Надежда Шилова: Поведенческая экономика — от анекдота к Нобелевской премии

10.01.2018

Поведенческая экономика.jpg

О такой разной рациональности, или Как экономические эксперименты делают наши ошибки ликвидными.



Надежда Шилова.jpg

Надежда Шилова,
к.э.н., преподаватель программы «Поведенческая экономика»,  доцент кафедры микроэкономики НИУ ВШЭ, исследователь экономики ксенофобии и экономики воды.



Видео

Я много раз слышала мнение, что поведенческая экономика объясняет то, что классическая экономика объяснить не может, что это такой проект в экономической науке, который в чем-то ей даже противоречит. На мой взгляд, это не так.

Поведенческая экономика стала закономерным этапом развития теории выбора. Как и микроэкономика, она может рассматриваться как ее часть. Возникновение же подразделов, которые расширяют экономические знания, — это закономерный этап развития экономики как науки. Это происходило и в других науках — физике, биологии, математике и т.д.

«РАЦИОНАЛЬНО» НЕ ЗНАЧИТ «ХОЧУ»

Экономисты изучают и моделируют поведение рационального экономического объекта. Слово «рациональный» в экономике означает так называемое «максимизирующее поведение»: я знаю все возможные варианты альтернатив, из которых могу выбрать; знаю все их характеристики, могу их сравнить и на основе этого совершить выбор. Я могу выбрать лучшее из всего того, что мне доступно. Однако с точки зрения экономики доступно не все.

Я выбираю лучшее в имеющихся ограничениях. Но что я считаю лучшим?

Часто приводят пример с благотворительностью. Есть люди, которые с ее помощью уходят от налогов. Есть те, кто выкладывает это в Facebook и хочет социального поощрения. Есть те, кто делает это из чистого альтруизма, но даже в этом случае сделать доброе дело им приятно. Более того, система личной мотивации может меняться в течение жизни человека. Но какие еще факторы влияют на выбор?

Обычная экономическая модель может быть трансформирована разными способами. У каждой экономической модели есть цель. В зависимости от цели ее можно усложнить или упростить. Если наложить схему метро на карту Москвы, то она с ней не совпадет. Схема создана для того, чтобы понять, как из точки А попасть в точку Б, а не знать, где именно вы проезжаете под землей.

Для чего экономистам нужно моделировать экономические ситуации? Для того, чтобы прогнозировать что будет, если… Поэтому экономисты разработали большое количество экономических моделей.

Гэри Беккер.jpg

Все началось с Гэри Беккера, который использовал экономические методы для анализа человеческого поведения: как люди выбирают себе партнеров, как разводятся, почему совершают преступления, как работает «экономика счастья». Он описал экономико-математическими моделями практически все и исходил из рационального поведения индивидов. Но ведут ли люди себя в действительности так, как предсказывает теория? 



Герберт Саймон.jpg

В самом начале развития поведенческой экономики Герберт Саймон, лауреат Нобелевской премии и автор термина «ограниченная рациональность» [“limited rationality” — в отличие от “bounded rationality”] провел со своими студентами серию экспериментов, результаты которых были скорее не математичны, а анекдотичны. Выбор студентов был иррационален. Саймон все это объединил и проанализировал. 


Сегодня мы знаем, что:

  1. Мы не всегда осознаем все возможные альтернативы.

  2. Правила игры влияют на выбор — речь идет о законах, традициях, привычках.

  3. Умственные способности и эвристики имеют значение.

  4. На принятие решения могут сильно влиять эмоции.

  5. Мнение друзей и родственников может превалировать над рациональными доводами.



ОШИБКИ МОЖНО ИЗУЧИТЬ [И ИСПОЛЬЗОВАТЬ]

Эвристика — способ принятия решений, который не гарантирует их правильность, но упрощает нам жизнь. Если вы каждое утро будете рассуждать о том, что надеть, то никогда не выйдете из дома, поэтому в большинстве случаев надеваете одежду в привычном вам порядке. Если нужно узнать погоду, то можно выглянуть в окно и посмотреть, не идут ли люди с зонтиками или в теплых куртках. Это упрощает вам жизнь, но не дает точного результата. Тем не менее, эвристики нам очень нужны и полезны, хотя иногда они приводят к неверным выборам.

