кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, преподаватель факультета практической психологии, программы бакалавриата «Психологическое консультирование и коучинг»
Профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Профессор Департамента психологии и управления человеческим капиталом Финансового университета при Правительстве РФ. Профессор кафедры общей психологии Московского психолого-социального университета.
Член редколлегии журнала «Новое в психолого-педагогических исследованиях».
Образование и научно-профессиональная карьера:
В 1981 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы». В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.
В 1996 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения»: определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих проф.консультационных средств: методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения.
Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра профориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и социальной работы Министерства образования РФ. Заведовал лабораторией профессиональной диагностики и проф.консультирования Института профессионального самоопределения молодежи при РАО. Преподавал на кафедре педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета (с момента его основания и до 2008 года). С 1994 г. работает в МГУ.
Область научных интересов:
-
психология труда,
-
возрастная психология,
-
профессиональное и личностное самоопределение,
-
теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости,
-
психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала,
-
психология труда,
-
методы активизации профессионального и личностного самоопределения,
-
управление человеческими ресурсами,
-
мотивация и стимулирование труда,
-
этические проблемы психологии,
-
психология профессионального образования,
-
психология элиты,
-
психология маленького человека.
Основные публикации: более 190 статей и научных публикаций, учебных пособий, книг по психологии труда, возрастной психологии, в том числе:
-
Типология паттернов экономического поведения личности в виртуальной среде / Пряжников Н.С. и др. М.: Прометей, 2023. 228 с.
-
Психология счастья, несчастья и после-счастья, или «После того, как …»: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: Изд-во МПСУ, 2022. 280 с.
-
Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте / Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Старостина Ю.А. // М.: МГУ, 2022. 270 с.
-
Психология нестабильности: учебно-методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСУ, 2021. 288 с.
-
Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / Пряжников Н.С. и др. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 446 с.
-
Типология девиантного экономического поведения личности / Пряжников Н.С. и др. М.: Прометей, 2021. 241 с.
-
Психология нестабильной семьи: проблемы, парадоксы и немного оптимизма: учебно-методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ, 2020. 164 с.
-
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум / Пряжников Н.С. М.: Юрайт, 2011, 2016, 2019. 365 с.
-
Организация и методика производственного обучения: проориентология / Пряжников Н.С. М.: Юрайт, 2019. 405 с.
-
Тренинг командообразования и групповой работы / Камнева Е.В., Пряжников Н.С., Полевая М.В. М.: Прометей, 2019. 2018 с.
-
Профориентология: учебник и практикум / Пряжников Н.С. М.: Юрайт, 2016, 2018, 2019. 405 с.
-
Регулирование рынка труда / Пряжников Н.С. и др. М.: Мир науки, Юнити-Дана, 2019. 271 с.
-
Цифровая экономика: социально-психологические и управленческие аспекты: коллективная монография / Пряжников Н.С. и др. М.: Прометей, 2019. 172 с.
-
Информационно-психологическое воздействие средство массовой коммуникации на формирование общественного доверия населения экономическим реформам / Пряжников Н.С. и др. М.: КноРус, 2018. 142 с.
-
Методология мотивации трудовой деятельности госслужащих, ориентированной на достижение конечныхз результатов / Пряжников Н.С. и др. М.: КноРус, 2018. 160 с.
-
Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2007, 2015.
-
Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы им развитие: коллективная монография / Пряжников Н.С. и др. М: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2015. 208 с.
-
Активизирующая профконсультация. Теория, методы, программы: методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2014. 416 с.
-
Диагностические материалы для профессиональной ориентации: методическое пособие / Пряжников Н.С., Серебряков А.Г., Кувшинова О.Л., Алтухов В.В., Кузнецов К.Г. М.: Академия, 2014. 368 с.
-
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования / Блинов В.И., Сергеев И.С., Зачесова П.Н., Новиков Е.В., Пряжников Н.С., Резапкина Г.В., Родичев Н.Ф. М.: ФИРО, 2014. 38 с.
-
Профориентация в системе управления человеческими ресурсами: методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2014. 288 с.
-
Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения / Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. М.: Академия, 2014. 304 с.
-
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник / Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. М.: Академия, 2013. 208 с.
-
Психология маленького человека: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2012. 184 с.
-
Психология элиты / Пряжников Н.С. М.: МПСУ, 2012. 320 с.
-
Человеческие ресурсы инновационной экономики / Пряжников Н.С. и др. М.: ВГНА России, 2012. 220 с.
-
Основы профессионального самоопределения: учебно-методический комплекс / Пряжников Н.С. М.: Изд-во Всероссийской государственной налоговой академии при Минфине РФ, 2011. 143 с.
-
Профориентация: учебное пособие / Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. М.: Академия, 2011. 496 с.
-
Психологический смысл труда: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ, 2010. 536 с.
-
Психология труда: учебное пособие / Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. М.: Академия, 2009. 480 с.
-
Методы активизации духовного потенциала личности: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ, 2009. 168 с.
-
Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2008. 368 с.
-
Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2008. 320 с.
-
Игры и методики для профессионального самоопределения учащихся
-
Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 2005
-
Психология труда и человеческого достоинства. 2005
-
Психологический смысл труда. М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1997
-
Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996
-
Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации // Профессиональная ориентация в России и Швеции. М., 1995 (в соавт.)
-
Карточные профконсультационные методики: учебное пособие. М., 1993
-
Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 1991.
Награды:
-
Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике — 2006»