Короткина Ирина Борисовна

9d827d257afeae0ce5fa749ac85cb373.JPG
доктор педагогических наук, доцент
заведующая межфакультетской кафедрой английского языка

Преподаваемые дисциплины:

  • Academic Writing
  • Академическое письмо (на русском языке)
  • Academic Vocabulary for Social Sciences
  • ESAP: English for Public Policy
  • ESAP: English for Sociology
Ученая степень: доктор педагогических наук
Ученое звание: доцент

Направление подготовки и специальности:

  • Специалитет: лингвист – специалист в области структурной и прикладной лингвистики, МГУ, 1977 г.
  • Кандидат педагогических наук (13.00.08 – теория и методика профессионального образования), СПбАППО, 2009 г.
  • Доктор педагогических наук (13.00.01 – общая педагогика, теория педагогики и образования), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, 2018 г.

Повышение квалификации:

  • "Подготовка научных журналов к продвижению в международное информационное пространство: рекомендации Scopus", 2-й научно-практический семинар Минобрнауки РФ, НЭИКОН, Ассоциация научных редакторов и издателей (АНРИ), Scopus, 2018 г.
  • "Academic Editing Academy (Академия научного редактирования)", научно-практический семинар, Nature Research Academies, АНРИ, РАНХиГС, 2017 г.
  • «Формирование навыков академического письма на английском языке», программа повышения квалификации, Самарский НИУ, 2017 г.
  • «Формирование электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации», программа повышения квалификации РАНХиГС, 2017 г. 
  • «Психолого-педагогические условия повышения эффективности инклюзивного образования студентов с ОВЗ», программа повышения квалификации РАНХиГС, 2017 г. 

Общий стаж работы: 42 года
Преподавательский стаж: 25 лет

Электронный адрес: irina.korotkina@gmail.com; korotkina@universitas.ru


Сфера интересов

  • академическое письмо,
  • письмо для научно-публикационных целей,
  • отражение отечественных научных публикаций в международных базах данных,
  • публикационная этика,
  • академическая грамотность и исследования новой грамотности (New Literacy Studies), академическая лексика и проблемы терминообразования,
  • английский для специальных и академических целей (EGAP/ESAP).

Биография

И.Б.Короткина преподает в Шанинке с 1996 г. С 2008 г. руководит межфакультетской кафедрой английского языка и ее программами. Автор свыше 80 научных публикаций, в том числе трех монографий и 10 учебных пособий общим объемом более 200 п.л. Ввела термины «академическое письмо» и «академическая грамотность» в кандидатской диссертации и заложила научно-теоретические и методологические основы для введения академического письма как дисциплины в российское высшее образование в докторской диссертации. Рецензирует англоязычные и русскоязычные статьи в отечественных научных журналах, входящих в международные базы Web of Science и Scopus, и консультирует редакторов по вопросам публикационной этики. Выступает на международных конференциях, проводит семинары и мастер-классы в университетах и научных организациях в России и за рубежом, курирует рубрику «Академическое письмо и исследовательские компетенции» в журнале «Высшее образование в России» (Scopus, ВАК). Член Национального консорциума центров академического письма и главный редактор англоязычного научного журнала Journal of Academic Literacy and Research Skills (JALRS). С 2018 г. является основателем и руководителем Центра академического письма и коммуникации РАНХиГС.


Монографии и учебные пособия

1. Короткина, И.Б. Модели обучения академическому письму: Зарубежный опыт и отечественная практика: монография [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 219 с. – (Серия: Актуальные монографии). – 13,7 п.л.
2. Короткина, И.Б. Academic Vocabulary for Social Sciences. Академическая лексика социальных дисциплин: учеб. пособие [Текст] / И.Б.Короткина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 302 с. – 22,2 п.л.
3. Короткина, И.Б. Трансдисциплинарный подход к разработке курса по академическому чтению профильных текстов (на примере публичной политики [Глава 8, текст] / Ю.А.Комарова [и др.] // Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика: монография / Под ред. Н.В.Баграмовой, Н.В.Смирновой, И.Ю.Щемелевой. – СПб.: «Златоуст», 2016. – 184 с. С. 123-142. – 11,5/2 п.л.
4. Короткина, И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 295 с. – (Серия: Образовательный процесс). – 24 п.л.
5. Короткина, И.Б. English for Public Policy, Administration and Management. Английский язык для государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 229 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). – 12 п.л.
6. Короткина, И.Б. Академическое письмо: учебно-методическое пособие для руководителей школ и специалистов образования: учеб. пособие [Текст] / И.Б. Короткина. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011. – 175 с. – 8,7 п.л.
7. Короткина, И.Б. Профессиональный текст: академическое письмо для руководителей школ и специалистов образования: монография [Текст] / И.Б.Короткина. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011. – 199 с. – 10 п.л.
8. Короткина, И.Б. English for Public Administration. Английский для государственного управления: учебно-методич. пособие [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: Изд-во «Дело», 2010. – 330 с. – 17 п.л.
9. Короткина, И.Б. Английский для профессионального развития в новом образовательном пространстве: учеб. пособие [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: «Логос»: Университетская книга, 2009. 200 с. – 25 п.л.
10. Logical Grammar: The Tenses. Логическая грамматика: видовременная система: учебно-методическое пособие на англ.яз. [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: «Чистые пруды», 2005. 32 с. – 1,5 п.л.

