева, Мария Неклюдова.