Описание программы

Направление подготовки: 39.04.01 Социология 
Профиль: Фундаментальная социология

Декан - Виктор Семенович Вахштайн

Программа реализуется факультетом социальных наук с момента основания и служит основой его образовательной традиции. В данный момент это одна из немногих в России магистратур по социологии, нацеленных на получение фундаментального социологического образования в сфере социальной теории и эпистемологии социальных наук.

Как показывает опыт последних 15 лет, выпускники программы - это компетентные социологи исследователи и аналитики, владеющие теоретическим аппаратом и инструментарием современных социологических подходов.



Партнеры

Будьте с нами
Контакты администратора
7277d03282cc8e2e5b8c210ebedea307.jpg
Макшанова Ксения, Княжой Мария

		Array
(
    [ID] => 4
    [~ID] => 4
    [TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [~TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [~IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [LID] => s1
    [~LID] => s1
    [CODE] => news
    [~CODE] => news
    [NAME] => Новости
    [~NAME] => Новости
    [ACTIVE] => Y
    [~ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [PICTURE] => 
    [~PICTURE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [~DESCRIPTION_TYPE] => text
    [RSS_TTL] => 24
    [~RSS_TTL] => 24
    [RSS_ACTIVE] => Y
    [~RSS_ACTIVE] => Y
    [RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [~RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [RSS_FILE_LIMIT] => 
    [~RSS_FILE_LIMIT] => 
    [RSS_FILE_DAYS] => 
    [~RSS_FILE_DAYS] => 
    [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [XML_ID] => 4
    [~XML_ID] => 4
    [TMP_ID] => 
    [~TMP_ID] => 
    [INDEX_ELEMENT] => Y
    [~INDEX_ELEMENT] => Y
    [INDEX_SECTION] => Y
    [~INDEX_SECTION] => Y
    [WORKFLOW] => N
    [~WORKFLOW] => N
    [BIZPROC] => N
    [~BIZPROC] => N
    [SECTION_CHOOSER] => L
    [~SECTION_CHOOSER] => L
    [LIST_MODE] => 
    [~LIST_MODE] => 
    [RIGHTS_MODE] => S
    [~RIGHTS_MODE] => S
    [VERSION] => 1
    [~VERSION] => 1
    [LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [SOCNET_GROUP_ID] => 
    [~SOCNET_GROUP_ID] => 
    [EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [~EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [EDIT_FILE_AFTER] => 
    [~EDIT_FILE_AFTER] => 
    [SECTIONS_NAME] => Разделы
    [~SECTIONS_NAME] => Разделы
    [SECTION_NAME] => Раздел
    [~SECTION_NAME] => Раздел
    [ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [~ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [ELEMENT_NAME] => Элемент
    [~ELEMENT_NAME] => Элемент
    [SECTION_PROPERTY] => 
    [~SECTION_PROPERTY] => 
    [EXTERNAL_ID] => 4
    [~EXTERNAL_ID] => 4
    [LANG_DIR] => /
    [~LANG_DIR] => /
    [SERVER_NAME] => 
    [~SERVER_NAME] => 
    [USER_HAVE_ACCESS] => 1
    [SECTION] => 
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ID] => 4443
                    [~ID] => 4443
                    [IBLOCK_ID] => 4
                    [~IBLOCK_ID] => 4
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [NAME] => «Всё больше людей становятся шаманами. Это быстрый способ получить своё место в обществе». Социолог Мария Волкова — о шаманизме как карьерном пути
                    [~NAME] => «Всё больше людей становятся шаманами. Это быстрый способ получить своё место в обществе». Социолог Мария Волкова — о шаманизме как карьерном пути
                    [ACTIVE_FROM] => 11.10.2019
                    [~ACTIVE_FROM] => 11.10.2019
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4443/
                    [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4443/
                    [DETAIL_TEXT] => 

В сентябре выпускница программы «Фундаментальная социология» МВШСЭН Мария Волкова получила стипендию Оксфордского Российского Фонда на проведение исследования «Шаманизм как призвание и профессия» — об институализации шаманизма и шаманских организаций в Бурятии и Иркутской области. Расспросили Марию, что это всё значит и как сложилось, что сибирский шаманизм рассматривается теперь в том числе и как карьерный путь.




— Исследование, по-видимому, ещё только планируется? Или уже есть какая-то предыстория?

Когда я подавала заявку на Oxford Russia Fellowship, исследование называлось «Шаманизм как призвание и профессия. Социальная мобильность и традиционные верования в Бурятии и Иркутской области». Но сейчас я, наверное, поменяю название. Меня интересовало, что такое шаманизм — или неошаманизм — сегодня, когда стали появляться и набирать силу шаманские организации.


— А у шаманов есть организации..?

Да. Это как раз и было парадоксальностью моего объекта — вопрос о том, что у шаманов есть организации: зачем шаманам организации?! Это проблематично и для социальной теории, начиная с Дюркгейма, который говорит, что не может быть церкви магов, но вот есть некое сообщество, внутри него есть солидарность, есть маг или шаман, в отношении которого существуют другие коллективные представления — для всех остальных он выступает, скорее, как доктор, а не как священнослужитель, воспроизводящий солидарность среди обычных людей. У него немного маргинальное положение относительно всех остальных.

В литературе по социологии и антропологии можно проследить мысль, что верования шамана более подвижны и более индивидуальны, чем верования других участников сообщества. Поэтому сама идея, что может существовать какая-то устойчивая организация шаманов звучит проблематично: на каком основании они могут договориться, если каждый оперирует собственными представлениями?

С распространением шаманских организаций шаман как таковой перестает быть индивидуальным магическим специалистом и оказывается вынужден поддерживать отношения с другими шаманами, участвовать в коллективных ритуалах, проходить обучение и посвящения.


— Это какое-то новое явление, что шаманы начинают собираться в организации?

Да. Относительно новое, они появляются в конце 1990-х — начале 2000-х гг. А сейчас эти организации, по моим наблюдениям, набирают ещё большую силу: проводят какие-то общие ритуалы, собирая шаманов из других организаций, пытаются выбрать лидера, иногда спорят по поводу того, может ли у них быть лидер среди разных организаций.




— А в чём выражается сила, о которой вы говорите? Применительно к чему они её набирают?

Они всё больше консолидируются, и всё больше людей в регионе воспринимают шаманские организации как неотъемлемую часть жизни. Когда я была в экспедиции в 2016 — 2017 гг., нам говорили, что за последние несколько лет всё больше людей становятся шаманами, всё больше людей включаются в то, что нужно каждый год проводить шаманские ритуалы — например, родовое (каждая семья должна проводить ежегодный ритуал почитания своих предков). То есть возрождение шаманизма, по крайней мере, по наблюдениям, сделанным в нашей экспедиции, в последние несколько лет набирает большую силу, чем это было в начале 2000-х гг.


— Получается, они создают что-то вроде своей культурной бюрократии?

Да. Это точное слово, бюрократия. Может, коллеги-антропологи меня поправят в том, что надо называть это неошаманизмом. Понятно, что такой способ самоорганизации — абсолютно нетрадиционная вещь. Для её создания шаманы пользуются привычным для данного контекста языком — языком бюрократии. Например, в одном интервью мы услышали фразу «Глава самой влиятельной местной общественной шаманской организации товарищ Спас Спасов сказал...». Как я сказала, язык шамана всегда был индивидуален. В итоге, тот общий язык, который они вырабатывают сейчас, оказывается сплавом самых неожиданных вещей.

