Поступающим

Требования к поступающим

  • Диплом о высшем образовании (минимум - бакалавриат/специалитет)
  • Уровень владения английским языком не ниже 4.0 по шкале IELTS


Образовательные программы:

1. Британская магистратура + российская проф.переподготовка; 
2. Российская магистратура + британская магистратура


1. Британская магистратура+российская профпереподготовка

Для поступления необходим диплом о высшем образовании.

Бюджетные места не предусмотрены

Сроки подачи документов: с 15 мая до 28 августа 2017 г.

Длительность и стоимость обучения: 1 год - 165 000 р., 2 года - 198 000 р. 

Режим проведения занятий: 3-6 раз в неделю, понедельник-пятница с 19:00 до 22-00, суббота с 10:40 до 17:00 

Начало занятий: 1 сентября 

Выдаваемые документы:

  • Master of Arts in Political Science and International Relations Университета Манчестера (the University of Manchester, UK).
  • Диплом об окончании программы профессиональной переподготовки, МВШСЭН

Вступительные экзамены

  • Устное собеседование (список вопросов)
  • Письменное тестирование по английскому языку

2. Российская магистратура  + Британская магистратура

Сроки подачи документов:
- на бюджет: с 15 мая по 14 августа 2017 г.;
- на места по договорам об образовании: с 16 мая по 21 августа 2017 г.

Даты вступительных испытаний:

  • Бюджет и договор: 21 июня - тестирование по английскому языку; 22 июня - экзамен
  • Бюджет и договор: 19 июля - тестирование по английскому языку; 20 июля - экзамен
  • Бюджет и договор: 14 августа - тестирование по английскому языку; 15 августа - экзамен
  • Только договор: 21 августа - тестирование по английскому языку; 22 – экзамен

Длительность обучения: 2 года 

Режим проведения занятий: 3-6 раз в неделю, понедельник-пятница с 19:00 до 22-00, суббота с 10:40 до 17:00 

Начало занятий: 1 сентября 

Выдаваемые документы:

  • диплом государственного образца с присвоением степени магистра “Политическая философия” (МВШСЭН)
  • Master of Arts in Political Science and International Relations Университета Манчестера (the University of Manchester, UK).

Стоимость обучения по договору – 250 000 рублей за 2 года. Цена фиксирована на весь срок обучения. 

Вступительные экзамены

  • Устный экзамен по социологии
  • Эссе
  • Письменное тестирование по английскому языку



Пакет документов для поступления

  • Паспорт (+ ксерокопия)
  • Диплом о высшем образовании с приложением либо нотариально заверенные копии диплома и приложения (+ ксерокопия)
  • Абитуриентам, имеющим дипломы негосударственных вузов, необходимо представить копии лицензии и свидетельства об аккредитации, заверенные вузом
  • Свидетельство о признании и эквивалентности образования – документ, подтверждающий эквивалентность документа об образовании (для дипломов, выданных за пределами РФ) (+ ксерокопия) - ссылка
  • Фотографии 3х4 (6 шт.)
  • Анкета-заявление для абитуриентов МВШСЭН


Хотите знать больше?


Оставьте ваши контакты и получите информацию по программе Социология

Адрес приемной комиссии:  
applic@universitas.ru  
8 (495) 933-80-39
 







Будьте с нами
Контакты администратора
796ea49bb8cee24f869ce81bdb433928.jpg
Ковзик Глеб

		Array
(
    [ID] => 4
    [~ID] => 4
    [TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [~TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [~IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [LID] => s1
    [~LID] => s1
    [CODE] => news
    [~CODE] => news
    [NAME] => Новости
    [~NAME] => Новости
    [ACTIVE] => Y
    [~ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [PICTURE] => 
    [~PICTURE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [~DESCRIPTION_TYPE] => text
    [RSS_TTL] => 24
    [~RSS_TTL] => 24
    [RSS_ACTIVE] => Y
    [~RSS_ACTIVE] => Y
    [RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [~RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [RSS_FILE_LIMIT] => 
    [~RSS_FILE_LIMIT] => 
    [RSS_FILE_DAYS] => 
    [~RSS_FILE_DAYS] => 
    [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [XML_ID] => 4
    [~XML_ID] => 4
    [TMP_ID] => 
    [~TMP_ID] => 
    [INDEX_ELEMENT] => Y
    [~INDEX_ELEMENT] => Y
    [INDEX_SECTION] => Y
    [~INDEX_SECTION] => Y
    [WORKFLOW] => N
    [~WORKFLOW] => N
    [BIZPROC] => N
    [~BIZPROC] => N
    [SECTION_CHOOSER] => L
    [~SECTION_CHOOSER] => L
    [LIST_MODE] => 
    [~LIST_MODE] => 
    [RIGHTS_MODE] => S
    [~RIGHTS_MODE] => S
    [VERSION] => 1
    [~VERSION] => 1
    [LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [SOCNET_GROUP_ID] => 
    [~SOCNET_GROUP_ID] => 
    [EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [~EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [EDIT_FILE_AFTER] => 
    [~EDIT_FILE_AFTER] => 
    [SECTIONS_NAME] => Разделы
    [~SECTIONS_NAME] => Разделы
    [SECTION_NAME] => Раздел
    [~SECTION_NAME] => Раздел
    [ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [~ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [ELEMENT_NAME] => Элемент
    [~ELEMENT_NAME] => Элемент
    [SECTION_PROPERTY] => 
    [~SECTION_PROPERTY] => 
    [EXTERNAL_ID] => 4
    [~EXTERNAL_ID] => 4
    [LANG_DIR] => /
    [~LANG_DIR] => /
    [SERVER_NAME] => 
    [~SERVER_NAME] => 
    [USER_HAVE_ACCESS] => 1
    [SECTION] => 
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ID] => 3827
                    [~ID] => 3827
                    [IBLOCK_ID] => 4
                    [~IBLOCK_ID] => 4
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [NAME] => Лекция Натальи Мамоновой "Наивный монархизм и сельский протест в современной России" пройдет 17 января в Медиалофте
                    [~NAME] => Лекция Натальи Мамоновой "Наивный монархизм и сельский протест в современной России" пройдет 17 января в Медиалофте
                    [ACTIVE_FROM] => 05.01.2018
                    [~ACTIVE_FROM] => 05.01.2018
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3827/
                    [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3827/
                    [DETAIL_TEXT] => 
17 января в 19.00 в рамках Философского лектория Шанинки состоится публичная лекция "Наивный монархизм и сельский протест в современной России".

