Музыка и музыкальный театр

МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Направление:
50.03.01 Искусства и гуманитарные науки

Вступительные испытания: иностранный язык, русский язык, обществознание/история
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Основа: договор
Бюджетные места: нет
Выдаваемые документы об образовании: диплом бакалавра МВШСЭН

О программе

Программа готовит визионеров, кураторов, критиков и исследователей для работы в сфере музыки и музыкального театра.

Выпускники программы получат профильное образование в области классической и современной академической музыки и музыкального театра (оперы, балета, звукового перформанса), познакомятся с новыми формами исполнительских практик и культурно-просветительской деятельности.

Это программа для тех, кто понимает музыку не только как "вещь-в-себе", но как объёмное явление в широком культурном контексте. Музыка здесь предстаёт во взаимосвязях с другими искусствами, а музыковедение вступает в диалог с театроведением и иными гуманитарными дисциплинами.

Программа бакалавриата "Музыка и музыкальный театр" является частью Факультета свободных искусств и наук и построена по модели обучения Liberal Arts & Sciences, в которой студенты со второго курса выбирают одно из пяти направлений и строят свою индивидуальную образовательную траекторию.
Учебный план каждого студента выстраивается из трех блоков: обязательные дисциплины (General Education), дисциплины по основному направлению (Major) и курсы по выбору (Electives).

Основные преимущества Liberal Arts & Sciences

  1. Свобода выбора. На каждом шаге у студентов есть возможность выбирать ― преподавателя, элективный курс, мейджор, язык обучения ― и даже модель написания дипломной работы.
  2. Индивидуальный подход. Занятия проходят в группах не больше 20 человек.
  3. Много внимания уделяется важнейшим когнитивным навыкам: чтению и письму, независимо от профиля подготовки.
  4. Интерактивная методика преподавания. Голос студента в аудитории так же важен, как и голос преподавателя.
  5. На элективных курсах у учащихся будет возможность встречаться со студентами других программ и работать вместе, что позволит в перспективе создавать междисциплинарные проекты и расширять профессиональный кругозор.
  6. Академическая тьюторская индивидуальная поддержка.
  7. Изучение иностранных языков по выбору.
  8. Камерная уютная интеллектуальная атмосфера совместной работы.

Руководитель программы

Владислав Тарнопольский – музыковед и музыкальный куратор, со-разработчик образовательных профилей "Музыкальная критика" в Московской консерватории и "Саунд-арт и саунд-дизайн" в НИУ ВШЭ, шеф-редактор первого русскоязычного медиа о новой музыке Stravinsky.online. Области научных интересов: современный музыкальный театр, музыка ХХ века, социология культуры.
Курировал музыкальные проекты в Большом зале Московской консерватории, в "Гараже", на Московской биеннале, Премии Кандинского, на фестивалях "TERRITORIЯ", "NET – Новый европейский театр", Sound Up, "Московский форум", в Российско-немецкой музыкальной академии, Мастерской Дмитрия Брусникина, студии SounDrama и ряд образовательных программ. Куратор междисциплинарных проектов ансамбля "Студия новой музыки".
Печатался на порталах Colta.ru, Openspace.ru, Carnegie.ru, Polit.ru, AroundArt.org, в изданиях "Музыкальная жизнь", "Российский музыкант", в Журнале Общества теории музыки, журнале "Театр" и др.
Лауреат Премии им. Петера Бёниша (Германия) и "Хрустальная стрела" (Россия).
Несмотря на очевидный рост интереса к современному музыкальному театру в России, эта сфера творчества пока во многом остается terra incognita. Нет пока и соответствующих образовательных программ: в театральных и гуманитарных ВУЗах, как правило, формируется весьма смутное представление о новой музыке, в музыкальных – почти не затрагиваются вопросы современного театра. Мы постараемся впервые на серьезном теоретическом уровне соединить музыку и театр в одной образовательной программе.
Владислав Тарнопольский, руководитель программы

Содержание программы

Программа дает:
  • фундаментальное академическое гуманитарное образование;
  • знакомство с актуальными методами исследования музыки и музыкального театра;
  • представление о новейших композиторских и режиссёрских практиках;
  • знание истории музыки в театре и театра в музыке через призму музыковедения, театроведения, культурологии и culture studies.