Почему я считаю, что в последние годы это набирает силу, смотрите: май 2019 года, в Улан-Удэ открылся шаманский храм — чего мы не можем представить в контексте того, как антропологи обычно описывают шаманизм. Им зачем-то понадобился объект культа, где централизованно проводят ритуалы. В 2018-м верховный шаман ангарской религиозной организации «Вечно Синее Небо» пишет письмо Владимиру Путину о том, что «мы хотим, чтобы нас официально признали религией РФ». То есть это движение, которое претендует на статус религии. Для Тувы, Улан-Удэ действительно уже общее место то, что они воспринимают шаманизм как религию.


— А вы к этому вопросу подходите как антрополог или как социолог?

Я начинаю работать с антропологической литературой, которая описывает похожее явление в Монголии с возрождением шаманизма, как он существует в постсоветский период. Но там концептуализация более социологическая, хотя я беру за основу Мэри Дуглас — у неё есть работа «Как мыслят институты». Если говорить более прицельно, меня интересует в данной ситуации следующее... Опять же, возвращаясь к тому, как шаман традиционно существовал в своём сообществе: он был шаманом для локального сообщества — вот есть деревня, у деревни — шаман. И он выполняет свою роль относительно своего сообщества. Его становление в качестве шамана описывается через нарратив об инициации — это шаманская болезнь: чтобы перейти в статус шамана, он проходит какие-то испытания, болеет, его там разрывают духи и всё такое. Это передаётся по наследству, кстати.

Сейчас история другая и, соответственно, фольклорный рассказ о шаманской болезни тоже, наверное, трансформируется. Человек, который становится шаманом, становится им не у себя в сообществе, а где-то ещё [имеется ввиду выборность в новых шаманских организациях]. Это уже история о том, как он буквально уезжает из своей деревни в Улан-Удэ или Иркутск, где получает своё посвящение, меняет свой статус в шаманской организации.

Моя изначальная интуиция заключалась в том, чтобы понять, каким образом история про инициацию превращается в историю про карьеру, про перемещение в географическом пространстве с одновременным перемещением по социальной лестнице, Плюс про то, как шаманская организация будет распределять, кто куда поедет. Тут есть несколько вариантов: он может вернуться в свою деревню и выполнять роль шамана там, может поехать в другую деревню, а может ездить в составе группы людей и принимать участие в больших коллективных ритуалах.

Склон священной горы Шаманка в селе Бохан Иркутской области
На горе Шаманка в селе Бохан Иркутской области проводят ежегодные шаманские ритуалы

Если вернуться к нарративу про шаманскую болезнь, мы заметили такую интересную вещь — нас за это даже момент «побили» на одной конференции: этот нарратив всё теснее связывается с какими-то социальными проблемами. Человек не мог найти работу, считался чуть ли не сумасшедшим, много пил и т.п. То есть был таким маргиналом не только в ритуальном, но и в социальном смысле. После того, как человек уезжал в Улан-Удэ, где принимал посвящение в статус шамана, он возвращался в новом статусе — получал определенное влияние и начинал собирать клиентов. Поэтому в заявке на исследование я говорю не о шаманской болезни, а о «шаманской карьере». Потому, что мы видим такую траекторию: маргинальное положение в своём сообществе — определение его как шамана — отъезд в Улан-Удэ или Иркутск — включение в организацию — продвижение в организации от шамана 1-го уровня до шамана 9-го уровня.

Много рассказов было следующего содержания: «В советские годы нам запрещали нашу традиционную религию — мы всё забыли, и после распада СССР я много пил, не мог найти работу, всё было очень плохо. Но потом понял, что эта ситуация связана с тем, что я шаман. А проблемы вследствие того, что духи заставляли меня стать шаманом — я не мог их правильно интерпретировать, потому что у меня не было источников, всё было запрещено. Теперь я стал шаманом и решил эти проблемы». Это распространённое объяснение.


— Значит, с одной стороны, существует древняя шаманская традиция, которая корнями уходит в века, закреплена во всяких фольклорных сказаниях у целого народа и т.п. А с другой, они вдруг начинают собираться в бюрократические организации, появляются выборные шаманы, у них появляются «карьерные пути». Откуда это идёт? Это же не может развиваться из вековых практик, фольклора. Откуда-то сверху? Как это воспринимается нешаманами?

Не думаю, что тенденция идёт сверху, что эти организации возникли потому-то и потому-то. У меня была идея, это надо проверять, что они выполняют какую-то важную роль, потому что действительно создают способ, условно, сделать карьеру. На самом деле почему я занялась этой темой: когда мы в первый год возвращались из экспедиции через Улан-Удэ в Москву, встретили девушку-исследователя, которая занималась народным буддизмом. Она сказала: я держусь подальше от шаманов, потому что это очень странные люди — либо выпускники какого-нибудь университета в Улан-Удэ, которые не нашли себя в жизни, либо бывшие заключённые. Видимо, это быстрый способ получить своё место в обществе, который предполагает, что ты занимаешь какое-то условно хорошее место. Своего рода социальная реабилитация. Это я буду проверять — пока есть ощущение, что шаманские организации действительно для такой вот реабилитации работают.

А для клиентов они оказываются важной историей про консолидацию. Потому что от клиентов тоже требуется некоторая работа по воссозданию своих родственных связей. Как это выглядит? Ты приходишь к шаману, он тебе говорит: «Вспомни, какие у тебя предки — твои трудности связаны с тем, что ты забыл почтить кого-то из своих предков, поэтому у тебя такие-то проблемы в жизни или ты болеешь». Чтобы почтить этих предков, нужно восстановить генеалогию, которая в какой-то момент тоже терялась. Параллельно с распространением шаманских организаций сейчас идёт активное восстановление генеалогии — они (клиенты, которые пришли к шаману) постоянно ездят в архивы, ищут своих родственников в других местах. В следующий раз они к нему приходят, говорят: вот, я побывал в архиве, связался со своими родственниками в Москве, нашёл, где жили моя прапрабабушка, такие-то связи у меня есть. Шаман говорит: «Ага, из этого большого списка предков вот эта бабушка на тебя обиделась — ты должен сделать ритуал для неё».

Дополнительный эффект от этого заключается в том, что ты создаёшь социальные связи, которые в определённый момент были утрачены. То есть находишь родственников, собираешь их вместе, чтобы провести ритуал. За одним ритуалом следует другой, потому что чем больше родственников ты обнаружил, вспомнил, тем больше вариантов того, кто из них мог на тебя обидеться. Консолидация родственных связей усиливает потребность в шаманах, а шаманы в свою очередь способствуют восстановлению родственных связей.


— Вы слышали, наверное, про учёного-удмурта, который сжёг себя перед региональным парламентом. Нет ли в шаманской истории с бюрократизацией их институтов своего рода конституирования своей национальной, этнической самоидентификации? То есть вот мы, народ, у нас есть такие верования, а теперь будут ещё и организации.