ЛЕКЦИЯ НАТАЛЬИ МАМОНОВОЙ.jpg

Докладчик - Наталья Мамонова, PhD, научный сотрудник Института перспективных исследований в области социальных и гуманитарных наук "Новый Европейский Колледж", Бухарест, Румыния.

В качестве оппонентов выступят Светлана Барсукова (д.с.н., зам. зав. Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) и Александр Никулин (к.э.н, директор центра аграрных исследований РАНХиГС).

В данной работе рассматриваются несколько примеров сельских протестов, в которых граждане обращаются к Президенту РФ за помощью в разрешении их проблем/конфликтов с местными властями и влиятельными лицами. В частности, автор рассматривает групповые протесты и ходы "Крестьянского Фронта", письма и петиции президенту от жителей сельской местности, и географические переименования в честь Путина как способ привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Используя теорию "наивного монархизма" Даниела Филда, автор этой работы утверждает что, несомненно, многие протестующие искренне верят в "справедливого президента-народного заступника", а все проблемы приписываются нижестоящему начальству и бизнесменам, которые искажают или не исполняют указы президента. Но также существует большое количество людей, которые сознательно используют идею "хороший президент - преданный и наивный народ - плохие чиновники" в своих интересах. Они формулируют свой протест в рамках этого дискурса чтобы избежать наказания за неповиновение властям/обвинения в оппозиционной деятельности; чтобы требовать от властей исполнения своих обязательств; и чтобы пригрозить своим обидчикам потенциальным вмешательством президента в местную проблему ("приедет президент и нас всех рассудит"), и многое другое.
В работе также обсуждаются историческая приемлемость принципов наивного монархизма в общении власти и народа, и то как и для каких целей режим Путина (вос)создает главные мифы наивного монархизма в современной России.

Время: 17 января в 19:00
Место: Медиалофт (Пречистенская наб. 11 стр. 1, ауд. 22)

Необходима предварительная регистрация:

[~DETAIL_TEXT] =>
17 января в 19.00 в рамках Философского лектория Шанинки состоится публичная лекция "Наивный монархизм и сельский протест в современной России".

ЛЕКЦИЯ НАТАЛЬИ МАМОНОВОЙ.jpg

Докладчик - Наталья Мамонова, PhD, научный сотрудник Института перспективных исследований в области социальных и гуманитарных наук "Новый Европейский Колледж", Бухарест, Румыния.

В качестве оппонентов выступят Светлана Барсукова (д.с.н., зам. зав. Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) и Александр Никулин (к.э.н, директор центра аграрных исследований РАНХиГС).

В данной работе рассматриваются несколько примеров сельских протестов, в которых граждане обращаются к Президенту РФ за помощью в разрешении их проблем/конфликтов с местными властями и влиятельными лицами. В частности, автор рассматривает групповые протесты и ходы "Крестьянского Фронта", письма и петиции президенту от жителей сельской местности, и географические переименования в честь Путина как способ привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Используя теорию "наивного монархизма" Даниела Филда, автор этой работы утверждает что, несомненно, многие протестующие искренне верят в "справедливого президента-народного заступника", а все проблемы приписываются нижестоящему начальству и бизнесменам, которые искажают или не исполняют указы президента. Но также существует большое количество людей, которые сознательно используют идею "хороший президент - преданный и наивный народ - плохие чиновники" в своих интересах. Они формулируют свой протест в рамках этого дискурса чтобы избежать наказания за неповиновение властям/обвинения в оппозиционной деятельности; чтобы требовать от властей исполнения своих обязательств; и чтобы пригрозить своим обидчикам потенциальным вмешательством президента в местную проблему ("приедет президент и нас всех рассудит"), и многое другое.
В работе также обсуждаются историческая приемлемость принципов наивного монархизма в общении власти и народа, и то как и для каких целей режим Путина (вос)создает главные мифы наивного монархизма в современной России.

