В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Художник Никич

16.03.2018
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи. Куратор проекта – наш преподаватель Георгий Никич, искусствовед, сын Анатолия Юрьевича Никича, к чьему столетнему юбилею приурочена выставка.

Фото Арина Оконичникова_5.jpg

Что удивителяет на этой выставке?

1. Атмосфера. Очень личный, очень индивидуальный, очень насыщенный содержанием и напряжением мир (это касается и художника, и выставки).
2. Изобилие. Картины и рисунки дополнены множеством фотографий, репродукций, текстов, писем. В каком-то смысле зритель оказывается внутри книги о художнике.
3. Мультимедийность. Целый зал занят четырехэкранной видео-аудио-инсталляцией. Голос художника Никича соединяется с кинокадрами, которые он снимал сам и кинохроникой, на которой он запечатлен.
4. Программа. Каждую пятницу вечером – долгие встречи с куратором (с 18 до 20:30). По вторникам – цикл лекций-мастерских “Художник и контекст”. Георгий Никич модерирует встречи с филологом Константином Богдановым, социологом Виктором Вахштайном, историком Ильей Кукулиным, культурологом Оксаной Мороз.
5. Открытость. Экспозиция позволяет разным зрителям составить разные впечатления о художнике Никиче и его творчестве. Напирмер, глядя на картины, можно решить, что главное открытие Никича – это принести отдельные элементы и сконструировать из них отдельный мир в мастерской художника. На картинах этот реальный сочиненный мир может показаться для кого-то пьесой, а для других – объектом медитации. Некоторые же останутся при мнении, что это автор одной картины – “Военные корреспонденты”.
... в залах – большие столы и стулья. Можно сидеть, читать, общаться.
6. Зеркало. В картинах и рисунках, текстах и фотографиях каждый сможет найти себя. Эмоции, интонации, обстоятельства, состояние и сочетание предметов, – все, для того, чтобы смотрящие и читающие “прочли” себя сквозь искусство Никича.
7. Простота. Глубина восприятия зависит от зрителя – так устроен этот проект. Вот итальянская чашка, а это – ее изображение на картине.
Можно сравнить. А дальше можно представить себе, что знак “инь-янь”, использованный в дизайне чашки не случайно привлек внимание художника. Он устраивал и настраивал гармонию между несовершенствами внешней жизни и чистой красотой.
8. Качество. Это главное понятие Анатолия Никича. Это синоним слов “искусство” и “бог”. Чтобы качество проявилось, нужны любовь, терпение и труд. Эти основания редко удается показать интересно. На этой выставке, кажется, получилось...