Татьяна Дашкова о моде в кино «оттепели» и «застоя»

02.06.2017

Как должен одеваться советский человек? Ответ на этот вопрос менялся вместе с самим СССР, а одежда становилась свидетельством эпохи. Представляя магистратуру «Fashion Studies» МВШСЭН, о моде в советском кинематографе рассказала визуальный антрополог Татьяна Дашкова.

456789067.png

Татьяна Дашкова. Доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, исследователь советской визуальной культуры, преподаватель магистратуры Fashion Studies. Автор книги «Телесность — Идеология — Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» (М.: НЛО, 2013; серия «Кинотексты).

В советском кино мода присутствует в странном виде. В довоенных фильмах героини одеты скромно и неброско, что маркирует их простоту и близость массам. Красиво и эффектно выглядят только отрицательные персонажи. В фильмах «Близнецы» (1945) и «Волга-Волга» (1938) их одежда включает модные аксессуары: лисья горжетка, шляпка с перьями, брошка, перчатки. Показывалась не просто модная деталь, а вычурно-модная.

В книге Журавлева и Гронова о моде в СССР «Мода по плану» есть интересная мысль, что в советской России 30-х модными в первую очередь считались элементы роскоши. Поскольку производства модной одежды не существовало, люди использовали аксессуары. Например, если женщина накидывала лисью горжетку или песца, то это уже модная женщина.

Фильм «Карнавальная ночь» (1956) ознаменовал начало нового этапа в кинематографе того времени — в нем впервые мода выступила в качестве предмета показа.

Вспомним, как одета героиня Гурченко. — На ней платье New Look, повторяющее работы Диора 1947 года. То есть героиня одета в то, что было актуально в Европе и Америке десять лет назад. У нее покатые плечики, фонарики, длинные юбки, а в одной из сцен — стильное черное платье с белой муфтой.

unnamed (1).jpg


СССР страшно запаздывал от других стран. Можно представить, какие шок и зависть вызвали модели дома Диор, приехавшие на показ мод в Москве в 1959.

«За витриной универмага» (1955) вышел чуть раньше «Карнавальной ночи». Это первый советский фильм о магазине. В нем зрителям показывают красивый универмаг с разными отделами, где продаются вещи для детей и для взрослых. Магазин предстает словно город или целый мир. По своей проблематике это уже новое «оттепельное» кино. В фильме сформулированы совершенно новые постулаты, которые затем будут появляться и в других фильмах: во-первых, модно одеваться можно и нужно, что в этом нет ничего позорного; во-вторых, государство должно помочь человеку модно одеться и всячески способствовать тому, чтобы человек приобрел вещь, которую хочет.

unnamed (2).jpg


«За витриной универмага» — советская утопия. За прилавками культурные продавцы, царит изобилие, если какого-то товара нет — его сразу заказывают и привозят. В то же время в фильме показана теневая экономика, когда через магазин сбывают «левый» товар. На самом деле это очень значимая проблема для советской культуры — неповоротливость экономики государства, невозможность быстро реагировать на спрос и производить новое. Плановая экономика и мода — вещи несовместимые. Фабрики поставляют в магазины то, что им быстрее и легче производить, а не то, что нужно людям. «Теневики» либо спекулируют в магазинах дефицитным товаром, либо перепродают импортные вещи, либо оказывают какие-то услуги на дому («Легкая жизнь» (1964), «Берегись автомобиля» (1967)).

В кино появляются новые интересные персонажи — стиляги. О них снято не так много фильмов, но упоминание есть в каждом втором. Про стиляг целиком снят короткометражный фильм «Иностранцы» (1961) из альманаха «Совершенно серьезно». По сюжету журналист должен написать статью про стиляг. Стиляги принимают его за элегантно одетого иностранца и начинают заводить с ним дружбу, пытаются перепродать ему какие-то советские сувениры и вещи в надежде на то, что он обменяет их на импортные вещи: рубашки, галстуки и т.д.. Вдруг обнаруживают на его пиджаке советскую этикетку и в ужасе сбегают из квартиры. Стиляги изображены здесь карикатурно, как в журнале «Крокодил».


Стиляги — несоветское внутри советского. К ним опасливое отношение, потому что они выделяются среди серой массы как пестрая радуга. Советские люди одевались настолько серо и неброско, что даже чуть более яркая вещь другого кроя или вещь импортная моментально опознавалась.

Стиляги — люди сомнительные. Это люди, ориентирующиеся на Запад, потенциальные нарушители закона, потому что они связаны с фарцовщиками, перекупщиками. Такие вещи в СССР не производятся, следовательно, стиляги шьют их сами, переделывают или действительно покупают/обменивают у спекулянтов. В рамках советской культуры выглядеть не так, как все, порочно.