Время: 17 января в 19:00
Место: Медиалофт (Пречистенская наб. 11 стр. 1, ауд. 22)

Необходима предварительная регистрация:

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3827 [~EXTERNAL_ID] => 3827 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 05.01.2018 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11506 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11506 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Политическая философия [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [1] => Array ( [ID] => 3801 [~ID] => 3801 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Презентация биографии Жака Деррида пройдет в Шанинке 7 декабря [~NAME] => Презентация биографии Жака Деррида пройдет в Шанинке 7 декабря [ACTIVE_FROM] => 01.12.2017 [~ACTIVE_FROM] => 01.12.2017 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3801/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3801/ [DETAIL_TEXT] =>
Биография выдающегося французского философа Жака Деррида (1930–2004), написанная Бенуа Петерсом, вышла в Издательском доме «Дело» и будет презентована 7 декабря.

деррида в шанинке.jpgВыходящая в русском переводе биография Жака Деррида, написанная Бенуа Петерсом, ставит — независимо от намерения автора — ряд острых вопросов. Применим ли к ней термин «интеллектуальная биография»? Возможна ли вообще биография философа именно как философа, не сводящаяся к череде событий, по сути, общих любому смертному? Каковы пределы желания контролировать или даже «делать свою биографию», особенно в случае такого «автобиографически озабоченного» автора, как Жак Деррида? Как должны взаимодействовать (или соперничать) разные дискурсы — биографический, автобиографический, социологический, институциональный — в нарративе о философе? Почему у наследства Деррида так мало наследников и стал ли он необязательным автором?


Модератор: Валерий Анашвили

Участники:
  • Дмитрий Кралечкин 
  • Наталия Автономова 
  • Михаил Маяцкий

Место проведения: Пречистенская наб., 11, стр.1, ауд. 210
Время проведения: 7 декабря, 19:00

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[~DETAIL_TEXT] =>
Биография выдающегося французского философа Жака Деррида (1930–2004), написанная Бенуа Петерсом, вышла в Издательском доме «Дело» и будет презентована 7 декабря.

деррида в шанинке.jpgВыходящая в русском переводе биография Жака Деррида, написанная Бенуа Петерсом, ставит — независимо от намерения автора — ряд острых вопросов. Применим ли к ней термин «интеллектуальная биография»? Возможна ли вообще биография философа именно как философа, не сводящаяся к череде событий, по сути, общих любому смертному? Каковы пределы желания контролировать или даже «делать свою биографию», особенно в случае такого «автобиографически озабоченного» автора, как Жак Деррида? Как должны взаимодействовать (или соперничать) разные дискурсы — биографический, автобиографический, социологический, институциональный — в нарративе о философе? Почему у наследства Деррида так мало наследников и стал ли он необязательным автором?


Модератор: Валерий Анашвили

Участники:
  • Дмитрий Кралечкин 
  • Наталия Автономова 
  • Михаил Маяцкий

Место проведения: Пречистенская наб., 11, стр.1, ауд. 210
Время проведения: 7 декабря, 19:00

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3801 [~EXTERNAL_ID] => 3801 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 01.12.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11413 [1] => 11414 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 [1] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 [1] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11413 [1] => 11414 ) [VALUE] => Array ( [0] => 127 [1] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 127 [1] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => [1] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Array ( [0] => Социология [1] => Политическая философия ) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [2] => Array ( [ID] => 3798 [~ID] => 3798 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Лекция "Урбанизм санкций: попытка диагноза" пройдет 4 декабря в Медиалофте [~NAME] => Лекция "Урбанизм санкций: попытка диагноза" пройдет 4 декабря в Медиалофте [ACTIVE_FROM] => 27.11.2017 [~ACTIVE_FROM] => 27.11.2017 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3798/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3798/ [DETAIL_TEXT] =>

Трубина.jpg

В лекции пойдет речь о переменах в риторике и практике городских властей на Западе и в России, вызванных разного рода негативными тенденциями (от продолжающегося глобального финансового кризиса до нехватки денег на социальную политику). Лектор использует наблюдение Джанет Ройтман (2014) о том, что из всех популярных понятий социальной теории только «кризис» не был подвергнут деконструкции. Будет поставлен вопрос о том, какие противоположные «кризису» понятия есть смысл использовать в рефлексии текущего городского опыта, и приведены свежие примеры из жизни знаменитых и безвестных городов.

Лектор: Елена Трубина — доктор филос. наук, профессор Уральского фед. университета, директор Центра глобального урбанизма.

Лекция проходит в рамках философского лектория магистратуры "Политическая философия"

Место проведения: Пречистенская наб., 11, стр.1
Время проведения: 4 декабря, 19:00

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[~DETAIL_TEXT] =>

Трубина.jpg

В лекции пойдет речь о переменах в риторике и практике городских властей на Западе и в России, вызванных разного рода негативными тенденциями (от продолжающегося глобального финансового кризиса до нехватки денег на социальную политику). Лектор использует наблюдение Джанет Ройтман (2014) о том, что из всех популярных понятий социальной теории только «кризис» не был подвергнут деконструкции. Будет поставлен вопрос о том, какие противоположные «кризису» понятия есть смысл использовать в рефлексии текущего городского опыта, и приведены свежие примеры из жизни знаменитых и безвестных городов.

Лектор: Елена Трубина — доктор филос. наук, профессор Уральского фед. университета, директор Центра глобального урбанизма.

