Ирина Фильченкова: "Мне хотелось быть на месте машиниста"

  • Выпускница факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН 2007 года.
  • Менеджер проектов в Департаменте развития ВДНХ.
  • Куратор движения RE:made.
18009868_1356182831128875_68845610_n.jpg
Расскажите о том, как Вы узнали про Шанинку, как приняли решение поступать, как это все происходило?
Все началось с того, что я не знала, куда мне поступать после школы. Происходило это в моем родном Барнауле. Это сейчас я понимаю, что из всех тех специальностей, что были представлены в местных вузах, я ничего не могла выбрать по душе, просто потому, что еще таких понятий как арт-менеджмент, социокультурное проектирование, местная идентичность и т.п. – ставших привычными для московской тусовки - у нас тогда и в помине не было. А именно этим, как выяснилось позже, мне и хотелось заниматься. 
Зато было искусствоведение. Классическое гуманитарное образование, которые было, наверно, ближе всего к тому, что хотелось. Решающим фактором стало то, что на факультете Истории искусств после 4 курса переводили в Петербург, в Академию художеств, куда я собиралась уехать еще со школы. На тот момент это было моей основной целью. Я подумала, все сходится, надо брать, а потом это куда-нибудь да вырулит. А на 3 курсе у нас появился новый преподаватель - Наталья Вильчик, которая вела курс арт-менеджмент. Вокруг нее быстро сформировалась группа заинтересованных студентов, которым это было интересно. А потом Наталья Николаевна провела Летнюю школу для студентов, на которую пригласила московского бизнес-тренера, он нам и рассказал про Шанинку. Этот был решающий для меня момент - потому что благодаря Шанинке я переехала не в Санкт-Петербург, а в Москву. Так что в некотором смысле, Шанинка напрямую повлияла на мою жизнь (смеется - прим.ред.). 

В Шанинке Вы писали работу о творческих кластерах, а потом устроились пиар-директором Флакона. Как у Вас это получилось?
Флакон образовался в 2009 году, а дипломная работа была написана в 2007-м. Эта тема меня сразу заинтересовала, потому что новые пространства, такой междисциплинарный подход, когда происходит пересечение самых разнообразных областей, при этом все происходит в одном месте, и это происходит в контексте города, у которого очень много разных интересов разнонаправленных: есть и жители, и власть, и бизнес (разный, причем, бизнес), - это все каким-то образом переплетается и становится мощной точкой притяжения. На тот момент в Москве было два креативных кластера – ARTPLAY и Винзавод, и через какое-то время появился Флакон. По сути, эта тройка до сих пор и держится. И я очень рада, что мне удалось поработать в одном из них. Флакон дал мне шанс - за это я ему буду всегда благодарна. 
фильченковаа.jpg
Я была pr-директором Флакона 2 года. Это было какое-то совпадение...хотя, ничего случайного не бывает, поэтому скажем так: я долго к этому шла, и потом в один момент это случилось. Уходила прежняя команда, им срочно нужна была замена, они сами ее искали. До этого я каждые два-три месяца писал на Флакон: «не нужен ли Вам пиарщик?», «не нужен ли Вам еще ивентщик? ассистент ассистента?». На что мне все время отвечали: «вот буквально сейчас будет вакансия», “ой, нет, ее занял кто-то другой”. И так далее и тому подобное. А потом в один прекрасный момент они позвонили мне и сказали: "Тебе еще интересна работа на Флаконе?». Я ответила: “Конечно, да!”. И только в конце собеседования я узнала, на какую должность меня зовут. Я была безумно счастлива. 
С другой стороны, мне было очень страшно выходить на работу, потому что я понимала, какая это махина, и какой это уровень ответственности. Только через полгода у меня появилось чувство, что теперь я крепко стою на ногах. Когда мы с новой командой сформировали какое-то собственное видение того, как все должно происходить, и под себя настроили всю систему, стало намного проще. 