Без эвристик наша жизнь превращается в «кошмар выбора».


  • Эвристика репрезентативности

Вы впервые в жизни встретились с индийцем, который оказался плохим человеком. И в следующий раз, когда вы встретите другого человека из Индии, вы уже будете настороже. Однако индийцев 2 млрд и такое поведение можно назвать иррациональным.


  • Эвристика доступности

Группу людей просят оценить в англоязычном тексте количество слов, оканчивающихся на «-ing». Потом другой группе предлагают оценить количество слов с буквой «n» на предпоследнем месте, т.е. «-ing» входит в это множество. Но первая оценка оказывается в несколько раз больше второй. Люди исходят из той информации, которая им доступна, которая быстрее приходит на ум, с которой проще работать и вспомнить.

  • Эффект фрейма

Известно, что 30% пациентов не выдерживает операцию. Можно ли ее рекомендовать? Подавляющее большинство респондентов отвечает, что нет.

Известно, что 70% делающих операцию выживает. Большинство отвечает, что риск оправдан и операцию стоит делать.

Вывод: восприятие и принимаемое решение зависит от создаваемого контекста.


  • Ошибка сочетания

Кто феминистка? Одинокая женщина в возрасте 31 года, преподающая психологию в университете, или мать двоих детей, работающая бухгалтером в крупной компании? Большинство ответит, что феминисткой является первая женщина, однако это никак не вытекает из условий вопроса. Просто мы мыслим стереотипами.


  • Эффект якоря (он же эвристика привязки и корректировки)

Инженер-компьютерщик в Австралии имеет хорошую квалификацию и большой опыт работы. Первый вопрос: ниже или выше его зарплата, чем 65 000 австралийских долларов в год? Сколько он может получать? Второй вопрос для другой группы: ниже или выше зарплата инженера 135 000 австралийских долларов в год? Сколько он может получать?

На вопрос о конкретной сумме первая группа людей называла число ближе к 65 0000, а вторая к 135 000. Если люди не имеют представления о том, сколько может получать инженер-компьютерщик в Австралии и каков курс обмена их валюты по отношению к австралийскому доллару, они скажут сумму близкую к той, что им подсказали. Людям дали «якорь».


  • Эффект неприятия потерь

Старой женщине, прожившей всю жизнь в одном доме, предлагают его продать. Она готова продать его только за очень высокую цену, потому что с ним у нее связаны многие воспоминания. С нашей точки зрения она может оценивать свой дом неадекватно. Эта ситуация еще относительно рациональна, а вот если вам говорят: «я так давно владел этими акциями, что они стали моими друзьями»?


эффект якоря.jpg

ЧТО ДАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ?

Как и любая наука, экономика начинает изучение феномена с некой гипотезы или философской концепции. Затем следует наблюдение: мы наблюдаем, записываем, систематизируем. Когда набирается много материала, мы пытаемся провести эксперимент, затем проводим эксперимент с изменением части параметров. Повторяем это еще, еще и еще, и, наконец, снова возвращаемся к теории, чтобы ее скорректировать Вот как раз экспериментом занимается поведенческая экономика.

Поведенческая экономика — экспериментальный этап современной экономики.

Какие сложности могут возникать в ходе эксперимента? Во-первых, человек — самообучающаяся система. Во-вторых, человек всегда встроен в социальную среду. В-третьих, человек реагирует и на огромное количество других внешних и внутренних факторов, которые очень сложно определить. Если в физике мы можем постараться и провести эксперимент «при прочих равных», наблюдая, как, например, далеко упадет запущенный нами шарик, то в экономике «шарик» у исследователя каждый раз запускается в новой ситуации.

Игра с общественным благом и наказанием

Экономическая игра в 10 раундов. В каждом раунде вам выдаются 20 виртуальных жетончиков, которые по окончанию игры превратятся в реальные деньги. Часть жетонов в каждом раунде можно оставить себе, а часть отдать другим игрокам. При этом мы суммируем все, что было отдано, умножаем все на 2 и делим поровну на всех. Задача каждого игрока: заполучить в конце игры как можно больше денег (лично для себя, а не по сравнению с другими).