Лекция проходит в рамках философского лектория магистратуры "Политическая философия"

Место проведения: Пречистенская наб., 11, стр.1
Время проведения: 4 декабря, 19:00

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3798 [~EXTERNAL_ID] => 3798 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 27.11.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11403 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11403 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Политическая философия [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [3] => Array ( [ID] => 3782 [~ID] => 3782 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Презентация книги Ивана Куриллы "История, или Прошлое в настоящем" пройдет в Шанинке 1 ноября [~NAME] => Презентация книги Ивана Куриллы "История, или Прошлое в настоящем" пройдет в Шанинке 1 ноября [ACTIVE_FROM] => 22.10.2017 [~ACTIVE_FROM] => 22.10.2017 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3782/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3782/ [DETAIL_TEXT] =>
1 ноября в 19:00 в Шанинке пройдёт презентация книги профессора Европейского Университета в Санкт-Петербрурге И.И. Куриллы "История, или Прошлое в будущем", выпущенной издательством ЕУ в серии "Азбука понятий". Книга вошла в шорт-лист премии "Просветитель" в 2017 году.

курилла.jpgСовременный человек приучен мыслить исторически, искать свое место на «оси времени» и отличать сегодняшний день от прошлого и от будущего. Однако так было не всегда, да и по сей день само понятие «история» сохраняет свою неопределенность. Что такое история — наука, литература, форма общественного сознания, а может быть, просто метод? Современное общество пытается сделать историю одним из аргументов в борьбе за идентичность или ресурсом, способным обеспечить доход, — например, от туризма, одной из разновидностей которого является посещение исторических мест и знакомство c памятниками старины. Книга И. Куриллы рассуждает о том, что происходит, когда история пересекается с политикой.
 
История и историческая наука сегодня находятся в центре общественного внимания в России, и каждая книга об истории для широкой аудитории заставляет задаться рядом вопросов:
 
- Почему история стала ключевой ареной политической борьбы в современной России?
- Способна ли историческая наука отвечать за установление "исторических фактов" и доносить их до широкой публики?
- Чем можно объяснить моду на попытки "поправить прошлое" с помощью книг по альтернативной истории и фэнтези про "попаданцев"?
- Правы ли те, кто полагает, что мы живём сегодня в эпоху "исчезнувшего будущего"?
- В чём состоит в нынешнее время миссия историка и следует ли ему бороться с вымыслом и пропагандой?
 
В дискуссии примут участие: Иван Курилла, а также Борис Долгин (Полит.Ру), Вера Дубина (МВШСЭН/Фонд Эберта) и Андрей Олейников (МВШСЭН). Ведущий дискуссии — Григорий Юдин.

Время проведения: 1 ноября, 19:00
Место проведения: Медиалофт (Пречистенская наб., 11, стр.1, ауд.11)

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[~DETAIL_TEXT] =>
1 ноября в 19:00 в Шанинке пройдёт презентация книги профессора Европейского Университета в Санкт-Петербрурге И.И. Куриллы "История, или Прошлое в будущем", выпущенной издательством ЕУ в серии "Азбука понятий". Книга вошла в шорт-лист премии "Просветитель" в 2017 году.

курилла.jpgСовременный человек приучен мыслить исторически, искать свое место на «оси времени» и отличать сегодняшний день от прошлого и от будущего. Однако так было не всегда, да и по сей день само понятие «история» сохраняет свою неопределенность. Что такое история — наука, литература, форма общественного сознания, а может быть, просто метод? Современное общество пытается сделать историю одним из аргументов в борьбе за идентичность или ресурсом, способным обеспечить доход, — например, от туризма, одной из разновидностей которого является посещение исторических мест и знакомство c памятниками старины. Книга И. Куриллы рассуждает о том, что происходит, когда история пересекается с политикой.
 
История и историческая наука сегодня находятся в центре общественного внимания в России, и каждая книга об истории для широкой аудитории заставляет задаться рядом вопросов:
 
- Почему история стала ключевой ареной политической борьбы в современной России?
- Способна ли историческая наука отвечать за установление "исторических фактов" и доносить их до широкой публики?
- Чем можно объяснить моду на попытки "поправить прошлое" с помощью книг по альтернативной истории и фэнтези про "попаданцев"?
- Правы ли те, кто полагает, что мы живём сегодня в эпоху "исчезнувшего будущего"?
- В чём состоит в нынешнее время миссия историка и следует ли ему бороться с вымыслом и пропагандой?
 
В дискуссии примут участие: Иван Курилла, а также Борис Долгин (Полит.Ру), Вера Дубина (МВШСЭН/Фонд Эберта) и Андрей Олейников (МВШСЭН). Ведущий дискуссии — Григорий Юдин.

Время проведения: 1 ноября, 19:00
Место проведения: Медиалофт (Пречистенская наб., 11, стр.1, ауд.11)

Вход свободный, необходима предварительная регистрация:

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3782 [~EXTERNAL_ID] => 3782 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 22.10.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11314 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11314 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Политическая философия [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [4] => Array ( [ID] => 3720 [~ID] => 3720 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Михаил Велижев о понятии «особого пути» в России: история, филология, камень [~NAME] => Михаил Велижев о понятии «особого пути» в России: история, филология, камень [ACTIVE_FROM] => 10.07.2017 [~ACTIVE_FROM] => 10.07.2017 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3720/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3720/ [DETAIL_TEXT] =>
Витязь.JPG

Почти герменевтическое рассуждение об одной из самых значимых мифологем русской истории. Об «особости», о «пути» и об «особом пути» как ситуации.

Велижев.png


Михаил Велижев — PhD, преподаватель программы «Политическая философия и социальная теория» МВСШЭН, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ, исследователь интеллектуальной истории.