А когда Вы поняли, что Вам это уже неинтересно?
Лично моя история заключается в том, что пиар – это все-таки не напрямую социокультурное проектирование, хотя тоже часть этого процесса. 
Есть локомотив, который ведет поезд, а есть вагон-ресторан, в котором все собираются, и кто-то рассказывает другим людям, что вообще происходит в поезде и куда он движется. А мне хотелось быть в первом вагончике на месте машиниста, потому что для того, чтобы быть в вагоне-ресторане, нужен особый талант, умение держать публику, поддерживать интригу и делать так, чтобы те, для кого ты стараешься, правильно потом доносили информацию остальным пассажирам. Это талант, перед которым я преклоняюсь. Но для меня быть внутри процесса, когда еще ничего нет, и никто не понимает, что с этим делать, гораздо интереснее. И так случилось, что в очередной раз на Флаконе менялась команда. Уходила наша, третья, – это абсолютно нормальная практика, каждое место должно проживать разные этапы. Каждому овощу – свое время. Было становление, был просвет, а сейчас Флакону нужно двигаться куда-то дальше. И нам нужно было идти, и Флакону. И туда пришли новые люди, и соответственно, мы ушли вот сюда и занимаемся сейчас немножко другими вещами. Часть команды Флакона в итоге перешла на ВДНХ. 

Чем Вы сейчас занимаетесь?
Здесь образован Департамент развития, который, работает над концепцией, написанной Ценципером летом прошлого года. Это концепция развития ВДНХ до 2025 года, в результате которой ВДНХ должна стать центром притяжения для горожан и туристов, то есть такая мощная точка, ради которой можно было бы ехать в Москву. Конкретно я сейчас занимаюсь развитием двух вещей – это информационный центр на территории и музей ВДНХ, который должен появиться у нас на главном входе после реставрации этого объекта.

За время Вашей работы уже произошли какие-то изменения?
Прошло слишком мало времени. Там проекты сроком от полугода до двух лет называются краткосрочными. Поэтому в этой логике пока сложно какие-то подкоренные изменения совершить. Пока это был процесс вхождения в систему, в то, как она работает, и, скорее, мы наметили какие-то ориентиры, начали совершать какие-то шаги для того, чтобы что-то качественно изменить, но пока этот процесс не завершен. 

Что же будет с ВДНХ?
По новой концепции ВДНХ поделится на 6 новых зон. Зона экспо, зона знаний, зона ремесел, парк аттракционов, ландшафтный парк, и центральная аллея, которая становится музейным комплексом. Эти зоны разрабатываются разными командами, разными архитекторами, но все связаны между собой. 

Скажите, когда Вы почувствовали, что вот сейчас Вы делаете какой-то полноценный социокультурный проект? Это произошло, когда Вы создали RE:made?
Социокультурное проектирование – это вообще слишком широкое понятие. Движение RE:made – это проект, которым мы пытаемся показать, что самые обыденные и примитивные вещи, которые отправляем в мусорное ведро сразу после того, как использовали, могут стать необычным, живым материалом для создания новых вещей. Наша задача - увидеть в старой ненужной вещи что-то новое. Её полезность, красоту - например, если ее правильно скомбинировать с другой вещью и т.д. Наша цель –развивать гуманное отношение к ресурсам посредствам творческого подхода к тому, что нас окружает в обычной жизни. Необязательно приобретать новое, чтобы это новое получить, потому что его можно сделать из старого.
Нас в команде трое. Я больше выступаю как куратор, Лена Липатова – художник, Марго Лагун – дизайнер. Не могу сказать, что это какое-то активное движение, но несколько раз в году мы обязательно участвуем в городских мероприятиях. Кроме того, регулярно роводим мастер-классы - например, в «Гараже», на «Ферме» (недавно открыта на ВДНХ). Мы работаем с детьми, показываем им, как из всевозможных подручных средств, которые не жалко, и которые уже считаются мусором, можно сделать что-то свое. В прошлом году на Ночь искусств мы вместе с гостями делали световую инсталляцию. В рамках «Чисто. Сердечно» к 5-летию дизайн-завода «Флакон» сооружали большой “флакон” из пластиковой посуды. У нас, конечно, в планах и мечтах заиметь собственную мастерскую и постоянно работать с материалами, создавать объекты, которые можно было бы встраивать в городскую среду, в парки, в интерьеры, то есть создавать более живучие вещи, которые служат дольше, чем длится акция.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3