Опарин Дмитрий Анатольевич

Опарин Дмитрий Анатольевич

преподаватель факультета политических наук
Кандидат исторический наук (МГУ им. М.В. Ломоносова)
Сферы профессиональных интересов: антропология Сибири, коренные народы, миграция, городская антропология, ислам в России, история Москвы
Автор книг «Истории московских домов, рассказанные их жителями», 2016; «Большая Садовая, 10. История московского дома, рассказанная его жителями», 2017
Проводит полевую работу на Чукотке, в Западной и Восточной Сибири, Западной Европе, в московском регионе 
Владения языками: русский (родной), английский, немецкий и французский (свободно)

Опыт работы 

Старший  преподаватель
Кафедра этнологии, исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
2011 – 2021

Старший научный сотрудник
Институт этнологии и антропологии РАН
2021 – настоящее время

Научный сотрудник, доцент
Институт социальной политики, НИУ ВШЭ
2015 – настоящее время

Куратор исследовательского проекта, старший научный сотрудник
Государственный Музей М.А. Булгакова, Москва
2014 – настоящее время

Образование

  • 2015. Кандидат исторический наук (МГУ им. М.В. Ломоносова)
  • Тема диссертации: Вариативность современного ритуального пространства Нового Чаплино и Сиреников, Чукотка
  • 2012 (август - декабрь). Стажировка в Центре изучения и исследования культур коренных народов при Университете Лаваль, Квебек, Канада (Centre interuniversitaire d'études et de recherches autochtones, Québec, Canada)
  • 2009. Окончание исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова  с красным дипломом 
  • 2009 (апрель - июль). Стажировка в Университете им. Губмольдта (Германия, Берлин) предметы - антропология города и европейская этнология

Избранные публикации

  • Долг и лояльность среднеазиатских мулл в миграции // Этнографическое обозрение, 2021, № 3, 149-167
  • Исследование плюрализма образа жизни сибиряков и северян через анализ их мобильностей и визуальностей (рецензия на книгу Lifestyles in Siberia and the Russian North, Cambridge, 2019) // Этнографическое обозрение, 2021, № 2, 187-190
  • Possession and exorcism in the Muslim migrant context // Ethnicities 2020, Vol. 20 (4), P. 731–751 (DOI: 10.1177/1468796820904202, WoS: Q1, Scopus: Q1).
  • Spiritual Authority and Religious Introspection among Muslim Migrants in Western Siberia // Problems of Post-Communism 2020, Vol. 67:4-5, P. 362-374 (DOI: 10.1080/10758216.2019.1616566, WoS: Q1, Scopus: Q1). 
  • Религиозный авторитет и этика повседневности в мусульманской миграционной среде // Laboratorium, 2020, 12 (1): 105-129. DOI: 10.25285/2078-1938-2020-12-1-105-129
  • Воспоминания о чудесах и камланиях эскимосского шамана: современная атомизация ритуальной жизни и пост-советская ностальгия // Сибирские исторические исследования, 2020, № 2. С. 229-250. 
  • Radio and WhatsApp. Public Space among the Eastern Khanty and the Asiatic Yupik // Anthropology & Archeology of Eurasia, 2020, 58:4, 259-270, DOI: 10.1080/10611959.2019.1811564
  • 2018. Locals and immigrants on the Yamal Peninsula. Social boundaries and variations in migratory experience // Asian Ethnicity, Vol. 19, Issue 2, pp. 251-269 Q1, H Index 11
  • 2017. Современное мусульманское пространство Москвы: северокавказский зикр и среднеазиатские религиозные практики // Этнографическое обозрение, № 4. С. 115-130
  • 2017. Migration and Contemporary Muslim Space in Moscow. Contextualizing North Caucasian Loud Dhikr and the Religious Practices of Central Asian “Folk Mullas” // Contemporary Islam, 11 (1), pp. 61-80 http://rdcu.be/qyFW
  • 2013. Поминальный обряд азиатских эскимосов и современное ритуальное пространство Нового Чаплино и Сиреников // Этнографическое обозрение, № 2: 53-69 
  • 2012. The Commemoration of the Dead in Contemporary Asiatic Yupik ritual space // Inuit Studies, 36 (2): 187-207 
  • 2010. Проблемы природопользования саамов Кольского полуострова и инуитов Восточно-Канадской Арктики (публикация в серии монографий Института Этнологии и Антропологии РАН «Исследования по прикладной и неотложной этнологии»)
  • 2010. Адаптация современного эскимосского общества Нунавута к новым социокультурным реалиям // Этнографическое обозрение, 5: 89-106