Смотреть видео

В первой версии картины «Витязь на распутье» витязь стоял лицом к зрителю. Вернувшись к картине через несколько лет, Васнецов убирает некоторые детали: прежде всего дорогу, чем ставит зрителя в тупик.

Что написано на камне? «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Витязь в задумчивости читает написанное на камне. Камень похож на могильную плиту. Значит, витязь должен выбрать смерть.

Однако у него есть два варианта пути: он может поехать прямо и умереть или вернуться обратно. Или, быть может, он размышляет на тему того, является ли он витязем? Ведь только настоящий витязь поедет прямо.

Васнецов.jpg

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью». 

 Виктор Васнецов в письме Владимиру Стасову



Понятие «особого пути» предполагает самостоятельный выбор. Одновременно «путь» можно истолковать и в терминах тотальной предсказуемости — это история, которая уже предопределена Богом или какими-то иными законами. Так, сочетание открытости, выбора и заданности является главной характеристикой «особого пути».

В политический язык часто вторгается метафорика, происходящая из разных профессиональных языков. Сами по себе метафоры очень удобны, потому что могут истолковывать сложное через простое. Например, метафора «оттепели» апеллирует к природным циклам и через них объясняет сложную политическую реальность эпохи Хрущева.

Понятие «оттепели» придумал Федор Тютчев. Однако в середине XIX в. это слово имело иное значение.

Для Тютчева «оттепель» — это время, не внушающее надежд. Время принципиальной неопределенности. Потому что неизвестно, что за ней последует. После короткого потепления может вновь ударить мороз.

В середине XX столетия Илья Эренбург воспроизводит термин «оттепель» в новом значении — как знак неизбежного прихода весны. Этот пример показывает сложность природных метафор. Он показывает, что политический язык историчен — мы часто употребляем понятия прошлого, думая, что они означали то же, что и сейчас. И ошибаемся. Всегда стоит быть чувствительным к мельчайшим сдвигам или сменам значения.

Хрущев.jpg
Никита Хрущев последний раз на трибуне Мавзолея. 1 мая 1964

Метафора человеческой жизни как пути имеет библейское происхождение. Через понятие «пути» в наше сознание входит представление о том, что в истории может нечто происходить. Постепенно метафора пути становится частью националистического языка.

Метафора пути сразу задает определенную языковую оптику. Но что есть у пути, у дороги? У нее всегда есть начало и всегда есть конец. Когда мы рассуждаем об истории, это не так очевидно.

Дорога связана с движением: либо вперед, либо назад. Когда мы покидаем дорогу, мы оказываемся на обочине. Если это обочина истории, то это плохо.

Понятие «особого пути» предполагает, что дорог много, и среди этих дорог существует своя иерархия: есть главная магистральная дорога, а есть второстепенные, которые не ведут к светлому будущему.

Ложный путь: ведет нам либо назад, либо в сторону. Путь, отдаляющий от цели.

Тупик: заведомо бесперспективная часть дороги. Исторический тупик возникает из радикального сомнения в собственной истории.

Мы движемся по пути добровольно, или же есть сила, предопределяющая наш путь. Если у страны есть особый путь, то кто является ведущим, направляющим по этому пути? Если использовать метафору автомобиля, то машина может двигаться вперед по нескольким причинам: а) из-за воли водителя б) из-за совокупной воли водителя и пассажиров в) вследствие работы безличного механизма.

Что меняется, когда в политическом языке понятие пути смыкается с определением «особый»? Чтобы выделить особый путь, нужно чтобы путей было несколько. Отсюда возникает идея исключительности — в положительном или отрицательном смысле.

Если где-то есть особость, то, значит, есть и норма. Когда у нас есть норма, то есть и отклонения от нормального пути. В немецкой послевоенной историографии считалось, что нормальный путь — западноевропейский.

Нет никакого общего нормального пути: есть британский, американский, французский и прочие. И вменять им некоторую норму невозможно и непродуктивно.

Возникает парадокс особого пути: есть изоляционистское понятие, но его можно идентифицировать, только противопоставляя себя другим нациям.

Вспомним гоголевскую тройку.

Что прекрасного в России, что даст ей обогнать другие государства? Ответ: ничего.

Тем не менее, эта пустынная, ничем не примечательная Русь всех обгоняет. Отличие тройки-России от других государств в том, что она богом вдохновенная. У всех народов все благоустроено и красиво, но все равно они остаются на обочине, а тройка их обходит, поскольку Бог по какой-то (до конца никогда не известной) причине выбрал Россию.

Тройка.jpeg
Тройка на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи

Часто возникает иллюзия, что «особый путь» — исконно русское понятие. Однако можно смело утверждать, что его придумали немцы. В 1780-е гг.. выходит в свет сочинение Иоганна Готфрида Гердера «Идеи к философии истории человечества». Это классический текст, в котором концептуализируется идея развития.

В свою очередь, французская просветительская концепция о варварских и цивилизованных народах подвергается критике. Согласно Гердеру, если сейчас, в данную минуту, народ находится на низкой стадии развития, то это значит только одно, что в будущем он пройдет те же самые стадии, что и ныне более развитый. А если вы находитесь на высокой стадии, то это напротив плохо, потому что дальше происходит старение и знаменитое гниение.

Если нам сейчас плохо, то в будущем именно по этой причине все будет хорошо. За счет этой идеи можно оправдать любой кризис.