В антропологии действительно есть большое направление, которое изучает то, как традиционные верования работают на создание идентичности. Но мне кажется, что объяснение «Шаманские организации возникают потому, что есть потребность в идентичности» просто-напросто плохо работает. Группа, для которой важно реконструировать свою идентичность через шаманские организации, не такая большая, как люди, вовлеченные в ритуалы и другие процессы, связанные с этими организациями. Нельзя сказать, что только буряты будут приходить в эти организации.

Один интересный сюжет как раз связан с тем, что там есть буряты, татары и русские, всё перемешано, и шаманизм пытается, как мне показалось, не выстраивать оппозицию между своими и чужими, бурятами и не бурятами, а наоборот. Например, нам рассказывали историю о том, как шаман проводил ритуал для русского, у которого были предки-старообрядцы. Как это выглядит? В шамана «входят» духи предков этого русского, и он сообщает «Вот появились предки-старообрядцы и мои шаманские духи. Духи старообрядцев начинают бороться с шаманскими духами, потому что считают друг друга врагами. Мне как шаману потребовалось их усмирить, объяснить, что мы живём в новые мирные времена. Я им показал, что сейчас помогу вашему потомку обрести вашу религию» и пр.

Тоже постоянно встречался нарратив о том, что у нас есть православие, буддизм, шаманизм, но вообще это всё как бы одно и то же — одни и те же боги, просто подходы разные. То есть сказать, что новые практики выстраиваются как граница между своими и чужими нельзя — скорее, наоборот. Они таким образом пытаются сделать набор переводов между различными практиками, разобраться с тем, как сделать шаманизм более универсальным.

Жительница села Бохан готовится пройти обряд посвящения в шаманы
Жительница села Бохан накануне обряда посвящения в шаманы

Для клиентов, которые рассказывали нам, зачем они обращаются к шаманам, это всё вообще не очень важно — они решают свои практические задачи. Например, вылечиться. Если мне нужно вылечиться от алкоголизма, я пойду к шаману. Если у меня какая-то другая проблема, пойду к ламе. Третья — к православному священнику. Четвёртая проблема — к доктору.


— Вы говорите, что уже были в экспедициях. То есть исследование, которое будет сейчас, — это заключительный этап?

Нет, это новое исследование. Когда я была в экспедициях в 2016 — 2017 гг. с моими друзьями и коллегами Юлией Ляховой и Данилой Рыговским, от Центра семиотики и типологии фольклора, нас интересовали повседневные ритуальные практики. Мы создавали корпус этих практик, чтобы сравнивать их с соседними территориями, в частности, Монголией. Нам нужно было посмотреть, как человек поминает духов, живущих в доме, лечит, возвращает человеку душу, если тот заболел и т.п. И как структура этих практик отличается от аналогичных практик в Монголии.

Шаманизм — это то, с чем мы дополнительно столкнулись в ходе нашей экспедиции. В тот момент меня это заинтриговало, но история, что мы сейчас возьмём структуру шаманских ритуалов, посмотрим, на какую устную традицию это опирается, немного ломалась. Потому что это шаманские организации, а не шаман как магический специалист. Конкретный шаман в качестве источников он использует не только устную традицию, но и ещё кучу всего — Мирчу Элиаде, труды советских этнографов. Это всегда создаёт проблему для корпусного анализа — мы понимаем, что всё, что передаётся устно, это тоже фольклор, но если он говорит «Так, сейчас я открою Потанина и скажу, как шаман должен себя вести», ты не знаешь, что с этим делать, потому что это уже не устная традиция, а другой способ знания.

Поэтому в этом проекте я решила заняться шаманизмом и шаманскими организациями: посмотреть на то, как каждая организация по-своему формулирует те космологии, на которые они опираются, как человек делает карьеру в этих организациях, какие источники они берут, как заимствуют бюрократический язык, потому что там есть такие вещи как верховный шаман, заместитель верховного шамана, справки какие-то. Как они будут соединять этот бюрократический язык с известной устной традицией, чтобы это не противоречило друг другу. Каким образом эти языки отличаются для каждой шаманской организации, и как успешность конкретного шамана будет зависеть от того, как выстроен язык каждой из организаций.


— А как вы это будете делать? Глубинное интервью?

Видимо, да. Начну с того, что поеду в деревни и буду выяснять биографии шаманов у людей, которые там живут: как они определили человека в качестве шамана. Потом перееду в города, буду работать с шаманскими организациями (включённое наблюдение и глубинное интервью), соотносить различные части их бюрократического языка с источниками, смотреть на то, как разный язык коррелирует с тем, как много у шамана клиентов, собирать отзывы клиентов о том, кому они больше доверяют и т.д. В основном качественные методы из антропологии и этнографии.

У меня будет 2 выезда: месяц в деревне, месяц в городе. Может, это увеличится, нужно ещё всех найти.

13 октября я посылаю ТЗ, где будут расписаны все планы по экспедициям. В конце октября поеду туда. 10 января у нас будет дедлайн по экспликации, то есть первые сюжеты, которые я найду в поле. После этого я ещё раз поеду в поле, делать второй этап — к апрелю у меня должна быть основная часть исследования.

Полевой этап всегда очень сильно всё меняет. Надо вернуться и понять, какой материал у меня будет.
[~DETAIL_TEXT] =>

В сентябре выпускница программы «Фундаментальная социология» МВШСЭН Мария Волкова получила стипендию Оксфордского Российского Фонда на проведение исследования «Шаманизм как призвание и профессия» — об институализации шаманизма и шаманских организаций в Бурятии и Иркутской области. Расспросили Марию, что это всё значит и как сложилось, что сибирский шаманизм рассматривается теперь в том числе и как карьерный путь.




— Исследование, по-видимому, ещё только планируется? Или уже есть какая-то предыстория?

Когда я подавала заявку на Oxford Russia Fellowship, исследование называлось «Шаманизм как призвание и профессия. Социальная мобильность и традиционные верования в Бурятии и Иркутской области». Но сейчас я, наверное, поменяю название. Меня интересовало, что такое шаманизм — или неошаманизм — сегодня, когда стали появляться и набирать силу шаманские организации.


— А у шаманов есть организации..?

Да. Это как раз и было парадоксальностью моего объекта — вопрос о том, что у шаманов есть организации: зачем шаманам организации?! Это проблематично и для социальной теории, начиная с Дюркгейма, который говорит, что не может быть церкви магов, но вот есть некое сообщество, внутри него есть солидарность, есть маг или шаман, в отношении которого существуют другие коллективные представления — для всех остальных он выступает, скорее, как доктор, а не как священнослужитель, воспроизводящий солидарность среди обычных людей. У него немного маргинальное положение относительно всех остальных.

В литературе по социологии и антропологии можно проследить мысль, что верования шамана более подвижны и более индивидуальны, чем верования других участников сообщества. Поэтому сама идея, что может существовать какая-то устойчивая организация шаманов звучит проблематично: на каком основании они могут договориться, если каждый оперирует собственными представлениями?

С распространением шаманских организаций шаман как таковой перестает быть индивидуальным магическим специалистом и оказывается вынужден поддерживать отношения с другими шаманами, участвовать в коллективных ритуалах, проходить обучение и посвящения.


— Это какое-то новое явление, что шаманы начинают собираться в организации?

