Егор Исаев: "Решение заниматься наукой я принял в Шанинке"

  • Выпускник программы Public History 2013 года.
  • Преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН.
  • Преподаватель департамента медиа НИУ ВШЭ.
  • Лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2015 и 2014 года.

исаев.jpg
Что Вас привело в Шанинку? Как Вы о ней узнали? Как проходило поступление?

Это был сентябрь 2012 года, я работал в школе №319 в Гольяново и параллельно получал второе высшее в Московском Педагогическом университете. Мне позвонил мой знакомый, Женя Витковский, и сказал, что сейчас проходит набор на новую программу «Публичная история», которая реализуется в сотрудничестве с Манчестерским университетом, и там есть несколько грантов, на которые можно претендовать. Я подал заявку, написал эссе, как сейчас помню на «Апологию истории» Марка Блока и подготовился к собеседованию. В моей комиссии были Андрей Леонидович Зорин и Вера Сергеевна Дубина. В итоге, я сдал вступительный экзамен и прошел на бесплатное место.

А что Вас больше всего привлекло в программе?

Программа на тот момент только запустилась, мы были первым набором, поэтому никаких рекомендаций и быть не могло. Безусловно, меня привлекала возможность получить диплом Манчестерского университета, здесь глупо кривить душой. Помимо этого, мне очень понравился набор курсов. Я полистал программу и посмотрел на преподавателей, многие из них мне были уже знакомы, потому что у меня очень много друзей учились и заканчивали РГГУ, а Вера Сергеевна и Андрей Леонидович привлекли оттуда одних из лучших. Плюс, в программе был курс Владимира Сергеевича Малахова по национализму, а я уже о нем слышал, и это, конечно же, была отличная возможность посмотреть на него вживую.

За время учебы у нас сложилась отличная рабочая группа, она включает в себя 5 выпускников первого и второго набора: это Катя Суверина, Варя Склёз, Андрей Завадский и Артем Кравченко. Кстати, мы только что вернулись из Констанца. Аллейда Ассман приглашала нас на коллоквиум по дигитализации памяти. Нам очень понравилось, мне кажется, что нас очень хорошо приняли.

Есть ли какие-то проекты, которые Вы уже реализовали этой рабочей группой?

Есть «Журнал исследований социальной политики», существующий на базе «Вышки» (НИУ ВШЭ), в котором опубликовано несколько работ от меня, Кравченко и Завадского на тему памяти о тоталитаризме. Мы вместе ездили в Пермь на одноименную конференцию, как раз на пике конфликта местной администрации и «Перми-36». Частично мы там и начали взаимодействовать, а потом с Артемом сделали Весеннюю школу по публичной истории, которая прошла в мае 2015 года в Шанинке.

исаев.JPG 

Раз разговор зашел о «Вышке», скажите, «Школа коммуникации, медиа и дизайна» – это Ваш проект?

Частично – да, я буду курировать там ряд направлений.

Он еще не создан окончательно, мы сейчас только прописываем программы, которые будем реализовывать. Смысл здесь в том, что в условиях кризиса «Вышке» нужно запускать дополнительное образование более интенсивно, чем это было сделано до этого, а так как произошло укрупнение факультетов (там делали большие мегафакультеты, теперь их у нас всего меньше десятка), сейчас нужно создавать Дополнительное образование, которое объединит несколько департаментов. Раньше они были самостоятельными факультетами, следовательно нужно вырабатывать какую-то новую программу, и вот этим мы сейчас занимаемся.

Так что сейчас основное поле моей деятельности – это наука и преподавание.

Вы планируете продолжать двигаться в этом векторе?

Сложно сказать, мне диссертацию надо защитить (смеется), так что в ближайшие два года я буду тесно прикован к Университету. У меня полторы ставки в Высшей школе экономики, я читаю курс в Шанинке и не думаю, что в ближайшей перспективе сумею слезть с этого крючка, но про будущее тоже ничего не могу сказать. Возможно, что все изменится.

Получается, что Вы в Шанинке побывали в статусе абитуриента, слушателя, выпускника, преподавателя. Как в связи с этим менялись Ваши ощущения, взгляд на Шанинку?

Я только начал преподавать, поэтому у меня еще не сложилось полной картины, тем не менее, могу точно сказать, что в роли слушателя мне нравилось находиться гораздо больше, потому что здесь все для тебя делают, ты вкушаешь плоды чужого труда, а сейчас приходится самому сидеть над программой, думать, что и как рассказывать студентам.

Так или иначе, я думаю, что Шанинка - заведение такого уровня, что к ней кардинальным образом отношение не поменяется, я ее очень сильно люблю, невзирая на все, что с ней происходило и будет происходить. Это очень важный Университет, который сделал многое для университетской жизни в стране, и мне иногда жаль, что люди не знают о нем - это ведь грандиозный проект.

В какой момент Вы приняли решение заниматься наукой? И что дала для этого толчка Шанинка? Это атмосфера, книги, библиотека?

Да, да, библиотека действительно шикарная. Несмотря на не самые большие объемы в сравнении с другими университетами, книги выбраны очень удачно и видно, что руководители программы занимаются этим не спустя рукава. Я даже знаю, как Вера Сергеевна формировала ее. Бюджет был не очень большой, поэтому она работала над каждой книжкой и выбирала именно ту, которая представлялась наиболее важной. Что касается того, как я начал заниматься наукой – да, это решение я принял в Шанинке. У меня был курс «Инструментализация истории в медиа», его как раз вела Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк - моя нынешняя научная руководительница. Фактически, этим я сейчас и занимаюсь. Так совпало, что я как практик занимался кино два года, и было так интересно посмотреть на это с другой стороны, ответить на вопросы, которые сам ты себе даже и не задавал, когда снимал, и оценить положение, отношение к многим вещам с помощью современных подходов к массовой культуре. Меня это так заинтересовало, что я до сих пор этим занимаюсь и пишу диссертацию на эту тему.

А в чем все-таки секрет? Всегда интересно найти эту точку, которая все меняет, что это было для Вас?

На мой вкус, это продуманность программы. То есть она была очень хорошо сконструирована, поэтому нету ощущения какой-то разорванности, прерывистости образовательного процесса. Мы все работали и учились в двух университетах, но все равно самое сильное влияние на нас оказала именно Шанинка. Я думаю, что во многом это заслуга Веры Сергеевны и Андрея Леонидовича. Что касается того, что происходит сейчас – я не знаю. Наверное, начинает складываться коммьюнити, и очень важно, чтобы сейчас оно сложилось, потому что запал довольно быстро пропадает, то есть и курсы, и программа теряют свою уникальность - появляются конкуренты - что естественно. Но если получится создать правильное коммьюнити преподавателей и студентов, то все будет работать так же, как и прежде, а может быть даже лучше.

В чем залог успеха коммьюнити?

В умении слушать друг друга, что сегодня встречается очень редко. На наших семинарских занятиях большую роль играли дискуссии, и мы периодически сталкивались с радикальными позициями, с людьми, которые не слушали друг друга - это было неприятно. Они правда со временем сами отпадали.



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4