Витязь 3Д.jpg
«Витязь на распутье», миниатюра компании Irbis Miniaturis

По Гердеру, Бог наделяет каждый народ специфической миссией и намечает его маршрут. Эти маршруты не похожи друг на друга, и у каждого свой опыт. В начале XIX века в Европе происходят войны, приводящие к кризису больших европейских монархий. Священная Римская империя распадается. Но немцы должны сохраниться те качества, которые останутся с ними после завоевания.

Иоганн Готлиб Фихте в «Речах к немецкой нации» (1808) отмечал: «Народ — совокупность людей, живущих в обществе и непрерывно производящих себя природно и духовно. Они находятся под действием определенного закона, который полностью определяет и завершает то, что называется национальным характером народа». Немецкие философы утверждали, что немцы от остальных народов отличаются особой культурой и образованием.

Возникает оппозиция цивилизации и культуры: цивилизация, как нечто материальное западноевропейское, и культура, которая свойственна только немцам. Понятие культуры здесь базируется на представлении о художественном таланте, силе науки и религиозных достижениях немцев.

Норберт Элиас считал, что цивилизация снимает национальные различия, а культура, наоборот, подчеркивает. Если мы говорим о немецком особом пути, особой миссии, то эта миссия лежит не в сфере экономической или социальной, а в сфере культурной. Этим немцы, а затем и подданные Российской империи, быстро адаптировавшие возникшую в Германии концепцию, радикально отличаются от остальных. На основе размышлений об уникальности в 19 веке формируется представление о «пути».

Идея того, что Россия — европейская держава с европейскими ценностями, образованием и наукой была чрезвычайно важна для Сергея Уварова, автора теории официальной народности. Россия гораздо лучше идет по европейскому — культурному, а не цивилизационному пути, — чем сама Европа.

Идея особого пути развили философы-евразийцы в начале ХХ века. Они говорили о некоем третьем пути и помещали Россию в совершенно другой контекст. Запад — Россия — Восток. Третий путь — это не тот путь, к которому привыкла русская политическая мысль 19 в.

Что происходит в СССР с понятием «особого пути»? Происходит радикальная секуляризация, божественное значение теряет историческую актуальность, но метафора по-прежнему остается очень сильной. Марксистская идеология понимала историческое развитие как движение по одному единственному правильному пути.

«Эффективность» и «особость» этого пути служили важнейшим аргументом в пользу политического бездействия эпохи застоя. Согласно Марксу, капитализм рано или поздно сменится социализмом.

Будучи чрезвычайно востребованной в эпоху Перестройки, в постсоветское время метафора особого пути на короткий срок перестала быть популярной, но с середины 90-х годов вновь вернулась в русский политический язык. Об этом писал покойный Борис Владимирович Дубин — не мы владеем историей, а история владеет нами. Мы жертвы истории и не способны ничего изменить в нашей стране. Сама история выведет нас на правильный путь.

Особый путь — консервативен. Он предусматривает следование каким-то же существующим политическим механизмам.

Особый путь — это абсолютно базовая и совершенно универсальная самоидентификация. Мы всегда были такими: неважно, в России, в Европе, в Африке, в Китае или Аргентине.

Главный вопрос состоит не в том, есть ли у нас особый путь или нет. Ответ на него всегда разный. Вопрос в том, почему в русском политическом языке эта метафора оказалась настолько действенной и эффективной?

Возможно, мы доживем до того момента, когда русский политический язык вновь расцветет и мы с радостью и интересом будем наблюдать другие способы в постижении истории, или, наоборот, мы состаримся с ощущением, что этот путь один.

Получите ответы на все вопросы о поступлении и программе «Политическая философия и социальная теория», заполнив нашу форму:


Приемная комиссия:
(495) 564-85-82
applic@universitas.ru
[~DETAIL_TEXT] =>
Витязь.JPG

Почти герменевтическое рассуждение об одной из самых значимых мифологем русской истории. Об «особости», о «пути» и об «особом пути» как ситуации.

Велижев.png


Михаил Велижев — PhD, преподаватель программы «Политическая философия и социальная теория» МВСШЭН, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ, исследователь интеллектуальной истории.



Смотреть видео

В первой версии картины «Витязь на распутье» витязь стоял лицом к зрителю. Вернувшись к картине через несколько лет, Васнецов убирает некоторые детали: прежде всего дорогу, чем ставит зрителя в тупик.

Что написано на камне? «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Витязь в задумчивости читает написанное на камне. Камень похож на могильную плиту. Значит, витязь должен выбрать смерть.

Однако у него есть два варианта пути: он может поехать прямо и умереть или вернуться обратно. Или, быть может, он размышляет на тему того, является ли он витязем? Ведь только настоящий витязь поедет прямо.

Васнецов.jpg

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью». 

 Виктор Васнецов в письме Владимиру Стасову



Понятие «особого пути» предполагает самостоятельный выбор. Одновременно «путь» можно истолковать и в терминах тотальной предсказуемости — это история, которая уже предопределена Богом или какими-то иными законами. Так, сочетание открытости, выбора и заданности является главной характеристикой «особого пути».

В политический язык часто вторгается метафорика, происходящая из разных профессиональных языков. Сами по себе метафоры очень удобны, потому что могут истолковывать сложное через простое. Например, метафора «оттепели» апеллирует к природным циклам и через них объясняет сложную политическую реальность эпохи Хрущева.