Научные статьи за последние 5 лет:

I. Статьи в международных реферативных базах данных Web of Science и Scopus
1. Korotkina, I.B. Russian Scholarly Publications in Anglophone Academic Discourse: The clash of tyrannosaurs // Integration of Education. – 2018. – Vol. 22. No. 2. – P. 311–323. – 2 п.л. (ВАК, Scopus)
2. Korotkina, I.B. Classical Elements and Word-formation in Academic Discourse // Russian Journal of Linguistics. – 2018. – Vol. 22. No. 2. – P. 389–403. – 1 п.л. (ВАК, Web of Science, Scopus)
3. Korotkina, I.B. Russian Educational Research Papers in International Publications: The urge for academic writing // SHS Web of Conferences. International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2018). Moscow, Russia, June 5−6, 2018. – 0,75 п.л. (Web of Science)
4. Короткина И.Б. Академическое письмо в России: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. No 10. С. 64-74. (Scopus)

II. Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

5. Короткина, И.Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований [Текст] / И.Б. Короткина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 4 (51). – 0,5 п.л.
6. Короткина, И.Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике [Текст] / И.Б. Короткина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т.1. № 3 (50). – С.130–145. – 0,5 п.л.
7. Короткина, И.Б. Классическая риторика как основа современной дисциплины академического письма [Текст] / И.Б. Короткина // Философия образования. – 2018. – № 2 (75). – С. 106-123. – 1 п.л.
8. Короткина, И.Б. Оценка академического и научного текста в трех измерениях академической грамотности [Текст] / И.Б. Короткина // Ценности и смыслы. – 2017. – № 6. – С. 109–126. – 1 п.л.
9. Короткина, И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования [Текст] / И.Б. Короткина // Ценности и смыслы. – 2017. – № 5, С. 20–31. – 0,7 п.л.
10. Короткина, И.Б. Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (Часть 2) [Текст] / Е.Н.Ивахненко [и др.] // Высшее образование в России. – 2017. – № 8–9. – С. 74–99. – 2/0,6 п.л.
11. Короткина, И.Б. Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (Часть 1) [Текст] / Е.Н.Ивахненко [и др.] // Высшее образование в России. – 2017. – № 7. – С. 46–68. – 1,8/0,4 п.л.
12. Korotkina, I.B. Expanding academic vocabulary through logical games [Текст] / И.Б. Короткина // Вопросы современной науки и практики. – 2017. – № 4 (66). – С. 173–180. – 0,5 п.л.
13. Короткина, И.Б. Российский консорциум центров письма [Текст] / И.Б.Короткина, Е.М.Базанова // Высшее образование в России. – 2017. – № 4. – С. 50–57. – 0,6/0,5 п.л.
14. Короткина, И.Б. О «дорожных картах», «рейтинговой лихорадке» и академическом письме [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2017. – № 1. – С. 15–24. – 0,7 п.л.
15. Короткина, И.Б. Проблемы адаптации американской модели центра письма [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2016. – № 8–9. – С. 56–65. – 0,8 п.л.
16. Короткина, И.Б. Университетские центры академического письма в России: цели и перспективы [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2016. – № 1. – С. 75-86. – 1 п.л.
17. Короткина, И.Б. Текст как вклад в научную дискуссию: что такое «фокус»? [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 44–51. – 0,5 п.л.
18. Короткина, И.Б. Свое и чужое: проблемы использования источников в научном тексте [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2015. – № 2. – С. 142–150. – 0,6 п.л.
19. Короткина, И.Б. Грамотность научного текста: концептуальные расхождения между Россией и Западом и их последствия [Текст] / И.Б.Короткина // Научная периодика: проблемы и решения. – 2014. – № 2 (20) – С. 34–39. – 0,6 п.л.
20. Короткина, И.Б. От лингвистического центра к центру академического письма [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2013. – № 8–9. – С. 120–124. – 0,5 п.л.
21. Короткина, И.Б. Академическое письмо: новые события, новые перспективы [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2013. – № 7. – С. 99–100. – 0,3 п.л.
22. Короткина, И.Б. Академическое письмо: на пути к концептуальному единству [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 136–142. – 0,5 п.л.

