Иллюзия свободного выбора. Подборка лекций о поведенческой экономике

03.04.2019
Иллюзия свободного выбора. Подборка лекций о поведенческой экономике

Говорят, чужая душа — потёмки. Но только не для поведенческих экономистов. Они не ясновидящие, но умеют предсказать ваш выбор. Как говорится, в любой непонятной ситуации доверься поведенческому экономисту. Отобрали несколько публикаций из архива Шанинки, рассказывающих, как поведенческая экономика помогает нам лучше узнать самих себя.



Азы поведенческой экономики

Иллюзия свободного выбора. Подборка лекций о поведенческой экономике


Экономическое поведение — такой же естественный тип жизнедеятельности, как сексуальное поведение или социальная активность. На наше поведение влияет множество факторов, и потребительская (или экономическая) активность — не исключение.

Оказывается, сложнее выбрать между недорогим и затратным, чем между дорогим, дешёвым и средним. Трудный компромисс между дорогим, но престижным, и просто дешёвым становится гораздо легче, когда есть третий вариант — ко всеобщему удовлетворению мы называем его оптимальным соотношением цены и качества. Эффект компромисса, открытый первопроходцами поведенческой экономики, используется в маркетинге с 1992 года.

А как вы думаете, что выгоднее: получить $99 со 100% вероятностью или $100 с вероятностью 99%? Об этом и о том, как маркетологи используют страх потери при заказе пиццы, — в нашем материале, откуда взялась и как работает поведенческая экономика.


Как нами управляют законы поведенческой экономики?


изображение с сайта rw3.com


«Эврика!» — проносится в голове, когда вы думаете, что нашли простое и верное решение для только что мучавшего вас вопроса. «Эвристика» — равнодушно замечает на это поведенческий экономист. Это способ принятия решений, без которого наша жизнь превратилась бы в кошмар непрерывного выбора.

Но эвристики бывают разными и влияют не только на сиюминутные решения, но и на наши личностные установки в отношении определённых групп людей и даже количественное восприятие (да-да, дважды два не всегда четыре!).

Как те или иные наблюдения за поведением человека и образом его мыслей становятся непреложными законами поведенческой экономики? И почему рациональный выбор — это просто тот, что нравится вам самим?

Приглашённый преподаватель Шанинки, кандидат экономических наук Надежда Шилова рассказывает о поведенческих законах, которые управляют нами прямо сейчас (вообще-то всегда). С массой наглядных примеров.


Наджи — коварные инструменты поведенческих экономистов


изображение: Oscar Bolton Green


Вот уже почти 30 лет закон «О трансплантации органов и тканей человека» остаётся одним из наиболее спорных в России. А всё дело в презумпции согласия на посмертное донорство органов, на которую опирается закон. Она означает, что если вы не заявляли о своём нежелании стать донором органов, вы автоматически становитесь таковым в случае преждевременной смерти.

Это не уникальная российская практика, а норма международного права. В поведенческой экономике такой искусственно созданный выбор получил определение наджа (побуждения).

Наджи повсеместно используются в политике, рекламе, медицине, жилищно-коммунальном хозяйстве и даже в некоторых общественных туалетах, где на писсуаре изображена муха для более точного справления нужды.

На своей недавней лекции в Шанинке поведенческий экономист Надежда Шилова рассказала о том, какими бывают наджи, и аргументы в спорах между их сторонниками и противниками.


Факторы принятия решений в экономической теории


Как часто вы решаете взять с собой зонтик, не зная, будет ли дождь? В каком банке открывать депозит, если ни один из них не застрахован от вероятного дефолта?

Принятие решений в повседневной жизни связано с большим количеством факторов: вероятностей, предпочтений, различных степеней рисков и неопределённости, ожидаемой полезностью и множеством других.

Доктор экономических наук, профессор Марк Левин рассказывает, как поведенческие экономисты пытались сформулировать законы принятия решений лаконичным языком формул и что из этого получилось.



Как система предпочтений зависит от контекста, в котором мы принимаем решение? Что такое транзитивность? Почему в основе многих действующих общественных институтов лежит теория ожидаемой полезности? Как 42-й президент США Билл Клинтон принимал решение о вторжении в Боснию и Герцеговину, и какое отношение к этому имеет метод кейсов?