«Одевая город: Париж, мода и медиа»: презентация книги Аньес Рокамора

21.06.2017
0.jpg

Париж долгое время являлся образцом мод и хорошего вкуса. Книга Аньес Рокамора «Одевая город: Париж, мода и медиа», вышедшая недавно в издательстве НЛО, рассказывает о красоте через призму города и женщины. Ее презентация в Шанинке стала возможностью показать те материалы, которые не были включены в издание.

париж.png

Аньес Рокамора, профессор Лондонского колледжа моды (Лондонский университет искусств), культуролог, исследователь моды и медиа. Автор книги “Одевая город: Париж, мода и медиа” (М.: НЛО, 2017, серия «Библиотека журнала “Теория моды”»).

Мода является чудесной платформой для исследования. Обращаясь к ней, можно изучить самый широкий спектр культурологических и социологических вопросов: раса, гендер, сексуальность, этничность, нация, менталитет и др.   

Аньес Рокамора, преподавая в Лондонском университете искусств, признает, что в англосаксонских странах модными медиа занимаются не так-то много — то есть именно рефлексией того, как мода преподносится и как формируется ее миф. В академических изданиях, когда речь идет о моде, часто ссылаются на тексты, фотографии из модных изданий и образы в фильмах, при этом их почти не исследуют. За редким исключением в России наблюдается такая же тенденция.


Производство города, образов и одежды

В своей книге «Одевая город: Париж, мода и медиа» Аньес рассматривает то, как парижская мода представлена в текстах, изображениях и модных изданиях. Это не только исследование моды, но и признание той роли, какую модные издания играют в создании моды как феномена.

unnamed.jpgЗаимствовав идею Пьера Бурдье о символическом производстве, можно представить моду как индустрию, в которой физическое материальное производство постоянно и неотъемлемо окружено флером образов и идей. Наиболее ярко они репрезентуются в модных журналах и изданиях.

В большей части литературы о парижской моде представлены только известные дизайнеры. О них выходят большие красивые издания с картинками («coffee table book»), их имена всегда на слуху. Но «парижская мода» — понятие более широкое. Оно включает в себя пласт ожиданий, практик и представлений о том, что люди носят на парижских улицах, а также о некоем вкусе, который воспитывается в этой среде.

Отсюда, во-первых, желание создать теоретико-критическое исследование феномена парижской моды, а во-вторых, проследить системные связи между модой и городом.

Кроме того, существует множество академических работ о роли Парижа в живописи или кино. Но о том, как Париж представлен в модных изданиях, написано очень мало.

Теоретическая предпосылка книги «Одевая город: Париж, мода и медиа» в том, что города существуют как в физической реальности, так и в воображаемой. 

Есть физический город из людей, зданий, камней, тротуаров, но в то же время есть некий конструируемый образ города. И мода здесь занимает далеко не последнее место.


Париж VS провинция

Аньес Рокамора обращается к тому, что интересовало ее, когда она была маленькой девочкой, приезжавшей в Париж. Он позиционировался и позиционируется как престижное место, лучшее для путешествий. Достопримечательности, с которыми обычно ассоциируется Париж, — это Гранд Опера, Эйфелева башня, стеклянная пирамида Лувра.

Во Франции, в сравнении со многими другими странами, существует жесткая оппозиция провинции и Парижа.

Со времен Французской революции, существовала идея стереть все различия между разными провинциями Франции, отказаться от локальных культур в пользу приближения к парижскому эталону.

Интересна разница в терминологии между французским и английскими языками:

  • французское «la provincia» всегда употребляется в единственном числе — будто это серая масса, единый блок, в котором нет никаких различий;
  • английское «the provinces» — слово, употребляемое во множественном числе, что подразумевает различие областей.

Во Франции, если вас назовут «провинциалом», это очень обидно, в то время как «парижанин» имеет положительное значение. Это связано с конструированием образа Парижа как некого превосходного места: в нем сосредоточены все лучшие музеи Франции, лучшие школы моды, университеты, театры. Правительство инвестирует в культуру и искусство именно в Париже, а не в провинциях.

2 (3).jpg

У французских президентов существует традиция использовать город для демонстрации собственной силы, а тело города как сцену для укрепления французской нации. Жорж Помпиду пробыл президентом один срок и построил Центр культуры и искусств, который впоследствии назвали его именем. Франсуа Миттеран пробыл на посту президента два срока, инициировал «Большие проекты», в ходе которых построили пирамиду Лувра и музей д’Орсэ.

Эти примеры показательны, но есть и более старый. Это османизация Парижа, когда город был полностью перепланирован. Кроме военных и социальных причин, это было сделано, чтобы продемонстрировать мощь Наполеона III, мощь всей французской нации. Из города с грязными узкими улицами он превратился в передовой для своего времени мегаполис с сеткой широких авеню и видовых точек.

В Москве тоже происходят крупные изменения. Это интересно, поскольку с точки зрения архитектуры Париж не менялся с 19 века. Если же говорить о Лондоне, в отличие от Парижа, в нем постоянно что-то строят, а новая архитектура сосуществует с исторической.


Миф о Париже 

Считается, что миф о Париже как о грандиозном роскошном городе возник именно в 19 веке, причем сразу в нескольких сферах: в визуальном искусстве, литературе, фотографии, кино, а также в модных изданиях.

В идеологизации и мифологизации Парижа мода была одним из самых главных инструментов. Она влияла как на дискурсы, возникавшие вокруг Парижа, так и на физический облик города.

