Стратегии продвижения культурных площадок. 3 публичных лекции в Шанинке

15.02.2019
55.jpg

Музейные специалисты — об исследованиях целевой аудитории и стратегиях продвижения искусства



12 февраля руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алёна Агапиева рассказала посетителям лектория Шанинки о том, что такое продукт с точки зрения музейного маркетинга, истинных потребностях посетителей и стыдливом маркетинге как результате их неверного толкования.

Пока мы монтируем запись выступления Алёны, предлагаем освежить в памяти ещё 3 публичных лекции экспертов по управлению и продвижению культурных институтов, прошедших в Шанинке в минувшем году.

Дарья Маликова

главный специалист научно-просветительского отдела Уральского филиала ГЦСИ
куратор образовательных проектов Уральской индустриальной биеналле современного искусства


В Шанинке Дарья Маликова рассказала о масштабном исследовании аудитории современного искусства в крупных городах России, проведённом при участии Екатеринбургской академии современного искусства и экспертной рабочей группы из маркетологов, социологов и независимых консультантов.

Первый этап исследования проходил в рамках Уральской индустриальной биеналле современного искусства 2017 года. Его целью было выяснить структуру, ожидания посетителей биеналле и возможности региональных выставочных площадок по расширению аудитории современного искусства.

По словам Дарьи, биеналле, проходившая в Екатеринбурге и нескольких региональных городах, показательна в этом отношении, поскольку привлекает большую периферийную аудиторию — тех, кто ходит на художественные выставки от случаю к случаю — и тех, кто делает это впервые, так как зачастую в небольших городах выставка современного искусства — заметное светское событие. Совокупность этих «случайных» посетителей и даёт исследователям представление о потенциале аудитории.

В ходе исследования эксперты ГЦСИ и их коллеги анализировали опыт не только посетителей, но и впервые — опыт медиаторов, проводивших экскурсии по экспозициям биеналле.



Особого внимания заслуживает методология исследования: благодаря методу медиаторских экскурсий эксперты смогли фиксировать отношение посетителей к современному искусству на входе и на выходе с экспозиции, соотнести ожидания кураторов с реальным поведением гостей в пространстве выставок, а также попытаться зафиксировать процесс формирования впечатлений — в пространство экспозиции были интегрированы слоты с опросниками о мотивах визита, впечатлениях от увиденного и т.п. Отсутствие интервьюера в этот момент только снимало психологический барьер у респондентов, и эксперты получили интересные качественные данные о культурных профилях гостей биеналле.

Кира Луцишина


специалист по маркетингу Государственного музея-заповедника «Царицыно»

На лекции в Шанинке Кира рассказала об исследовании целевой аудитории одного из наиболее крупных музейных комплексов Москвы — музея-заповедника «Царицыно», занимающего свыше 400 гектар и ежегодно принимающего более 6 млн. посетителей.

В ходе исследования маркетологи «Царицыно» составляли культурные профили посетителей музея-заповедника, выявляли их ожидания и психологические барьеры при посещении выставок и проверяли свои собственные гипотезы относительно того миллиона человек, что посетили здание музея в 2017 году.

О результатах и методологии исследования, завершённого в сентябре минувшего года и положенного в основу нового корпуса стандартов музейно-выставочной деятельности «Царицыно», — в записи лекции на нашем ютуб-канале.



Маттиас Хенкель


руководитель агентства по культурному развитию Embassy of Culture
преподаватель Фрайбургского университета и Института арт- и медиаменеджмента Свободного университета Берлина


Маттиас Хенкель много лет возглавлял департамент по связям с общественностью, меценатами и СМИ объединения Государственных музеев Берлина, а затем руководил Ассоциацией нюрнбергских муниципальных музеев, где курировал проект создания центрального фондохранилища, разработку новой концепции Дома-музея Альбрехта Дюрера, проведение серии музееведческих конференций, надолго сделавших Нюрнберг плавильным котлом передовых музейных практик.

Сегодня Маттиас Хенкель возглавляет собственное агентство по культурному развитию Embassy of Culture, которое разрабатывает стратегии продвижения для ведущих европейских музейных площадок и организует международные конференции по музейному маркетингу.

В Шанинке профессор Хенкель рассказал о своём видении стратегии управления культурными институтами на примере собственной модели «музейной матрицы». Лекция прошла на английском языке.