Лобанкова Екатерина Владимировна

9fdeeedf472eda6d26ffc6569db4feea.jpg
кандидат искусствоведения
преподаватель

Преподаваемые дисциплины: 
  • История и теория исполнительских искусств
Учёная степень: Кандидат искусствоведения

Направление подготовки и (или) специальности: История музыки
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:
Пост-досторант Бар-Иланского университета (Израиль)
Дополнительные специализации: «социология искусства» (сертификат №04-101), «социология массовых коммуникаций» (сертификат №06-063), «социология национализма»  в Центре социологического образования Института социологии РАН при поддержке Фонда Форда

Общий стаж работы: 15 лет
Стаж работы по специальности: 7 лет

Электронный адрес: evkluchnikova@gmail.com

Сфера интересов

  • История и социология искусства, 
  • масс-медиа и музыкальная журналистика, 
  • креативные индустрии и культурная политика, 
  • конструирование социокультурных мифов 

Биография

Окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных (2006), там же аспирантуру (2009). Кандидат искусствоведения (2010). Вела авторский курс лекций «социология музыки» и «национализм в музыке» (РАМ им. Гнесиных, Петрозаводская консерватория). 
Являюсь пост-докторантом Бар-Иланского университета (Израиль), продолжаю исследование «Национальные мифы в русской музыкальной культуре». В октябре 2015 была приглашена для проведения лекции в рамках коллоквиума университета. Постоянный участник международных конференций в России и за рубежом. Автор 40 научных публикаций (в том числе в изданиях ВАК, изданиях, индексируемых в базах Scorpus и РИНЦ). Обладатель различных грантов, в том числе индивидуальные гранты Фонда Форда и Центра социологического образования Института социологии РАН, грант Президента РФ на обучение за рубежом, грант Фонда Матра-КАП и Ивановского центра гендерных исследований, ФЦП «Культура России» (2004).
Автор монографии «Национальные мифы в русской музыкальной культуре: от Глинки до Скрябина» (СПб.: Издательство им. Новикова, 2014). Книга отмечена как «Лучшее научное издание по русской музыке -2014».
Помимо научной и педагогической деятельности активно работаю в сфере масс-медиа. Являлась главным специалистом в Службе по связям с общественностью телеканала «Культура», сотрудничала с изданиями: «Культура», «Российская газета», «Новая газета», «Вечерняя Москва», «The New Times», с интернет-ресурсами «Взгляд», «Роскультура», Belcanto.ru. С 2009 и по настоящее время являюсь обозревателем газеты «Музыкальное обозрение» (более 100 публикаций). В 2015 стала лауреатом премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс».
Редактор-составитель 7 научных и педагогических сборников, в том числе:
Конкурс им. П. И. Чайковского. Хроника событий. Факты и комментарии. - М., СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2014. - 456 с. Тираж 1000 экз. 
Социология музыки: новые стратегии гуманитарных наук. - М.: Композитор, 2010. - 356 с. Тираж 500 экз.

Избранные публикации 

Монография
  • Национальные мифы в русской музыкальной культуре: от Глинки до Скрябина. СПб.: Издательство им. Новикова, 2014. 423 с. Тираж 2000 экз. ISBN:  978-5-87991-114-5. (Получила звание «Лучшая научная монография о русской музыке за 2014 г», по версии газеты «Музыкальное обозрение»)
Научные статьи
  • Чайковский и "Могучая кучка": спор о русской музыке
  • Шостакович и Шаляпин на отдыхе: плейлист Иваново 
  • А. К. Глазунов и А. Н. Скрябин: история творческих контактов (модель биографии русского композитора) // Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. – 2015. - № 4 (39). - С. 110 - 121.
  • «Неактуальный классик»? Образ П. И. Чайковского в эпоху Первой мировой войны (по материалам «Русской музыкальной газеты») / Е. В. Лобанкова // Вестник Академии русского балета им. Вагановой. - 2015. - №3. – С. 137-146.
  • «Национальный миф» в системе взглядов «Могучей кучки» // Наследие: XVIII – XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II. М.: Московская государственная консерватория, 2014. - С.224-234.
  • А. Н. Скрябин и национальный диспут начала XX в.: контексты и подтексты русского мессианства // Философия. Литература. Искусство: Андрей Белый – Вячеслав Иванов – Александр Скрябин / Под ред. К. Г. Исупова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 426-443.
  • «Национализация» образа А. Н. Скрябина в раннесоветской культуре // Ученые записки Мемориального музея А. Н. Скрябина. – М., 2012. – С. 24-35.
  • Marina Frolova-Walker, Russian music and nationalism. From Glinka to Stalin. Рецензия на книгу / Е. В. Ключникова (Лобанкова)/ Ab imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. - 2010. - № 1. - С. 489-504. 
  • «Грезы» музыкальных СМИ: функции, идеология, коммуникация (на примере печатной периодики) // Системные исследования культуры – 2008. М.: Алетейя, 2009. – С. 573-586.


Участие в конференциях:

  • Доклад «National myths in Russian music» на коллоквиуме в Бар-Иланском университете (октябрь 2015). Выступления на конференциях: в Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных, Санкт-Петербургской консерватории, Русской академии балета им. Вагановой, РИИ, Мемориальном музее А. Н. Скрябина.
  • Доклад «В кругу идентичностей Мечислава Вайнберга: между еврейской, польской, русской и советской культурами» на Международном форуме «Мечислав Вайнберг (1919—1996). Возращение».

Гранты, НИРы:

  • Грант Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на издание монографии «Национальные мифы в русской музыкальной культуре: от Глинки до Скрябина» (2013-2014)