В своей книге «Корсет» Валери Стил писала, что в Париже возникали ключевые места, в которых было принято показывать новые моды. Например, в Гранд Опера во время оперы дизайнеры могли показывать свои коллекции. Правда, тогда это коллекциями не называлось. Сюда же относятся, места, где мы покупаем одежду и смотрим на нее. 

Мода и модные магазины — это мощные инструменты изменения облика города, его позиционирования.

Один из примеров мифологизации Парижа и столкновения реального и дискурсивного — книга Эмиля Золя «Дамское счастье», продолжающая нарратив о молодых девушках, приезжающих в Париж и вынужденных бороться за место социальной иерархии. Золя был вдохновлен первым универмагом в Париже — универмагом Бон Марше. И сейчас торговую галерею Лафайет посещает больше людей, чем Эйфелеву башню.

Говоря о разных местах, где было принято демонстрировать моду, необходимо вспомнить Булонский лес, находящийся не в центре Парижа, а в его 16-м округе. Великий фотограф Жак-Анри Лартиг изначально приезжал в Булонский лес для того, чтобы фотографировать прохожих. Однако со временем его фотографии стали использоваться в модных журналах.

3 (2).jpg

Булонский лес был тем местом, где богатая буржуазия показывала свое материальное благосостояние. Булонский лес из площадки для прогулки превратился в место, где демонстрировалась власть.

Фотографы братья Сибергер (Seeberger) приезжали в такие места как Булонский лес, отыскивали красиво одетых дам, фотографировали их, а дальше продавали снимки в Vogue и другие модные журналы. Кутюрье того времени это прекрасно знали, поэтому специально отправляли туда модных дам в надежде, что их заметят и тоже сфотографируют. 

Современные блоги об уличной моде ничего нового не придумали, они просто повторили старую идею.


4.jpg

Говоря о Булонском лесе, обязательно нужно вспомнить фильм Робера Брессона «Дамы из Булонского леса» (1945), костюмы для которого создавала кутюрье Эльза Скиапарелли.

5.jpg

Некоторые темы постоянно повторяются, в том числе в модных изданиях. Можно выделить 4 составляющих мифа о Париже:

  • Париж как столица моды
  • Париж как революционный город
  • Париж как женщина, противопоставленная мужскому Лондону (причем женщина предстает как куртизанка с особой сексуальностью)
  • Париж как креативный город

И все эти идеи кристаллизуются в одном образе, который воспроизводится в литературе, кино и мире моды. Это образ женщины-парижанки — La Parisienne.


La Parisienne

В 19 веке в изобразительном искусстве начался бум мифологизации парижанки, он продолжился в 20 веке в кинематографе. Для фильма «Дневная красавица» (1966) с Катрин Денёв костюмы создавал Ив Сен-Лоран. Это не просто девушка из Парижа, красивая, буржуазная и модная белая женщина, но и куртизанка по ночам. 

В утверждении мифа о La Parisienne большую роль сыграл журнал Vogue Paris, где воспроизводились очень узкие, стереотипизированные представления о парижанке как идеальной модной женщине.

На фото почти одни и те же места: Лувр, булочная Липп, мост Александра III. Чаще всего изображается зеленый Париж, хотя на самом деле он не такой уж зеленый. Наконец, Эйфелева башня все время используется на модных фото для сакрализации чудесного прошлого или для воплощения образа Парижа как города любви. 

Все парижанки на фото высокие, худые, белые, молодые женщины. Картинки и тексты продуцируют некий идеализированный, мало связанный с реальностью образ Парижа и его жительниц.


7.jpg

Инес де ля Фрессанж — известная парижская модель и дизайнер. Она смогла монетизировать свой образ парижанки. И она и Жан-Поль Готье продают стереотип о том, что все парижанки ходят в тельняшках. 

6.jpg

Цифровое поколение продолжает продуцировать миф о Париже. Жанна Дамас развила личный медиа-бренд, используя все те же стереотипы об идеальной парижанке. 



Наконец, Эйфелева башня также подтверждает стереотипы. Она появляется не только в модном дискурсе, о ней много рисовали, писали стихи. Эйфелеву башню построили в 19 веке, для того времени авангард. 

Вопросы из зала

Как выглядит современная парижанка без стандартов и стереотипов?
Современные парижанки намного более разнообразные, чем то, что можно видеть в модных журналах. Это высокие и низкие, старые и молодые, с темной кожей и со светлой.

Существует ли в Лондоне такой же миф о лондонской женщине сопоставимой с мифом о La Parisienne?
Были моменты в истории, когда возникали какие-то образы, связанные с английскими женщинами. Например, девочка из Челси (Chelsea girl). Мои британские коллеги, которые исследуют именно британский костюм, смогут лучше об этом рассказать. Именно в 60-е Лондон стал таким модным городом. Из него появилось много имен, связанных с модой. Но никакого образа жительницы Лондона не сформировалось. Мне кажется, Лондон все же имеет в моде мужское лицо.

Что осталось за рамками мифа?
Больше всего в модном дискурсе исключается именно разнообразие. Модный дискурс формирует идеальный образ женственности, это если говорить про гендер. Если говорить про пространство, то в модном дискурсе практически не фигурирует периферия Парижа. В основном, возникают комфортные туристические места. Никакие потенциально негладкие, неотполированные и неглянцевые места почти не зарождаются. Поэтому формируется такое глянцевое видение женской красоты.

Анастасия Домнич

Подробнее о российско-британской магистратуре «Fashion Studies»

Получите ответы на все вопросы о поступлении и программе "Fashion Studies", заполнив нашу форму:


  



Спасибо!


 

Адрес приемной комиссии: 
applic@universitas.ru 
8 (495) 933-80-39




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1