В то же время продолжается старая кинотрадиция одевать отрицательных персонажей в модную одежду и придавать им вычурные черты стиля. Чаще всего превосходно одеваются наводчицы или женщины каких-то бандитов высокого класса. — Татьяна Окуневская в фильме «Ночной патруль» (1957) в макияже, с приклеенными ресницами, в клипсах, бусах. Она ходит с укладкой даже дома.

Как только героиня Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке» (1969) появляется на экране, становится ясно, что это не советская женщина. Она блондинка, ярко накрашена, в дорогих светлых импортных вещах. Светлые вещи — большая редкость.

unnamed (3).jpg


При этом с начала 60-х годов умение одеваться — важный культурный навык. Существует много фильмов о селе, о том, как проникают в его жизнь городские культурные практики. Например, в фильме «Дело было в Пенькове» (1957) героиня приезжает из города и одета принципиально иначе. Поначалу она ходит по селу в костюме и в туфлях, потом понимает, что это неудобно, неправильно, и переодевается как все: в ватник и сапоги. Но на свадьбу главному герою она дарит туфли — царский подарок по тем временам. В ситуации дефицита совершенно спокойно люди носили туфли на размер больше или на размер меньше. Подкладывали кусок ваты или заклеивали пятки, чтобы не стереть. То есть в советском фильме мужчина мог пойти в магазин и на глаз купить туфли своей девушке – если, они, конечно, там были.

В фильме «Иван Бровкин на целине» (1958) бригада начинает хорошо зарабатывать и решает пошить себе костюмы. Тем более один из целинников — закройщик. Они идут с Бровкиным покупать ткани, и когда продавец узнает, что они не из джаза, а с целины, то предлагает им лучший — китайский (!) — материал цвета «осенней степи». Закройщик учит их носить костюмы: брюки не следует заправлять в сапоги, а сами брюки не должны быть слишком широкими. Один из героев говорит: «Я не могу ходить в твоих дудочках. Стыдно мне». Потому что ширина брюк очень важный культурный маркер. Чем уже брюки, тем более сомнительный человек их носит.

В фильмах появляется преображение через одежду. В «Высоте» (1957), когда герой приходит на свидание с девушкой, он видит ее в странном наряде и осуждает. Героине нравится этот молодой человек, и она начинает воспитывать в себе хороший вкус. Главным маркером ее преображения становится желание сдержанно одеваться.

unnamed (4).jpg

Отдельная интересная практика в советском кино — дефиле. Все фильмы о дефиле всегда ироничные и смешные комедии («Девушка без адреса» (1958), «Старый знакомый» (1969), «Бриллиантовая рука» (1969)). В них всегда присутствует двойственность.

Во-первых, в ситуации дефицита нам показывают красивые вещи. Во-вторых, в обществе тихих и скромных женщин положение манекенщиц сомнительно. У них средний статус между актрисой и женщиной легкого поведения. Вроде бы они госслужащие, но ведут себя явно не так, как должны вести себя советские женщины. Отсюда повышенный к ним интерес, они богемны. Чаще манекенщицы (и манекенщики) отрицательные или комические персонажи.

Позднее, особенно в 80-е годы, общественный вкус меняется. В советских фильмах напрямую связываются женская модная одежда – и успех у мужчин. Чтобы обратить на себя внимание и удачно выйти замуж, девушка должна быть одета в эффектные импортные вещи. А поскольку их не было в магазинах, они приобретались у спекулянтов. В советском кино хорошо одетая женщина сразу становилась объектом повышенного внимания и обсуждения, а желание одеваться всячески поддерживалось ее друзьями и сотрудниками.

Анастасия Домнич


Фильмы по теме:

Одежда как маркер персонажа

  • «Волга-Волга» (1938), Г. Александров
  • «Близнецы» (1945), К. Юдин
  • «Ночной патруль» (1957), В. Сухобоков
  • «Бриллиантовая рука» (1969), А. Гайдай

Стиляги в кино

  • «Иностранцы» (1961), реж. Э. Змойро, альманах «Совершенно серьезно»
  • «Ход конем» (1962), реж. Т.Лукашевич

Кино, связанное с магазином:

  • «Девушка с характером» (1939), К. Юдин
  • «За витриной универмага» (1955), С. Самсонов

Рефлексия о моде в условиях плановой экономики:

  • «Красиво жить не запретишь» (1982), А. Васильев

Тема дефиле:

  • «Девушка без адреса» (1958), Э. Рязанов
  • «Старый знакомый» (1969), А. Кольцатый
  • «Бриллиантовая рука» (1969), Л. Гайдай

Преображение через одежду:

  • «Высота» (1957), А. Зархи
  • «Зигзаг удачи» (1968), Э. Рязанов
  • «Служебный роман» (1977), Э. Рязанов
  • «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), Г. Бежанов

Подробнее о программе «Fashion Studies»

Если вы хотите больше узнать о магистратуре "Fashion Studies", заполните форму:

  



Спасибо!


 

Адрес приемной комиссии: 
applic@universitas.ru 
8 (495) 933-80-39




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5