Преподаватели

На программе преподают ведущие музыковеды и театроведы с опытом работы в кураторских и просветительских проектах:
  • Кристина Агаронян – музыковед, менеджер Центра музыкальных проектов ВШЭ, редактор проекта Stravinsky.online.
  • Тата Боева – театровед и танцевальный критик, член Экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска".
  • Елена Двоскина – музыковед, доцент Московской консерватории, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
  • Валерий Золотухин – театровед, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС.
  • Александра Локтева – музыковед, научный сотрудник Центра современной музыки Московской консерватории, редактор проекта Stravinsky.online.
  • Роман Насонов – музыковед, доцент Московской консерватории и МГУ, автор музыкально-просветительских проектов.
  • Алексей Смирнов – режиссёр оперных спектаклей и музыкальных перформансов.

Курсы "Методология постановочного процесса" и "Музыкально-кураторские практики" включают в себя серии лекций-встреч с представителями разных театральных профессий и авторами успешных кураторских проектов. Среди спикеров курсов:
  • Александр Титель – художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
  • Карина Абрамян – генеральный директор Союза композиторов России, зам.гендиректора фирмы "Мелодия".
  • Марина Раку – заведующая музыкальной частью театра "Мастерская Петра Фоменко".
  • Екатерина Василёва – руководитель оперной лаборатории для молодых композиторов, драматургов, режиссёров и художников "КоОПЕРАция".

Курсы

Обязательные курсы профиля (Major):

Введение в специальность (Great Books)
Вводный семинарский курс строится вокруг ключевых современных текстов о музыке и музыкальной культуре. На занятиях обсуждаются основные положения предлагаемых работ и оценивается их релевантность сегодняшней музыкальной жизни. Особый акцент сделан на взаимосвязях музыкальных и театральных исследований с другими направлениями гуманитарной мысли (классическими философскими, искусствоведческими, социологическими работами, пройденными на общефакультетском Семинаре первого года). Таким образом, в рамках первой профилирующей дисциплины студенты знакомятся не только с корпусом классических текстов о музыке, но главным образом – с кругом активно дискутируемых научных проблем и различными типами «оптики» музыкальных исследований.
История оперных реформ
История музыкального театра, в альтернативу принятому в музыкальных ВУЗах подходу, рассматривается не как хронологическая последовательность опусов («музыкальная литература»), но как история идей. Таким образом, в фокусе данного курса оказываются «поворотные точки» четырёхвековой эволюции оперы. На занятиях обсуждаются программные тексты композиторов-оперных реформаторов (Глюк, Моцарт, Вагнер) и подробно разбираются хрестоматийные оперные произведения, в которых нашли отражение их постулаты. «Связующей нитью» в таком историческом экскурсе оказываются «вечные вопросы» жанра («важнее» ли в опере музыка или фабула; кто «первичен» - композитор, режиссёр или певец; как соотносятся ария и речитатив). Также затрагиваются вопросы режиссёрской интерпретации рассматриваемых опер на материале известных постановок.

Далее в учебном плане эта дисциплина получает два разнонаправленных продолжения: курс «Современная опера и музыкальный перформанс» будет прицельно посвящён современному этапу эволюции музыкальных спектаклей; а в курсе «Парадигмы современной оперной режиссуры» предполагается подробное знакомство с различными подходами к опере и трактовками классических оперных партитур.
История и теория зрелищной культуры
Курс служит «рифмой» к предшествующей дисциплине «История оперных реформ» и знакомит с основными этапами развития театра как такового через историю театральных концепций – от высоких трагедий и массовых зрелищ античности, средневековой литургической драмы до «театра жестокости» Антонена Арто, «театра абсурда» Сэмюэла Беккета и «бедного театра» Ежи Гротовского.
Музыкально-критическое письмо: лаборатория форматов
Курс «привязан» к практике данного семестра (работа в медиа) и подразумевает полное погружение в текущую музыкальную жизнь. Важнейшей формой активности становится посещение оперных и балетных спектаклей, концертов и музыкальных перформансов (подобное погружение подразумевается на протяжении всего обучения в бакалавриате – однако в данном семестре это будет основной профильной деятельностью).