III. Научные статьи (РИНЦ, SSRN и др.)

23. Короткина, И.Б. Российские ученые меж двух огней: конфликт традиций отечественного и международного письма [Текст] / И.Б. Короткина // Научное издание международного уровня – 2018: редакционная политика, открытый доступ, научные коммуникации: материалы 7-й междунар. науч.-практ. конф. Москва, 24–27 апреля 2018 г. / Отв. ред. О. В. Кириллова; АНРИ; НП «НЭИКОН». 2018. – С. – 0,5 п.л.
24. Korotkina, I.B. University Writing Centers in Russia: Balancing Unity and Diversity // Higher Education in Russia and Beyond (HERB). – Higher School of Economics, 2018. – 2 (16). – P. – 0,5 п.л.
25. Korotkina, I.B. Writing Centers in Russia: Limitations and Challenges // EduRN, Social Science Education eJournal. – Elsevier, 2018. – Vol. 1. – URL: http://ssrn.com/abstract=2939495 – 0,8 п.л.
26. Короткина, И.Б. Логика научного текста: неизвестный синтаксис [Текст] / И.Б. Короткина // Научное издание международного уровня – 2017: мировая практика подготовки и продвижения публикаций: материалы 6-й международ. науч.-практ. конф. Москва, 18–21 апреля 2017 г. / Отв. ред. О. В. Кириллова; АНРИ; НП «НЭИКОН». – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – С. 60–65. – 0,8 п.л.
27. Короткина, И.Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации [Текст] / И.Б. Короткина // Научный редактор и издатель. – 2017. – Т. 2. № 1. – С. 8–13. – 0,7 п.л.
28. Korotkina, I.B. Shaping academic writing in Russia // Proceedings of the 3rd International Conference on ESP/EAP/EMI in the Context of the Higher Education Internalization / E.Frumina, L.Bondareva (eds.). – Moscow, 2016. – P. 33–42.
29. Короткина, И.Б. Academic Vocabulary for Social Sciences: академическая лексика для социальных дисциплин [Текст] / И.Б. Короткина // Учитель, ученик, учебник: материалы VIII международной конференции. – М: «КДУ», «Университетская книга», 2016. – С. 484–469. – 0,5 п.л.
30. Короткина, И.Б. Академическое письмо: Смена национальной традиции или преодоление псевдокультурного барьера? [Текст] / И.Б. Короткина // «Американская культура: от становления нации к транснационализму». Материалы XL Международной конф. Общества по изучению культуры США. Москва, 2014. – М.: МГУ, 2015. – С. 196–202. – 0,5 п.л.
31. Korotkina, I.B. Academic Writing in Russia: Evolution or Revolution? // Social Science Research Network (SSRN). – Elsevier, 2014. – URL: http://ssrn.com/abstract=2435130 – 1,2 п.л.
32. Korotkina, I.B. English for Public Policy: ESP course design in the changing social science education in Russia // English for Specific Purposes SIG Journal. – 2014. – Issue 43. – P. 24–29. – 0,8 п.л.
33. Korotkina, I.B. Teaching Academic Vocabulary to Social Scientists // Social Science Research Network (SSRN). – Elsevier, 2014. – URL: http://ssrn.com/abstract=2435262 – 0,7 п.л.
34. Korotkina, I.B. New Literacy: Overcoming educational divides // “Communicating through the Universe”. International Collection of Research Articles. – Moscow – Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2014. – P. 231–238. – 0,5 п.л.