Да. Относительно новое, они появляются в конце 1990-х — начале 2000-х гг. А сейчас эти организации, по моим наблюдениям, набирают ещё большую силу: проводят какие-то общие ритуалы, собирая шаманов из других организаций, пытаются выбрать лидера, иногда спорят по поводу того, может ли у них быть лидер среди разных организаций.




— А в чём выражается сила, о которой вы говорите? Применительно к чему они её набирают?

Они всё больше консолидируются, и всё больше людей в регионе воспринимают шаманские организации как неотъемлемую часть жизни. Когда я была в экспедиции в 2016 — 2017 гг., нам говорили, что за последние несколько лет всё больше людей становятся шаманами, всё больше людей включаются в то, что нужно каждый год проводить шаманские ритуалы — например, родовое (каждая семья должна проводить ежегодный ритуал почитания своих предков). То есть возрождение шаманизма, по крайней мере, по наблюдениям, сделанным в нашей экспедиции, в последние несколько лет набирает большую силу, чем это было в начале 2000-х гг.


— Получается, они создают что-то вроде своей культурной бюрократии?

Да. Это точное слово, бюрократия. Может, коллеги-антропологи меня поправят в том, что надо называть это неошаманизмом. Понятно, что такой способ самоорганизации — абсолютно нетрадиционная вещь. Для её создания шаманы пользуются привычным для данного контекста языком — языком бюрократии. Например, в одном интервью мы услышали фразу «Глава самой влиятельной местной общественной шаманской организации товарищ Спас Спасов сказал...». Как я сказала, язык шамана всегда был индивидуален. В итоге, тот общий язык, который они вырабатывают сейчас, оказывается сплавом самых неожиданных вещей.

Почему я считаю, что в последние годы это набирает силу, смотрите: май 2019 года, в Улан-Удэ открылся шаманский храм — чего мы не можем представить в контексте того, как антропологи обычно описывают шаманизм. Им зачем-то понадобился объект культа, где централизованно проводят ритуалы. В 2018-м верховный шаман ангарской религиозной организации «Вечно Синее Небо» пишет письмо Владимиру Путину о том, что «мы хотим, чтобы нас официально признали религией РФ». То есть это движение, которое претендует на статус религии. Для Тувы, Улан-Удэ действительно уже общее место то, что они воспринимают шаманизм как религию.


— А вы к этому вопросу подходите как антрополог или как социолог?

Я начинаю работать с антропологической литературой, которая описывает похожее явление в Монголии с возрождением шаманизма, как он существует в постсоветский период. Но там концептуализация более социологическая, хотя я беру за основу Мэри Дуглас — у неё есть работа «Как мыслят институты». Если говорить более прицельно, меня интересует в данной ситуации следующее... Опять же, возвращаясь к тому, как шаман традиционно существовал в своём сообществе: он был шаманом для локального сообщества — вот есть деревня, у деревни — шаман. И он выполняет свою роль относительно своего сообщества. Его становление в качестве шамана описывается через нарратив об инициации — это шаманская болезнь: чтобы перейти в статус шамана, он проходит какие-то испытания, болеет, его там разрывают духи и всё такое. Это передаётся по наследству, кстати.

Сейчас история другая и, соответственно, фольклорный рассказ о шаманской болезни тоже, наверное, трансформируется. Человек, который становится шаманом, становится им не у себя в сообществе, а где-то ещё [имеется ввиду выборность в новых шаманских организациях]. Это уже история о том, как он буквально уезжает из своей деревни в Улан-Удэ или Иркутск, где получает своё посвящение, меняет свой статус в шаманской организации.

Моя изначальная интуиция заключалась в том, чтобы понять, каким образом история про инициацию превращается в историю про карьеру, про перемещение в географическом пространстве с одновременным перемещением по социальной лестнице, Плюс про то, как шаманская организация будет распределять, кто куда поедет. Тут есть несколько вариантов: он может вернуться в свою деревню и выполнять роль шамана там, может поехать в другую деревню, а может ездить в составе группы людей и принимать участие в больших коллективных ритуалах.

Склон священной горы Шаманка в селе Бохан Иркутской области
На горе Шаманка в селе Бохан Иркутской области проводят ежегодные шаманские ритуалы

Если вернуться к нарративу про шаманскую болезнь, мы заметили такую интересную вещь — нас за это даже момент «побили» на одной конференции: этот нарратив всё теснее связывается с какими-то социальными проблемами. Человек не мог найти работу, считался чуть ли не сумасшедшим, много пил и т.п. То есть был таким маргиналом не только в ритуальном, но и в социальном смысле. После того, как человек уезжал в Улан-Удэ, где принимал посвящение в статус шамана, он возвращался в новом статусе — получал определенное влияние и начинал собирать клиентов. Поэтому в заявке на исследование я говорю не о шаманской болезни, а о «шаманской карьере». Потому, что мы видим такую траекторию: маргинальное положение в своём сообществе — определение его как шамана — отъезд в Улан-Удэ или Иркутск — включение в организацию — продвижение в организации от шамана 1-го уровня до шамана 9-го уровня.

Много рассказов было следующего содержания: «В советские годы нам запрещали нашу традиционную религию — мы всё забыли, и после распада СССР я много пил, не мог найти работу, всё было очень плохо. Но потом понял, что эта ситуация связана с тем, что я шаман. А проблемы вследствие того, что духи заставляли меня стать шаманом — я не мог их правильно интерпретировать, потому что у меня не было источников, всё было запрещено. Теперь я стал шаманом и решил эти проблемы». Это распространённое объяснение.


— Значит, с одной стороны, существует древняя шаманская традиция, которая корнями уходит в века, закреплена во всяких фольклорных сказаниях у целого народа и т.п. А с другой, они вдруг начинают собираться в бюрократические организации, появляются выборные шаманы, у них появляются «карьерные пути». Откуда это идёт? Это же не может развиваться из вековых практик, фольклора. Откуда-то сверху? Как это воспринимается нешаманами?

Не думаю, что тенденция идёт сверху, что эти организации возникли потому-то и потому-то. У меня была идея, это надо проверять, что они выполняют какую-то важную роль, потому что действительно создают способ, условно, сделать карьеру. На самом деле почему я занялась этой темой: когда мы в первый год возвращались из экспедиции через Улан-Удэ в Москву, встретили девушку-исследователя, которая занималась народным буддизмом. Она сказала: я держусь подальше от шаманов, потому что это очень странные люди — либо выпускники какого-нибудь университета в Улан-Удэ, которые не нашли себя в жизни, либо бывшие заключённые. Видимо, это быстрый способ получить своё место в обществе, который предполагает, что ты занимаешь какое-то условно хорошее место. Своего рода социальная реабилитация. Это я буду проверять — пока есть ощущение, что шаманские организации действительно для такой вот реабилитации работают.

А для клиентов они оказываются важной историей про консолидацию. Потому что от клиентов тоже требуется некоторая работа по воссозданию своих родственных связей. Как это выглядит? Ты приходишь к шаману, он тебе говорит: «Вспомни, какие у тебя предки — твои трудности связаны с тем, что ты забыл почтить кого-то из своих предков, поэтому у тебя такие-то проблемы в жизни или ты болеешь». Чтобы почтить этих предков, нужно восстановить генеалогию, которая в какой-то момент тоже терялась. Параллельно с распространением шаманских организаций сейчас идёт активное восстановление генеалогии — они (клиенты, которые пришли к шаману) постоянно ездят в архивы, ищут своих родственников в других местах. В следующий раз они к нему приходят, говорят: вот, я побывал в архиве, связался со своими родственниками в Москве, нашёл, где жили моя прапрабабушка, такие-то связи у меня есть. Шаман говорит: «Ага, из этого большого списка предков вот эта бабушка на тебя обиделась — ты должен сделать ритуал для неё».

