В Шанинке начинает работу семинар «Перформативность памяти: между театром и историографией»

22.04.2019
24 апр.jpg
В Шанинке начинает работу семинар «Перформативность памяти: между театром и историографией», организованный программой «История советской цивилизации». Театр все чаще обращается к прошлому в поисках языка разговора о современности. При этом вопрос об исследовательских инструментах, позволяющих анализировать эту работу, во многом остается открытым. Существующая историография по этой теме создает картину междисциплинарного поля, в котором театр не только анализируется средствами эстетического анализа, но рассматривается на пересечении сфер культуры и политики, экономики и медиа, памяти и травмы. С другой стороны, круг «театральных» понятий и метафор часто используется для исследования практик прошлого, не связанных с театром. Целью семинара является исследование пересечений между этими направлениями историографии. Каким образом инструментарий исследований театра и перформанса (performance) воспринимается современными подходами к исследованию прошлого? И наоборот – какие понятия и подходы оказываются наиболее востребованными для исследования работы с прошлым в театре?

На первом заседании семинара в среду, 24 апреля в 19.00 в аудитории 512а выступит Иван Пешков, PhD, директор Центра Среднеазиатских исследований Университета им. Адама Мицкевича в Познани, Польша с докладом «Антигоны из Забайкалья. Женская память о мужском поступке»
В качестве оппонента выступит Ирина Сироткина, кандидат психологических наук, PhD, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. 
Ведущие семинара – Варвара Склез и Иван Пешков.

Аннотация доклада:
Центроориентированность и замкнутость советского пространства превращала приграничные районы в полупустые места абсолютной готовности к конфронтации. Соседство с политическими оппонентами легитимизировало милитаризацию приграничных регионов и продлевало до бесконечности атмосферу гражданской войны на этом участке территории. Противоречие между политической стерильностью населения и эмоциональной включенностью в защиту рубежей решалось при помощи воспроизведения конфронтационных мифологем, перформативная сила которых состояла в способности смешивать темпоральные режимы и ставить под сомнение фронтирную лояльность местного населения. Популярная в исследованиях памяти о травматических событиях проблема неотступного прошлого (haunting past) в приграничных районах принимала в Забайкалье театрализованные и дословные формы ретро-галлюцинаций, самоузнавания в чужих биографиях и восприятия местности как декораций вневременной драмы гражданской войны. Описанная Ги Дебором потенциальная возможность захвата поля официальной идеологии и адаптации ее для собственных нужд находит здесь пародоксальное воплощение. Неизбежная советизация антисоветского (практикование символических форм политической конфронтации с СССР на основе советских мифологем и советской аксиологии) приводит к прямому использованию официальной легенды, немного смещая аксиологию антикоммунистического насилия. Поставив в центр внимания приграничный спектакль памяти о гражданской войне, выступление представляет темпоральные аспекты режима управления границей как полной «победы воспоминаний над действительностью». Политические аспекты женской контр-памяти будут представлены в контексте перформативного освоения символического конфликта. Навязывая доминирующему сообществу словарь «женской перспективы» и акцентируя собственное право на альтернативную память, жительницы Забайкалья превратили неразрешимый конфликт идеологий в трагедию личного, локального и укорененного. Расширяя пространство политического действия женские рассказы о прошлом создали базу для симметрического примирения после гражданской войны.

Время проведения: 24 апреля, 19:00
Место проведения: Газетный переулок, 3-5, ауд. 512а 
Необходима предварительная регистрация.