Курс строится не по стандартной поурочной схеме (одно занятие – одна тема), а по принципу критической лаборатории, с «многослойной» структурой каждой встречи:
  • обсуждение текущей афиши и информационного фона (в формате «летучек»);
  • освоение основных музыкально-критических форматов (написание текстов и/или создание мультимедийного контента);
  • знакомство с нестандартными форматами критической, просветительской и научно-популярной деятельности;
  • чтение и сравнительный анализ актуальных статей ведущих современных музыкальных и театральных критиков;
  • семинарские обсуждения корпуса классических текстов по музыкальной критике.

2-3 раза гостями курса могут стать известные музыкальные критики, которые проведут мастер-класс и разберут некоторые тексты студентов курса. Также предполагается перекрёстная межвузовская активность: несколько раз гостями этих семинаров-лабораторий станут студенты профиля «музыкальная критика» Московской консерватории, которые обсудят с бакалаврами Шанинки свои наработки; а несколько студентов Шанинки, наиболее заинтересованные в этом предмете, представят свои тексты своим сверстникам в стенах Московской консерватории.
Методология постановочного процесса
Курс-погружение в театральный процесс приурочен к практике семестра (работа в театре). За основу взят принцип последовательных микростажировок в разных подразделениях театра, охватывающих весь производственный цикл спектакля (обычно такого рода микростажировки предлагаются многими успешными корпорациями новым сотрудникам на первых ступенях карьерной лестницы). Эта дисциплина позволяет студентам познакомиться с основными творческими аспектами создания спектакля и театральными профессиями, там, где возможно, прочувствовав на своём опыте специфику и сложности различных видов деятельности.

Занятия курса проходят в трёх формах: в виде лекций и бесед с акторами и теоретиками современного театра, в виде наблюдения за живым репетиционным процессом, а также – в форме тренингов, на которых студенты освоят простейшие актёрские упражнения (по разным режиссёрским системам).
Музыкально-кураторские практики
В основе курса – анализ конкретных кейсов: фестивалей, лабораторий, тематических сезонов и кураторских каденций. Преимущественно речь пойдёт о современных кураторских проектах (российских и зарубежных), а наиболее значимые институции и фестивали ХХ века будут рассмотрены с позиций эволюции их репертуарной политики. Программа включает в себя встречи с действующими кураторами музыкально-театральных проектов, чтение и обсуждение литературы о кураторстве, разработку студентами собственных кураторских концепций и их защиту.
Современная опера и музыкальный перформанс
В новом музыкальном театре соединяются тенденции новой музыки, постдраматического театра и перформативных арт-практик. Композиторы переосмысливают жанр оперы и отказываются от литературоцентристского подхода к работе над либретто, а их музыкальные спектакли выходят за пределы оперных домов. В рамках курса будет представлена типология и теория этого явления (как с музыковедческих, так и с театроведческих позиций); речь также пойдёт о новых способах взаимодействия композитора с режиссёром, драматургом, хореографом, сценографом, архитектором.

В рамках курса будут рассмотрены ключевые музыкально-сценические опусы, представляющие различные преломления жанра (документальная опера, видеоопера, опера-инсталляция, музыкальный променад, «театр музыкальных инструментов», он же т.н. «инструментальный театр», композиторский перформанс и др.) на материале постановок ведущих фестивалей современной оперы в России и мире. Предполагается, что по итогам курса слушатели смогут свободно ориентироваться в разнообразии форм современного музыкального театра и владеть инструментами его анализа.
История музыкальных жанров и форм
Дисциплина завершает проблемно-историческую трилогию (История оперных реформ – История и теория зрелищной культуры – История музыкальных жанров и форм). В рамках этой дисциплины важнейшие сочинения симфонической и камерной музыки XVI - начала XХ веков будут изучаться сообразно жанровой типологии и принципам их внутренней организации. Особое внимание предполагается уделить музыкальной символике в различных ее проявлениях (риторические фигуры, лейтмотивы, анаграммы), взаимосвязям законов музыки и речи, драматургическим приёмам в инструментальных сочинениях (генеральная пауза, «ложная» реприза) и т.д.