Дополнительный эффект от этого заключается в том, что ты создаёшь социальные связи, которые в определённый момент были утрачены. То есть находишь родственников, собираешь их вместе, чтобы провести ритуал. За одним ритуалом следует другой, потому что чем больше родственников ты обнаружил, вспомнил, тем больше вариантов того, кто из них мог на тебя обидеться. Консолидация родственных связей усиливает потребность в шаманах, а шаманы в свою очередь способствуют восстановлению родственных связей.


— Вы слышали, наверное, про учёного-удмурта, который сжёг себя перед региональным парламентом. Нет ли в шаманской истории с бюрократизацией их институтов своего рода конституирования своей национальной, этнической самоидентификации? То есть вот мы, народ, у нас есть такие верования, а теперь будут ещё и организации.

В антропологии действительно есть большое направление, которое изучает то, как традиционные верования работают на создание идентичности. Но мне кажется, что объяснение «Шаманские организации возникают потому, что есть потребность в идентичности» просто-напросто плохо работает. Группа, для которой важно реконструировать свою идентичность через шаманские организации, не такая большая, как люди, вовлеченные в ритуалы и другие процессы, связанные с этими организациями. Нельзя сказать, что только буряты будут приходить в эти организации.

Один интересный сюжет как раз связан с тем, что там есть буряты, татары и русские, всё перемешано, и шаманизм пытается, как мне показалось, не выстраивать оппозицию между своими и чужими, бурятами и не бурятами, а наоборот. Например, нам рассказывали историю о том, как шаман проводил ритуал для русского, у которого были предки-старообрядцы. Как это выглядит? В шамана «входят» духи предков этого русского, и он сообщает «Вот появились предки-старообрядцы и мои шаманские духи. Духи старообрядцев начинают бороться с шаманскими духами, потому что считают друг друга врагами. Мне как шаману потребовалось их усмирить, объяснить, что мы живём в новые мирные времена. Я им показал, что сейчас помогу вашему потомку обрести вашу религию» и пр.

Тоже постоянно встречался нарратив о том, что у нас есть православие, буддизм, шаманизм, но вообще это всё как бы одно и то же — одни и те же боги, просто подходы разные. То есть сказать, что новые практики выстраиваются как граница между своими и чужими нельзя — скорее, наоборот. Они таким образом пытаются сделать набор переводов между различными практиками, разобраться с тем, как сделать шаманизм более универсальным.

Жительница села Бохан готовится пройти обряд посвящения в шаманы
Жительница села Бохан накануне обряда посвящения в шаманы

Для клиентов, которые рассказывали нам, зачем они обращаются к шаманам, это всё вообще не очень важно — они решают свои практические задачи. Например, вылечиться. Если мне нужно вылечиться от алкоголизма, я пойду к шаману. Если у меня какая-то другая проблема, пойду к ламе. Третья — к православному священнику. Четвёртая проблема — к доктору.


— Вы говорите, что уже были в экспедициях. То есть исследование, которое будет сейчас, — это заключительный этап?

Нет, это новое исследование. Когда я была в экспедициях в 2016 — 2017 гг. с моими друзьями и коллегами Юлией Ляховой и Данилой Рыговским, от Центра семиотики и типологии фольклора, нас интересовали повседневные ритуальные практики. Мы создавали корпус этих практик, чтобы сравнивать их с соседними территориями, в частности, Монголией. Нам нужно было посмотреть, как человек поминает духов, живущих в доме, лечит, возвращает человеку душу, если тот заболел и т.п. И как структура этих практик отличается от аналогичных практик в Монголии.

Шаманизм — это то, с чем мы дополнительно столкнулись в ходе нашей экспедиции. В тот момент меня это заинтриговало, но история, что мы сейчас возьмём структуру шаманских ритуалов, посмотрим, на какую устную традицию это опирается, немного ломалась. Потому что это шаманские организации, а не шаман как магический специалист. Конкретный шаман в качестве источников он использует не только устную традицию, но и ещё кучу всего — Мирчу Элиаде, труды советских этнографов. Это всегда создаёт проблему для корпусного анализа — мы понимаем, что всё, что передаётся устно, это тоже фольклор, но если он говорит «Так, сейчас я открою Потанина и скажу, как шаман должен себя вести», ты не знаешь, что с этим делать, потому что это уже не устная традиция, а другой способ знания.

Поэтому в этом проекте я решила заняться шаманизмом и шаманскими организациями: посмотреть на то, как каждая организация по-своему формулирует те космологии, на которые они опираются, как человек делает карьеру в этих организациях, какие источники они берут, как заимствуют бюрократический язык, потому что там есть такие вещи как верховный шаман, заместитель верховного шамана, справки какие-то. Как они будут соединять этот бюрократический язык с известной устной традицией, чтобы это не противоречило друг другу. Каким образом эти языки отличаются для каждой шаманской организации, и как успешность конкретного шамана будет зависеть от того, как выстроен язык каждой из организаций.


— А как вы это будете делать? Глубинное интервью?

Видимо, да. Начну с того, что поеду в деревни и буду выяснять биографии шаманов у людей, которые там живут: как они определили человека в качестве шамана. Потом перееду в города, буду работать с шаманскими организациями (включённое наблюдение и глубинное интервью), соотносить различные части их бюрократического языка с источниками, смотреть на то, как разный язык коррелирует с тем, как много у шамана клиентов, собирать отзывы клиентов о том, кому они больше доверяют и т.д. В основном качественные методы из антропологии и этнографии.

У меня будет 2 выезда: месяц в деревне, месяц в городе. Может, это увеличится, нужно ещё всех найти.

13 октября я посылаю ТЗ, где будут расписаны все планы по экспедициям. В конце октября поеду туда. 10 января у нас будет дедлайн по экспликации, то есть первые сюжеты, которые я найду в поле. После этого я ещё раз поеду в поле, делать второй этап — к апрелю у меня должна быть основная часть исследования.

Полевой этап всегда очень сильно всё меняет. Надо вернуться и понять, какой материал у меня будет.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4443 [~EXTERNAL_ID] => 4443 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 11.10.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15303 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15303 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Социология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [1] => Array ( [ID] => 4417 [~ID] => 4417 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Презентация номера журнала "Социология власти. Траектории акторно-сетевой теории" пройдет в Шанинке 17 сентября [~NAME] => Презентация номера журнала "Социология власти. Траектории акторно-сетевой теории" пройдет в Шанинке 17 сентября [ACTIVE_FROM] => 12.09.2019 [~ACTIVE_FROM] => 12.09.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4417/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4417/ [DETAIL_TEXT] =>
17 сент.jpg

С момента своего появления акторно-сетевая теория воспринималась как попытка совершить революцию в социальных науках, т.к. обосновывала необходимость пересмотреть саму природу социальной реальности. Однако сегодня АСТ не только стала мейнстримом, но и успела наскучить. Тезис о действующих вещах звучит как отголосок вчерашнего дня, и социальные ученые все реже интересуются тем, что происходит в этой области исследований. Несмотря на это, АСТ не прекращала трансформироваться, и ее отголоски сегодня слышны не только в социологии, но и в философии, антропологии, исследованиях организаций и коммуникации. Какими путями путешествовала акторно-сетевая теория в работах основателей этого направления Б. Латура и Дж. Ло? Как эти новые разработки отразились в работах философов, антропологов и социологов? Что они могут нам дать для понимания общества, технологий и самой социальной теории? Эти и другие вопросы обсудят авторы «Социологии власти» и гости Шанинки.