Понятие «оттепели» придумал Федор Тютчев. Однако в середине XIX в. это слово имело иное значение.

Для Тютчева «оттепель» — это время, не внушающее надежд. Время принципиальной неопределенности. Потому что неизвестно, что за ней последует. После короткого потепления может вновь ударить мороз.

В середине XX столетия Илья Эренбург воспроизводит термин «оттепель» в новом значении — как знак неизбежного прихода весны. Этот пример показывает сложность природных метафор. Он показывает, что политический язык историчен — мы часто употребляем понятия прошлого, думая, что они означали то же, что и сейчас. И ошибаемся. Всегда стоит быть чувствительным к мельчайшим сдвигам или сменам значения.

Хрущев.jpg
Никита Хрущев последний раз на трибуне Мавзолея. 1 мая 1964

Метафора человеческой жизни как пути имеет библейское происхождение. Через понятие «пути» в наше сознание входит представление о том, что в истории может нечто происходить. Постепенно метафора пути становится частью националистического языка.

Метафора пути сразу задает определенную языковую оптику. Но что есть у пути, у дороги? У нее всегда есть начало и всегда есть конец. Когда мы рассуждаем об истории, это не так очевидно.

Дорога связана с движением: либо вперед, либо назад. Когда мы покидаем дорогу, мы оказываемся на обочине. Если это обочина истории, то это плохо.

Понятие «особого пути» предполагает, что дорог много, и среди этих дорог существует своя иерархия: есть главная магистральная дорога, а есть второстепенные, которые не ведут к светлому будущему.

Ложный путь: ведет нам либо назад, либо в сторону. Путь, отдаляющий от цели.

Тупик: заведомо бесперспективная часть дороги. Исторический тупик возникает из радикального сомнения в собственной истории.

Мы движемся по пути добровольно, или же есть сила, предопределяющая наш путь. Если у страны есть особый путь, то кто является ведущим, направляющим по этому пути? Если использовать метафору автомобиля, то машина может двигаться вперед по нескольким причинам: а) из-за воли водителя б) из-за совокупной воли водителя и пассажиров в) вследствие работы безличного механизма.

Что меняется, когда в политическом языке понятие пути смыкается с определением «особый»? Чтобы выделить особый путь, нужно чтобы путей было несколько. Отсюда возникает идея исключительности — в положительном или отрицательном смысле.

Если где-то есть особость, то, значит, есть и норма. Когда у нас есть норма, то есть и отклонения от нормального пути. В немецкой послевоенной историографии считалось, что нормальный путь — западноевропейский.

Нет никакого общего нормального пути: есть британский, американский, французский и прочие. И вменять им некоторую норму невозможно и непродуктивно.

Возникает парадокс особого пути: есть изоляционистское понятие, но его можно идентифицировать, только противопоставляя себя другим нациям.

Вспомним гоголевскую тройку.

Что прекрасного в России, что даст ей обогнать другие государства? Ответ: ничего.

Тем не менее, эта пустынная, ничем не примечательная Русь всех обгоняет. Отличие тройки-России от других государств в том, что она богом вдохновенная. У всех народов все благоустроено и красиво, но все равно они остаются на обочине, а тройка их обходит, поскольку Бог по какой-то (до конца никогда не известной) причине выбрал Россию.

Тройка.jpeg
Тройка на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи

Часто возникает иллюзия, что «особый путь» — исконно русское понятие. Однако можно смело утверждать, что его придумали немцы. В 1780-е гг.. выходит в свет сочинение Иоганна Готфрида Гердера «Идеи к философии истории человечества». Это классический текст, в котором концептуализируется идея развития.

В свою очередь, французская просветительская концепция о варварских и цивилизованных народах подвергается критике. Согласно Гердеру, если сейчас, в данную минуту, народ находится на низкой стадии развития, то это значит только одно, что в будущем он пройдет те же самые стадии, что и ныне более развитый. А если вы находитесь на высокой стадии, то это напротив плохо, потому что дальше происходит старение и знаменитое гниение.

Если нам сейчас плохо, то в будущем именно по этой причине все будет хорошо. За счет этой идеи можно оправдать любой кризис.

Витязь 3Д.jpg
«Витязь на распутье», миниатюра компании Irbis Miniaturis

По Гердеру, Бог наделяет каждый народ специфической миссией и намечает его маршрут. Эти маршруты не похожи друг на друга, и у каждого свой опыт. В начале XIX века в Европе происходят войны, приводящие к кризису больших европейских монархий. Священная Римская империя распадается. Но немцы должны сохраниться те качества, которые останутся с ними после завоевания.

Иоганн Готлиб Фихте в «Речах к немецкой нации» (1808) отмечал: «Народ — совокупность людей, живущих в обществе и непрерывно производящих себя природно и духовно. Они находятся под действием определенного закона, который полностью определяет и завершает то, что называется национальным характером народа». Немецкие философы утверждали, что немцы от остальных народов отличаются особой культурой и образованием.

Возникает оппозиция цивилизации и культуры: цивилизация, как нечто материальное западноевропейское, и культура, которая свойственна только немцам. Понятие культуры здесь базируется на представлении о художественном таланте, силе науки и религиозных достижениях немцев.