Участие в конференциях:

За время работы в Шанинке приняла участие в качестве докладчика более чем в 70 научных конференциях, в том числе за последние 3 года:

  • 5th International Conference on ESP/EAP/EMI in the Context of Higher Education Internationalization, Moscow, Russia, 7-8 November, 2018.
  • Международная научно-практическая конференция «Обнаружение заимствований – 2018». г. Москва, 25-26 октября 2018 г.
  • III Всероссийская конференция «Кадровая политика университетов: практики консолидации человеческого капитала». Москва, 11-12 октября 2018 г.
  • 1st NWCC International Conference “Academic Writing in a Global World: Current challenges and future perspectives”. Moscow, 19-20 October, 2018.
  • Conference on College Composition and Communication (CCCC) «Research(ing) Writing Cultures: Classroom, Program, Profession, Public», University of Denver, USA, 20-21 July, 2018;
  • Международная конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» («Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018). г. Москва, 5−6 июня, 2018 г.
  • 7-я Международная научно-практическая конференция «Научное издание международного уровня – 2018: редакционная политика, открытый доступ, научные коммуникации». г. Москва, 24-27 апреля 2018 г.
  • XXIV Международной научно-практической конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка «Роль иноязычного образования в поликультурной среде». г. Самара, 18-20 апреля 2018 г.
  • 4th International Conference on ESP/EAP/EMI in the Context of Higher Education Internationalization, Moscow, Russia, 23-25 November, 2017.
  • 6-я научно-практическая конференция «Научное издание международного уровня – 2017: мировая практика подготовки и продвижения публикаций». г. Москва, 18-21 апреля 2017 г.
  • 3rd International Research Conference «Teaching English in Professional Context: Entering Global Community». Tambov, 11-13 May, 2017.
  • XXIII NATE-Russia International Convention and English Language EXPO «It’s not just English. It’s Teaching that Transcends Boundaries». Moscow, 30 May – 03 June, 2017.
  • 3rd International Conference on ESP/EAP/EMI in the Context of Higher Education Internationalization, Moscow, Russia, 24-26 November, 2016.
  • II Всероссийская конференция «Кадровые резервы университетов». Москва, 13-14 октября 2016 г.
  • 14th Asia TEFL International Conference and 11th FEELTA International Conference «Connecting Professionally on ELT in Asia: Crossing the Bridge to Excellence». Vladivostok, 30 June – 2 July, 2016.
  • VIII Международная научно-практическая конференция «Учитель, ученик, учебник». г. Москва, 26-27 мая 2016 г.
  • III Молодежный научный форум на иностранных языках «Глобальные изменения: взгляд молодежи». г. Новосибирск, 19-20 мая 2016 г.
  • XXII Международная научно-практическая конференция «Изменяющаяся роль учителя иностранного языка в современном мире». Смоленск, 21-23 апреля 2016 г.
  • Международная научно-практическая конференция «Языковое образование в вузе». г. Новосибирск, 3-4 марта 2016 г.
  • Семинар-конференция Проекта 5-100 "Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды». Екатеринбург, 11-12 февраля 2016 г.
  • Международный научно-практический семинар “Establishing Effective Writing Centers”. Москва, 30 ноября – 2 декабря 2015 г.
  • II Международная конференция “Английский для специальных / академических целей и англоязычная среда обучения в контексте интернационализации высшего образования”. Москва, 26-27 ноября 2015 г.

Проведение семинаров и курсов повышения квалификации:

Проведены научно-практические семинары, открытые лекции и курсы повышения квалификации по академическому письму и письму для научно-публикационных целей:

  • Кыргызский государственный университет им. Арабаева, Бишкек, Кыргызстан,10-14 декабря 2018 г.
  • НАН Беларуси, Минск, Беларусь, 22-23 ноября 2018 г.
  • НИУ «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, 4 ноября 2018 г.
  • Самарский национальный исследовательский университет им. С.П.Королева, г. Самара, 10-11 июня 2017 г.
  • НИТУ «МИСиС», г. Москва, 16 января – 6 февраля 2017 г.
  • НИУ «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск, 5-6 декабря 2016 г.
  • МАРХИ, г. Москва, 24 июня 2016 г.
  • Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС, 17-19 мая 2016 г.
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, 1-3 марта 2016 г.
  • МГУ им. М.В.Ломоносова, филологический факультет, 19 февраля 2016 г.
  • Ассоциация «Глобальные университеты», заседание РГ «Академическая среда», г. Екатеринбург, 12 февраля 2016 г.

Гранты, НИРы:

НИР «Анализ зарубежных моделей обучения академическому письму в зарубежной практике и рекомендации для Российской Федерации» в соответствии с Государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на 2016 г. по научному направлению «Экономика образования и перспективы реформы образования. Научно-методическое обеспечение государственной кадровой политики».

Профили на информационных ресурсах:

  • ORCID
  • Academia.edu
  • ResearchGate.net
  • SSRN
  • EduRN