В дискуссии примут участие Виктор Вахштайн, Мария Ерофеева, Валерий Шевченко, Алексей Воронков, Ната Волкова, Сергей Соколовский, Сергей Астахов.

Время проведения: 17 сентября, 19:00
Место проведения: Газетный пер, 3-5, стр.1, ауд. 511

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[~DETAIL_TEXT] =>
17 сент.jpg

С момента своего появления акторно-сетевая теория воспринималась как попытка совершить революцию в социальных науках, т.к. обосновывала необходимость пересмотреть саму природу социальной реальности. Однако сегодня АСТ не только стала мейнстримом, но и успела наскучить. Тезис о действующих вещах звучит как отголосок вчерашнего дня, и социальные ученые все реже интересуются тем, что происходит в этой области исследований. Несмотря на это, АСТ не прекращала трансформироваться, и ее отголоски сегодня слышны не только в социологии, но и в философии, антропологии, исследованиях организаций и коммуникации. Какими путями путешествовала акторно-сетевая теория в работах основателей этого направления Б. Латура и Дж. Ло? Как эти новые разработки отразились в работах философов, антропологов и социологов? Что они могут нам дать для понимания общества, технологий и самой социальной теории? Эти и другие вопросы обсудят авторы «Социологии власти» и гости Шанинки.

В дискуссии примут участие Виктор Вахштайн, Мария Ерофеева, Валерий Шевченко, Алексей Воронков, Ната Волкова, Сергей Соколовский, Сергей Астахов.

Время проведения: 17 сентября, 19:00
Место проведения: Газетный пер, 3-5, стр.1, ауд. 511

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4417 [~EXTERNAL_ID] => 4417 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 12.09.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15186 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15186 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Социология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [2] => Array ( [ID] => 4376 [~ID] => 4376 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Цивилизация, безумие, смерть, интернет и юридические обязательства. 6 новых книг в библиотеке Шанинки [~NAME] => Цивилизация, безумие, смерть, интернет и юридические обязательства. 6 новых книг в библиотеке Шанинки [ACTIVE_FROM] => 09.07.2019 [~ACTIVE_FROM] => 09.07.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4376/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4376/ [DETAIL_TEXT] =>
Цивилизация, безумие, смерть, интернет и юридические обязательства. 5 новых книг в библиотеке Шанинки


Не все новые книги попадают прямиком на наши библиотечные полки — некоторым изданиям мы устраиваем публичные презентации.

Подготовили обзор 6 новых книг, чьи презентации прошли в Шанинке с начала года.




Цивилизация как понятие


Серию своих научно-популярных изданий «Азбука понятий» Европейский университет в Санкт-Петербурге сопроводил 30-страничной инструкцией для читателей, где обращается к истории понятий Райнхарта Козеллека, методологии его знаменитого «Словаря» и Кембриджской школы истории понятий. Это неслучайно: «Азбука понятий» — миссионерский проект Европейского университета, призванный раскрыть смысл таких привычных понятий, как общество, нация, деньги, власть и т.д., и сформировать единое смысловое поле для их употребления.

24 апреля в Шанинке прошла презентация 7-й книги серии — «Цивилизации» Михаила Велижева.

 

Михаил Велижев — филолог и лингвист, и на понятие цивилизации он смотрит, как на единицу российского политического языка XIX века, выработанного для обозначения границ менталитета.

Несмотря на дихотомию значений — цивилизация как большое и относительно закрытое сообщество и цивилизация как процесс унификации, объединяющий людей на одном культурном пространстве — историческая наука в состоянии обойтись без любой из этих интерпретаций. Но понятие цивилизации вновь и вновь возникает в переходные исторические эпохи. К примеру, в середине 1980-х гг. — на фоне распада Советского Союза. А в западной культуре о цивилизации активно заговорили после трагических событий 11 сентября в США.


Можно ли осмыслить безумие?

Философ Светлана Бардина

На картине Иеронима Босха «Извлечение камня глупости» голландский живописец — вопреки множеству сюжетных интерпретаций — отсылает к средневековому поверью, что сумасшедшего можно излечить, просто достав из его головы камень глупости.

Точно неизвестно, полегчало ли бедняге Лубберту Дасу с картины Босха, но представления о безумии с тех пор менялись неоднократно, а из аллегорических «камней глупости» можно было бы выстроить не один город.

В одной из своих ранних работ «Психическая болезнь и личность» французский философ Мишель Фуко делает осторожное предположение, что всякое психическое расстройство имеет скрытую логику, по которой выстраивается внутренний мир сумасшедшего. За десятки лет с тех пор естественная наука открыла множество закономерностей в развитии психических расстройств. Но их содержательный нарратив зачастую остаётся полем для интерпретаций.

Философ Светлана Бардина, старший научный сотрудник МВШСЭН, пытается осмыслить безумие на языке философии — возможно, там, где доказательная медицина не достигла особых успехов, философия психиатрии поможет лучше сориентироваться в тёмных зонах человеческой психики.




Смерть и правая рука. Европейская классика Death Studies

Смерть и правая рука


У книги Роберта Герца история гораздо более долгая, чем у её автора. Статьи, которые легли в основу книги, впервые были опубликованы ещё в 1905 г. и 1907 г. Спустя полвека, в 1960-х гг., они стали доступны ангглоязычным читателям. И вот теперь, ещё через 50 лет, изданы в России усилиями авторов журнала «Археология русской смерти».

Сам Роберт Герц, как и следует любому уважающему себя антропологу смерти, умер. К сожалению, рано и не естественной смертью.


Сборник статей голландского теоретика новых медиа

Сборник «Критическая теория интернета»

Герт Ловинк — теоретик и исследователь новых медиа, сооснователь Института сетевых культур, профессор Университета прикладных наук в Амстердаме. Ловинк был автором концепции тактических медиа — новых каналов коммуникации, создаваемых не профессиональными журналистами и используемых для проведения политических кампаний, сетевого акционизма и т.п. — задолго до феномена Арабской весны, возникновения понятий постправды и fake news.

Сборник «Критическая теория интернета» был подготовлен автором специально для российских читателей. В него вошли уже известные англоязычным читателям работы Ловинка последних 15 лет и свежие тексты в ранней авторской редакции.

Одним из переводчиков работ голландского теоретика медиа стал журналист и магистрант МВШСЭН по программе «Фундаментальная социология» Пётр Торкановский.


Музей как пространство публичной истории

Политика аффекта


«Политика аффекта» — первая книга, подготовленная Лабораторией публичной истории, исследовательского проекта, посвящённого вопросам Public History.