Норберт Элиас считал, что цивилизация снимает национальные различия, а культура, наоборот, подчеркивает. Если мы говорим о немецком особом пути, особой миссии, то эта миссия лежит не в сфере экономической или социальной, а в сфере культурной. Этим немцы, а затем и подданные Российской империи, быстро адаптировавшие возникшую в Германии концепцию, радикально отличаются от остальных. На основе размышлений об уникальности в 19 веке формируется представление о «пути».

Идея того, что Россия — европейская держава с европейскими ценностями, образованием и наукой была чрезвычайно важна для Сергея Уварова, автора теории официальной народности. Россия гораздо лучше идет по европейскому — культурному, а не цивилизационному пути, — чем сама Европа.

Идея особого пути развили философы-евразийцы в начале ХХ века. Они говорили о некоем третьем пути и помещали Россию в совершенно другой контекст. Запад — Россия — Восток. Третий путь — это не тот путь, к которому привыкла русская политическая мысль 19 в.

Что происходит в СССР с понятием «особого пути»? Происходит радикальная секуляризация, божественное значение теряет историческую актуальность, но метафора по-прежнему остается очень сильной. Марксистская идеология понимала историческое развитие как движение по одному единственному правильному пути.

«Эффективность» и «особость» этого пути служили важнейшим аргументом в пользу политического бездействия эпохи застоя. Согласно Марксу, капитализм рано или поздно сменится социализмом.

Будучи чрезвычайно востребованной в эпоху Перестройки, в постсоветское время метафора особого пути на короткий срок перестала быть популярной, но с середины 90-х годов вновь вернулась в русский политический язык. Об этом писал покойный Борис Владимирович Дубин — не мы владеем историей, а история владеет нами. Мы жертвы истории и не способны ничего изменить в нашей стране. Сама история выведет нас на правильный путь.

Особый путь — консервативен. Он предусматривает следование каким-то же существующим политическим механизмам.

Особый путь — это абсолютно базовая и совершенно универсальная самоидентификация. Мы всегда были такими: неважно, в России, в Европе, в Африке, в Китае или Аргентине.

Главный вопрос состоит не в том, есть ли у нас особый путь или нет. Ответ на него всегда разный. Вопрос в том, почему в русском политическом языке эта метафора оказалась настолько действенной и эффективной?

Возможно, мы доживем до того момента, когда русский политический язык вновь расцветет и мы с радостью и интересом будем наблюдать другие способы в постижении истории, или, наоборот, мы состаримся с ощущением, что этот путь один.

Получите ответы на все вопросы о поступлении и программе «Политическая философия и социальная теория», заполнив нашу форму:


Приемная комиссия:
(495) 564-85-82
applic@universitas.ru
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3720 [~EXTERNAL_ID] => 3720 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 10.07.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11160 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 11160 ) [VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 2225 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Политическая философия [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) ) [ELEMENTS] => Array ( [0] => 3827 [1] => 3801 [2] => 3798 [3] => 3782 [4] => 3720 ) [NAV_STRING] => [NAV_CACHED_DATA] => Array ( [frameMode] => [frameModeCtx] => /bitrix/templates/.default/components/bitrix/system.pagenavigation/.default/template.php ) [NAV_RESULT] => CIBlockResult Object ( [arIBlockMultProps] => Array ( ) [arIBlockConvProps] => [arIBlockAllProps] => Array ( ) [arIBlockNumProps] => Array ( ) [arIBlockLongProps] => [nInitialSize] => [table_id] => [strDetailUrl] => [strSectionUrl] => [strListUrl] => [arSectionContext] => [bIBlockSection] => [nameTemplate] => [_LAST_IBLOCK_ID] => 4 [_FILTER_IBLOCK_ID] => Array ( [4] => 1 ) [result] => Resource id #342 [arResult] => [arReplacedAliases] => [arResultAdd] => [bNavStart] => [bShowAll] => [NavNum] => [NavPageCount] => [NavPageNomer] => [NavPageSize] => 10 [NavShowAll] => [NavRecordCount] => [bFirstPrintNav] => 1 [PAGEN] => [SIZEN] => [SESS_SIZEN] => [SESS_ALL] => [SESS_PAGEN] => [add_anchor] => [bPostNavigation] => [bFromArray] => [bFromLimited] => [sSessInitAdd] => [nPageWindow] => 5 [nSelectedCount] => [arGetNextCache] => Array ( [ID] => [IBLOCK_ID] => [IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => [ACTIVE_FROM] => [DETAIL_PAGE_URL] => [DETAIL_TEXT] => 1 [DETAIL_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_TEXT] => 1 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => [SORT] => [CODE] => [EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => [IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => ) [bDescPageNumbering] => [arUserMultyFields] => [SqlTraceIndex] => [DB] => CDatabase Object ( [version] => [escL] => ` [escR] => ` [alias_length] => 256 [DBName] => zhukova_idex [DBHost] => localhost [DBLogin] => zhukova_idex [DBPassword] => yAdinhpdex [bConnected] => 1 [db_Conn] => Resource id #115 [debug] => [DebugToFile] => [ShowSqlStat] => [db_Error] => [db_ErrorSQL] => [result] => [type] => MYSQL [column_cache] => Array ( ) [bModuleConnection] => [bNodeConnection] => [node_id] => [bMasterOnly] => 0 [obSlave] => [cntQuery] => 0 [timeQuery] => 0 [arQueryDebug] => Array ( ) ) [NavRecordCountChangeDisable] => [is_filtered] => [nStartPage] => 1 [nEndPage] => [resultObject] => ) )