Экономическая теория предсказывает, что никто ничего не вложит. Потому что это рационально. Зачем мне отдавать жетоны, чтобы увеличить чужое благосостояние? Но люди наоборот предпочитали вкладываться.

Меняем условия: говорим, что игроки имеют право сжечь чужие жетоны. Сожжение жетончика другого человека стоит половину вашего жетона. И снова, поскольку сожжение чужого жетона снижает ваш выигрыш, такое поведение не кажется рациональным. Однако после эксперимента оказывается, что люди сжигали жетончики по разным причинам: чтобы наказать тех, кто не вкладывался — основная, но некоторые сжигали даже просто из-за того, что была такая возможность.

Проводим эксперимент в разных городах мира: количество сожженных и отданных жетонов начинают заметно разниться. То есть вложения могут варьироваться не только от эвристики эмоций, но и в зависимости от каких-то других характеристик общества.


Nudge, подталкивание.jpg
Illustration by Oscar Bolton Green


ПРИМЕНЯЕМ ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ ЭКОНОМИКУ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ


Достижение поведенческой экономики в том, что ее можно применять не только в экономической, но и в обыденной жизни. Используя разного рода «подталкивания» («nudges»), за которые и дали Нобелевскую премию Р. Талеру, можно влиять на поведение людей и предпочтения общества.


  1. Донорство по умолчанию

    По умолчанию мы все не согласны с передачей наших органов после нашей смерти кому-либо, а чтобы включиться в программу донорства, нужно подписать специальную бумагу. В повседневной жизни люди вряд ли пойдут это делать специально. Из-за того, что люди слишком редко подписывают ту бумагу, возникает нехватка органов. Поэтому давайте так: вы по умолчанию согласны, но всегда можно отказаться.


  2. Дисконтирование против вредных привычек

    Людям предлагают деньги, если те не будут курить. $250, если они выдержат полгода, $400 — если год. И действительно, это сработало. За $400 люди готовы бросить курить, хотя если они не бросят курить, они потеряют еще больше чуть позже, борясь с раком легких и другими болезнями, вызываемыми курением. Люди дисконтируют свое будущее: они предпочитают получать выгоду здесь и сейчас, но не думают о будущих потерях.


  3. Лотерея для повышения приверженности терапии

    Люди, пережившие инсульт, должны принимать медикаменты по расписанию. Но многие довольно быстро перестают это делать. Тогда людям сказали, что если они будут принимать медикаменты по определенной схеме, то они будут участвовать в лотерее, в которой каждый десятый билет будет выигрывать $100 (вероятность 1:10). В результате курс терапии никто не бросил. То есть, ради денег люди готовы вовремя принимать лекарства, а ради своей жизни — нет.

Не случайно в своей книге «Как принять наилучшее решение? Теория принятия решений на практике» Ицхак Гильбоа изменяет понятие рациональности. Он говорит, что рациональным является тот выбор, который я буду считать рациональным всегда. То есть, мы можем считать рациональным тот выбор, с которым человек всегда будет согласен. Человек может принять решение в результате эмоций, эвристик, но если он им доволен — значит, оно рационально.

Мы переходим от концепции рациональности к концепции субъективной рациональности.

Поведенческая экономика. Н. Шилова (презентация)

_______________

Что почитать?

5 «новых» терминов поведенческой экономики

А есть ли выбор? Разбираемся, как работает поведенческая экономика

Гильбоа И.. Как принять наилучшее решение? Теория принятия решений на практике / Издательский Дом Дело РАНХиГС: 2018

Бинмор К.. Теория игр: очень краткое введение / Издательский Дом Дело РАНХиГС: 2017

Аллингем М..Теория выбора: очень краткое введение / Издательский Дом Дело РАНХиГС: 2017

Deterding, S., Dixon, D., Khaled, R., & Nacke, L. (2011, September). From game design elements to gamefulness: defining gamification. In Proceedings of the 15th international academic MindTrek conference: Envisioning future media environments
_______________


Подробнее о программе «Поведенческая экономика»

Получите ответы на все вопросы о поступлении и программе «Поведенческая экономика», заполнив нашу форму:


Приемная комиссия:
(495) 564-85-82
applic@universitas.ru