Долгое время музеи как культурные площадки занимались консервацией и инвентаризацией прошлого. Но историческая дистанция между современным посетителем и опытом прошлого не даёт прочувствовать его в полной мере. Потому музеи всё чаще обращаются к чувственным аспектам восприятия — работают со звуковым ландшафтом, изображениями, запахом, телесностью, адаптируют перформативные практики и выходят в городское и цифровое пространство.

Авторы «Политики аффекта» — культурологи, музееведы, социологи, кураторы и все без исключения выпускники и преподаватели Шанинки — разбирают техники управления эмоциями в музейном контексте.


Обязательства в юридической практике

Трёхтомник магистерских работ Российской школы частного права «Договоры и обязательства»

Трёхтомник магистерских работ Российской школы частного права (РШЧП) — одно из самых заметных (на полке) пополнений библиотеки Шанинки в этом году.

В него вошли исследования выпускников РШЧП 2010 — 2017 гг., актуализированные с учётом последних публикаций и судебных решений на момент выхода сборника. В них рассматриваются различные виды обязательств, проблемы их толкования, исполнения и обеспечения, ответственность за нарушение обязательств и составление договоров по различным их видам (страхование, лизинг, агентские соглашения и пр.).

Многие работы в «Договорах и обязательствах» были опубликованы впервые.


Все упомянутые книги уже доступны в библиотеке Шанинки!
[~DETAIL_TEXT] =>
Цивилизация, безумие, смерть, интернет и юридические обязательства. 5 новых книг в библиотеке Шанинки


Не все новые книги попадают прямиком на наши библиотечные полки — некоторым изданиям мы устраиваем публичные презентации.

Подготовили обзор 6 новых книг, чьи презентации прошли в Шанинке с начала года.




Цивилизация как понятие


Серию своих научно-популярных изданий «Азбука понятий» Европейский университет в Санкт-Петербурге сопроводил 30-страничной инструкцией для читателей, где обращается к истории понятий Райнхарта Козеллека, методологии его знаменитого «Словаря» и Кембриджской школы истории понятий. Это неслучайно: «Азбука понятий» — миссионерский проект Европейского университета, призванный раскрыть смысл таких привычных понятий, как общество, нация, деньги, власть и т.д., и сформировать единое смысловое поле для их употребления.

24 апреля в Шанинке прошла презентация 7-й книги серии — «Цивилизации» Михаила Велижева.

 

Михаил Велижев — филолог и лингвист, и на понятие цивилизации он смотрит, как на единицу российского политического языка XIX века, выработанного для обозначения границ менталитета.

Несмотря на дихотомию значений — цивилизация как большое и относительно закрытое сообщество и цивилизация как процесс унификации, объединяющий людей на одном культурном пространстве — историческая наука в состоянии обойтись без любой из этих интерпретаций. Но понятие цивилизации вновь и вновь возникает в переходные исторические эпохи. К примеру, в середине 1980-х гг. — на фоне распада Советского Союза. А в западной культуре о цивилизации активно заговорили после трагических событий 11 сентября в США.


Можно ли осмыслить безумие?

Философ Светлана Бардина

На картине Иеронима Босха «Извлечение камня глупости» голландский живописец — вопреки множеству сюжетных интерпретаций — отсылает к средневековому поверью, что сумасшедшего можно излечить, просто достав из его головы камень глупости.

Точно неизвестно, полегчало ли бедняге Лубберту Дасу с картины Босха, но представления о безумии с тех пор менялись неоднократно, а из аллегорических «камней глупости» можно было бы выстроить не один город.

В одной из своих ранних работ «Психическая болезнь и личность» французский философ Мишель Фуко делает осторожное предположение, что всякое психическое расстройство имеет скрытую логику, по которой выстраивается внутренний мир сумасшедшего. За десятки лет с тех пор естественная наука открыла множество закономерностей в развитии психических расстройств. Но их содержательный нарратив зачастую остаётся полем для интерпретаций.

Философ Светлана Бардина, старший научный сотрудник МВШСЭН, пытается осмыслить безумие на языке философии — возможно, там, где доказательная медицина не достигла особых успехов, философия психиатрии поможет лучше сориентироваться в тёмных зонах человеческой психики.




Смерть и правая рука. Европейская классика Death Studies

Смерть и правая рука


У книги Роберта Герца история гораздо более долгая, чем у её автора. Статьи, которые легли в основу книги, впервые были опубликованы ещё в 1905 г. и 1907 г. Спустя полвека, в 1960-х гг., они стали доступны ангглоязычным читателям. И вот теперь, ещё через 50 лет, изданы в России усилиями авторов журнала «Археология русской смерти».

Сам Роберт Герц, как и следует любому уважающему себя антропологу смерти, умер. К сожалению, рано и не естественной смертью.


Сборник статей голландского теоретика новых медиа

Сборник «Критическая теория интернета»

Герт Ловинк — теоретик и исследователь новых медиа, сооснователь Института сетевых культур, профессор Университета прикладных наук в Амстердаме. Ловинк был автором концепции тактических медиа — новых каналов коммуникации, создаваемых не профессиональными журналистами и используемых для проведения политических кампаний, сетевого акционизма и т.п. — задолго до феномена Арабской весны, возникновения понятий постправды и fake news.

Сборник «Критическая теория интернета» был подготовлен автором специально для российских читателей. В него вошли уже известные англоязычным читателям работы Ловинка последних 15 лет и свежие тексты в ранней авторской редакции.

Одним из переводчиков работ голландского теоретика медиа стал журналист и магистрант МВШСЭН по программе «Фундаментальная социология» Пётр Торкановский.


Музей как пространство публичной истории

Политика аффекта


«Политика аффекта» — первая книга, подготовленная Лабораторией публичной истории, исследовательского проекта, посвящённого вопросам Public History.

Долгое время музеи как культурные площадки занимались консервацией и инвентаризацией прошлого. Но историческая дистанция между современным посетителем и опытом прошлого не даёт прочувствовать его в полной мере. Потому музеи всё чаще обращаются к чувственным аспектам восприятия — работают со звуковым ландшафтом, изображениями, запахом, телесностью, адаптируют перформативные практики и выходят в городское и цифровое пространство.

Авторы «Политики аффекта» — культурологи, музееведы, социологи, кураторы и все без исключения выпускники и преподаватели Шанинки — разбирают техники управления эмоциями в музейном контексте.


Обязательства в юридической практике

Трёхтомник магистерских работ Российской школы частного права «Договоры и обязательства»

Трёхтомник магистерских работ Российской школы частного права (РШЧП) — одно из самых заметных (на полке) пополнений библиотеки Шанинки в этом году.

В него вошли исследования выпускников РШЧП 2010 — 2017 гг., актуализированные с учётом последних публикаций и судебных решений на момент выхода сборника. В них рассматриваются различные виды обязательств, проблемы их толкования, исполнения и обеспечения, ответственность за нарушение обязательств и составление договоров по различным их видам (страхование, лизинг, агентские соглашения и пр.).

Многие работы в «Договорах и обязательствах» были опубликованы впервые.