По завершении курса студенты будут владеть компетенциями двух областей академического знания – истории музыки и истории музыкальной формы.
Парадигмы современной оперной режиссуры
Заключительный курс профиля носит принципиально открытый характер – он посвящён практикам сценических интерпретаций классического оперного наследия (т.н. «режиссёрской опере»). Студенты знакомятся с основными приёмами современной режиссуры (перенос действия в современность, стилизация, интертекстуальность и работа с метасюжетом, «пересочинение» сюжета, жанровые трансформации и др.), изучая постановки ведущих оперных режиссёров и знакомясь с их стилевым почерком. В курсе также рассматриваются режиссёрские работы художников (Уильям Кентридж, Билл Виола, Илья и Эмилия Кабаковы) и хореографов (Саша Вальц, Райнхильд Хофман), особенности работы в опере драматических и кинорежиссёров.

Примеры для изучения и обcуждения подбираются по принципу дополнения к предыдущим дисциплинам профиля – так, чтобы студенты могли познакомиться с не рассмотренными ими прежде операми.
На 1 курсе студенты обязательно изучают иностранный язык – английский, немецкий или французский. На следующих курсах при желании можно продолжить изучать иностранный язык, но уже в качестве электива.

General Education:

  • Письмо и критическое мышление
  • Семинар 1 года
  • Всеобщая история
  • Иностранный язык
  • Математика и информатика
  • Физическая культура и спорт
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Философия
  • Введение в филологию
  • Введение в социальные науки
  • Менеджмент
  • Long Life Learning и др.

Элективные курсы:

  • История новой музыки: от футуристов до муз.перформанса
  • Музыка в контексте духовных воззрений: от архаики до электроники
  • Структура музыкального языка
  • Авангард в звуке: неакадемическая история новой академической музыки
  • Звуковой коллаж: практики экспериментального музицирования
  • Актёрское мастерство
  • Начала музыкальной теории
  • Музыкальный фольклор
  • Музыкальная культура Франции: от труверов до Оливье Мессиана и Эдит Пиаф
  • Анализ балетного спектакля и современного танца
  • Краткая история музыки до Баха
  • Форум. Слушаем и обсуждаем музыку
  • Музыка и кино
  • Музыка в контексте социально-политической истории
  • Музыкальная и арт-критика в России и Европе
  • «Зерно голоса» и художественно-речевые практики и др.
Предлагаемый набор курсов позволит вам по-настоящему погрузиться в сферу музыки и музыкального театра, рассмотреть их с разных аспектов. Если вы хотите заниматься практикой – у нас будет элективный курс по актерскому мастерству, если вы захотите попробовать играть на музыкальном инструменте, то сможете факультативно заниматься этим. Всего в программе факультета более 50 элективов, из них 17 по музыкальным дисциплинам. У нас каждый сам может выбирать то, что ему нужно.
Владислав Тарнопольский, руководитель программы

Преимущества программы

  1. Акцент делается на явлениях современности: произведениях новой академической музыки, современной опере и звуковом перформансе, на экспериментальных режиссёрских подходах и актуальных эстетико-теоретических текстах. Исторические дисциплины можно углубленно изучить на элективах, но и в базовом курсе им уделяется должное внимание.
  2. История музыки рассматривается не как хронологически выстроенный ряд событий и опусов, но как история идей. Здесь преподают не "Историю оперы", а "Историю оперных реформ", не "Музыкальную литературу", а "Историю музыкальных жанров и форм".
  3. Большинство курсов major не имеют аналогов в других вузах. Так, вводный курс "Great Books. Музыка" сразу же знакомит с актуальными подходами к музыке и парадигмами её анализа; "Методология постановочного процесса" вскрывает "анатомию" театра через основные театральные профессии; "Современная опера и музыкальный перформанс" даёт обзор и концептуализацию новейших жанров и тенденций.
  4. Программа совмещает теоретический (поэтика, композиция, техника) и исторический (контекстуальный и эволюционный) принципы.
  5. Педагогический состав включает специалистов из лучших музыкальных и театральных вузов, кураторов известных музыкально-театральных проектов, критиков из ведущих профильных изданий.
  6. Занятия проходят преимущественно в форме семинаров, направленных на развитие критического мышления. Студенты будут много читать, писать, слушать музыку и дискутировать.
  7. В программу включены практики и стажировки в ведущих профильных институциях (в медиа по культуре, концертно-театральных залах и на кураторских площадках), скоординированные по семестрам с соответствующими дисциплинами.
  8. Широкая система элективов выстроена таким образом, чтобы каждый студент смог сформировать собственную образовательную траекторию, а студенты разных профилей и с разными «профессиональными оптиками» могли пересекаться в ходе учебного процесса.
  9. Студентам предоставляется возможность бесплатного посещения концертов и спектаклей партнеров программы.
  10. Возможны дополнительные факультативные занятия по вокалу/игре на музыкальном инструменте, а также участие в фольклорной экспедиции со студентами музыкального вуза.
  11. Предусмотрена тьюторская поддержка студентов.
  12. В процессе обучения (после I курса) возможна смена программы на другой профиль Liberal Arts & Sciences без потери года и без дополнительных экзаменов.
  13. По окончании бакалавриата желающие могут продолжить профильное обучение в Шанинке, поступив в магистратуру "Кураторство музыкальных проектов".

Практика

За весь период обучения у студентов будет 3 практики в ведущих профильных институциях – в культурных медиа, концертно-театральных залах, на кураторских площадках.

На 3 и 4 курсе студенты будут выбирать дисциплину на семестр – и соответствующую практику. Например, параллельно с полугодовым курсом по музыкальной журналистике и критике студенты пройдут практику в одном из ведущих российских культурных изданий (по выбору из списка), после курса по музыкальному кураторству будут работать над реальным кураторским проектом, а курс о театральных профессиях синхронизирован с практикой в театре.

В семестре, посвящённом театрально-производственному процессу, студентам будет предложена возможность практики в одной из ведущих московских театральных и концертных институций в роли ассистента режиссёра, референта творческой команды, координатора постановки или лаборатории.

Карьера выпускников

По окончании обучения наши выпускники могут:
  • стать организаторами музыкальных и театральных фестивалей, музыкальными консультантами театров, кураторами концертных программ музеев, музыкальными журналистами, сценаристами и ведущими просветительских проектов, исследователями музыкальной и театральной культуры;
  • проводить экспертную атрибуцию и оценку музыкальной продукции;
  • работать в ведущих культурных институциях или начать собственное дело;
  • формировать новые направления деятельности, отрасли гуманитарной науки или культурные рынки.
В современном мире не существует раз и навсегда установленного реестра профессий, и, в общем-то, самый главный навык – умение адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и самому формировать новые направления профессиональной деятельности, связанные со своими компетенциями. Наши выпускники – специалисты широкого профиля, но при этом с глубокими знаниями в сфере музыки и музыкального театра. Эта сфера сейчас активно развивается, и они смогут найти себе применение в индивидуальных проектах или в команде со своими сокурсниками создать новые творческие платформы.
Владислав Тарнопольский, руководитель программы

Программа будет интересна

  • выпускникам музыкальных школ и колледжей, желающим приобрести новые компетенции и навыки, оставаясь в русле музыкальной профессии, но не ограничиваясь ею;
  • выпускникам театральных школ, которые интересуются современным театром, экспериментальными и междисциплинарными сценическими проектами, оперой и балетом;
  • людям без музыкального образования, желающим достойно войти в профессиональную среду;
  • гуманитариям, стремящимся развиваться в творческой среде и исследовать мир через культуру.

Где проходит обучение?

Наши студенты учатся в кампусе Московской высшей школы социальных и экономических наук в самом центре Москвы. Современная библиотека, удобный коворкинг, открытые аудитории, компьютерный класс, кафе и пространство для отдыха и общения – все, что нужно для приятной и эффективной учебы.

Студенческая жизнь

В Шанинке активно работает студенческий актив, который регулярно организует собственные мероприятия: OASIS, Шalloween, ШNew Year. Студенты участвуют в конференциях, семинарах, творческих и интеллектуальных конкурсах, в волонтерских проектах. Подробнее о внеучебной жизни.

Контакты

Дейцева Валерия
Координатор бакалаврских программ Шанинки
Телефон: +7 495 150 70 82, с 10:00 до 18:00
e-mail: applic.bach@universitas.ru

Вас также могут заинтересовать программы:

Учиться в Шанинке