Все упомянутые книги уже доступны в библиотеке Шанинки!
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4376 [~EXTERNAL_ID] => 4376 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 09.07.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 14960 [1] => 14961 [2] => 14962 [3] => 14963 ) [VALUE] => Array ( [0] => 129 [1] => 80 [2] => 4043 [3] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => [2] => [3] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 129 [1] => 80 [2] => 4043 [3] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => [2] => [3] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 14960 [1] => 14961 [2] => 14962 [3] => 14963 ) [VALUE] => Array ( [0] => 129 [1] => 80 [2] => 4043 [3] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => [2] => [3] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 129 [1] => 80 [2] => 4043 [3] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => [2] => [3] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Array ( [0] => Public History. Историческое знание в современном обществе [1] => Право [2] => [3] => Социология ) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [3] => Array ( [ID] => 4249 [~ID] => 4249 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => День открытых дверей программы "Фундаментальная социология" пройдет 27 июня [~NAME] => День открытых дверей программы "Фундаментальная социология" пройдет 27 июня [ACTIVE_FROM] => 13.06.2019 [~ACTIVE_FROM] => 13.06.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4249/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4249/ [DETAIL_TEXT] =>
библиотека Шанинки.jpg

Приглашаем абитуриентов на день открытых дверей программы "Фундаментальная социология", который состоится в Шанинке на Газетном 27 июня.

Магистерская программа по социологии позволяет получать образование по лучшим образцам российской и британской образовательных традиций.
Программа направлена на интенсивное изучение классических и современных социологических теорий в сочетании с формированием навыков практической работы социолога. В результате выпускник подготовлен к аналитической работе с использованием широкого круга зарубежных и отечественных источников информации и может реализоваться в научной работе, маркетинге, консалтинге и других сферах. 
На дне открытых дверей, мы также расскажем, как хранить игрушки маленьких детей, чтобы их не потерять. Родителям понравится.

На дне открытых дверей вы узнаете о правилах поступления, особенностях учебного процесса, языковой подготовке, исследовательской и проектной работе магистрантов и многом другом. На ваши вопросы ответят руководители и преподаватели программ факультета.

Время проведения: 27 июня, 19:00
Место проведения: Газетный переулок, 3-5, 5 этаж, ауд. 514

[~DETAIL_TEXT] =>
библиотека Шанинки.jpg

Приглашаем абитуриентов на день открытых дверей программы "Фундаментальная социология", который состоится в Шанинке на Газетном 27 июня.

Магистерская программа по социологии позволяет получать образование по лучшим образцам российской и британской образовательных традиций.
Программа направлена на интенсивное изучение классических и современных социологических теорий в сочетании с формированием навыков практической работы социолога. В результате выпускник подготовлен к аналитической работе с использованием широкого круга зарубежных и отечественных источников информации и может реализоваться в научной работе, маркетинге, консалтинге и других сферах. 
На дне открытых дверей, мы также расскажем, как хранить игрушки маленьких детей, чтобы их не потерять. Родителям понравится.

На дне открытых дверей вы узнаете о правилах поступления, особенностях учебного процесса, языковой подготовке, исследовательской и проектной работе магистрантов и многом другом. На ваши вопросы ответят руководители и преподаватели программ факультета.

Время проведения: 27 июня, 19:00
Место проведения: Газетный переулок, 3-5, 5 этаж, ауд. 514

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4249 [~EXTERNAL_ID] => 4249 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 13.06.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 14798 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 14798 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Социология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [4] => Array ( [ID] => 4351 [~ID] => 4351 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Лекция Виктора Вахштайна пройдет в Шанинке 1 июня [~NAME] => Лекция Виктора Вахштайна пройдет в Шанинке 1 июня [ACTIVE_FROM] => 24.05.2019 [~ACTIVE_FROM] => 24.05.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4351/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4351/ [DETAIL_TEXT] =>
1 (9).png
Декан факультета социальных наук Виктор Вахштайн прочитает лекцию "Теория множественных миров в социологии".

Лекция пройдет в рамках большого дня открытых дверей Шанинки

Время проведения: 1 июня, 19:30
Место проведения: Газетный переулок, 3-5, ауд. 514
Необходима предварительная регистрация.
[~DETAIL_TEXT] =>
1 (9).png
Декан факультета социальных наук Виктор Вахштайн прочитает лекцию "Теория множественных миров в социологии".

Лекция пройдет в рамках большого дня открытых дверей Шанинки

Время проведения: 1 июня, 19:30
Место проведения: Газетный переулок, 3-5, ауд. 514
Необходима предварительная регистрация.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4351 [~EXTERNAL_ID] => 4351 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 24.05.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 14745 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 14745 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Социология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) ) [ELEMENTS] => Array ( [0] => 4443 [1] => 4417 [2] => 4376 [3] => 4249 [4] => 4351 ) [NAV_STRING] => [NAV_CACHED_DATA] => Array ( [frameMode] => [frameModeCtx] => /bitrix/templates/.default/components/bitrix/system.pagenavigation/.default/template.php ) [NAV_RESULT] => CIBlockResult Object ( [arIBlockMultProps] => Array ( ) [arIBlockConvProps] => [arIBlockAllProps] => Array ( ) [arIBlockNumProps] => Array ( ) [arIBlockLongProps] => [nInitialSize] => [table_id] => [strDetailUrl] => [strSectionUrl] => [strListUrl] => [arSectionContext] => [bIBlockSection] => [nameTemplate] => [_LAST_IBLOCK_ID] => 4 [_FILTER_IBLOCK_ID] => Array ( [4] => 1 ) [result] => Resource id #378 [arResult] => [arReplacedAliases] => [arResultAdd] => [bNavStart] => [bShowAll] => [NavNum] => [NavPageCount] => [NavPageNomer] => [NavPageSize] => 10 [NavShowAll] => [NavRecordCount] => [bFirstPrintNav] => 1 [PAGEN] => [SIZEN] => [SESS_SIZEN] => [SESS_ALL] => [SESS_PAGEN] => [add_anchor] => [bPostNavigation] => [bFromArray] => [bFromLimited] => [sSessInitAdd] => [nPageWindow] => 5 [nSelectedCount] => [arGetNextCache] => Array ( [ID] => [IBLOCK_ID] => [IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => [ACTIVE_FROM] => [DETAIL_PAGE_URL] => [DETAIL_TEXT] => 1 [DETAIL_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_TEXT] => 1 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => [SORT] => [CODE] => [EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => [IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => ) [bDescPageNumbering] => [arUserMultyFields] => [SqlTraceIndex] => [DB] => CDatabase Object ( [version] => [escL] => ` [escR] => ` [alias_length] => 256 [DBName] => zhukova_idex [DBHost] => localhost [DBLogin] => zhukova_idex [DBPassword] => yAdinhpdex [bConnected] => 1 [db_Conn] => Resource id #115 [debug] => [DebugToFile] => [ShowSqlStat] => [db_Error] => [db_ErrorSQL] => [result] => [type] => MYSQL [column_cache] => Array ( ) [bModuleConnection] => [bNodeConnection] => [node_id] => [bMasterOnly] => 0 [obSlave] => [cntQuery] => 0 [timeQuery] => 0 [arQueryDebug] => Array ( ) ) [NavRecordCountChangeDisable] => [is_filtered] => [nStartPage] => 1 [nEndPage] => [resultObject] => ) )