Музыка и музыкальный театр

Музыка и музыкальный театр

МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Направление:
50.03.01 Искусства и гуманитарные науки

Вступительные испытания (минимальные баллы): 
  • иностранный язык (65)
  • обществознание (65) / история (65)
  • русский язык (65)
  • Минимальный проходной балл на договор: 195 баллов
    Форма обучения: очная
    Срок обучения: 4 года
    Основа: договор/грант
    Гранты: 20 мест (на все программы факультета гуманитарных наук)
    Выдаваемые документы об образовании: диплом с присвоением степени бакалавра МВШСЭН по направлению "50.03.01 Искусства и гуманитарные науки"
    Общежитие: есть

    Стоимость обучения в 2022 г.: 330 000 руб./год (цена фиксирована на весь период обучения)
    Скидки на первый год обучения в 2022 г.:
    Чтобы получить скидку на обучение, необходимо набрать определенную сумму баллов по результатам всех вступительных испытаний (с учетом баллов за индивидуальные достижения)
  • 75% - от 266 баллов
  • 50% - 256-265 баллов
  • 25% - 236-255 баллов
  • 10% - полная оплата первого года обучения при поступлении
  • Гранты на обучение:
    На грант могут претендовать абитуриенты, набравшие больше 276 баллов в сумме за 3 ЕГЭ и индивидуальные достижения, и абитуриенты, имеющие право БВИ.

    О программе

    Программа готовит кураторов, исследователей, критиков для работы в сфере музыки и музыкального театра.

    Выпускники программы получат профильное образование в области классической и современной академической музыки и музыкального театра (оперы, балета, звукового перформанса), познакомятся с новыми формами исполнительских практик и культурно-просветительской деятельности.

    Это программа для тех, кто понимает музыку не только как "вещь в себе", но как объёмное явление в широком культурном контексте. Музыка здесь предстаёт во взаимосвязях с другими искусствами, а музыковедение вступает в диалог с театроведением и иными гуманитарными дисциплинами.

    Программа бакалавриата "Музыка и музыкальный театр" является частью факультета гуманитарных наук и построена по модели обучения, в которой студенты со второго курса выбирают одно из семи направлений факультета и строят свою индивидуальную образовательную траекторию, самостоятельно выбирая более чем из 50 элективных курсов.

    Учебный план каждого студента выстраивается из трех блоков: обязательные дисциплины, дисциплины по основному направлению и курсы по выбору.

    Обучение проходит в современном кампусе в самом центре Москвы.

    Основные преимущества обучения на факультете гуманитарных наук

    1. Свобода выбора. На каждом шаге у студентов есть возможность выбирать ― преподавателя, элективный курс, мейджор, язык обучения ― и даже модель написания дипломной работы.
    2. Индивидуальный подход. Занятия проходят в группах не больше 20 человек.
    3. Много внимания уделяется важнейшим когнитивным навыкам: чтению и письму, независимо от профиля подготовки.
    4. Интерактивная методика преподавания. Голос студента в аудитории так же важен, как и голос преподавателя.
    5. На элективных курсах у учащихся будет возможность встречаться со студентами других программ и работать вместе, что позволит в перспективе создавать междисциплинарные проекты и расширять профессиональный кругозор.
    6. Академическая тьюторская индивидуальная поддержка.
    7. Изучение иностранных языков по выбору.
    8. Камерная уютная интеллектуальная атмосфера совместной работы.

    Руководитель программы

    Владислав Тарнопольский – музыковед и музыкальный куратор, со-разработчик образовательных профилей "Музыкальная критика" в Московской консерватории и "Саунд-арт и саунд-дизайн" в НИУ ВШЭ, шеф-редактор первого русскоязычного медиа о новой музыке Stravinsky.online. Области научных интересов: современный музыкальный театр, музыка ХХ века, социология культуры.
    Курировал музыкальные проекты в Большом зале Московской консерватории, в "Гараже", на Московской биеннале, Премии Кандинского, на фестивалях "TERRITORIЯ", "NET – Новый европейский театр", Sound Up, "Московский форум", в Российско-немецкой музыкальной академии, Мастерской Дмитрия Брусникина, студии SounDrama и ряд образовательных программ. Куратор междисциплинарных проектов ансамбля "Студия новой музыки".
    Печатался на порталах Colta.ru, Openspace.ru, Carnegie.ru, Polit.ru, AroundArt.org, в изданиях "Музыкальная жизнь", "Российский музыкант", в Журнале Общества теории музыки, журнале "Театр" и др.
    Лауреат Премии им. Петера Бёниша (Германия) и "Хрустальная стрела" (Россия).
    Несмотря на очевидный рост интереса к современному музыкальному театру в России, эта сфера творчества пока во многом остается terra incognita. Нет пока и соответствующих образовательных программ: в театральных и гуманитарных ВУЗах, как правило, формируется весьма смутное представление о новой музыке, в музыкальных – почти не затрагиваются вопросы современного театра. Мы постараемся впервые на серьезном теоретическом уровне соединить музыку и театр в одной образовательной программе.
    Владислав Тарнопольский, руководитель программы

    Содержание программы

    Программа дает:
    • фундаментальное академическое гуманитарное образование;
    • знакомство с актуальными методами исследования музыки и музыкального театра;
    • представление о новейших композиторских и режиссёрских практиках;
    • знание истории музыки в театре и театра в музыке через призму музыковедения, театроведения, культурологии и cultural studies.
    В интервью для Шанинка.Медиа Владислав Тарнопольский рассказал, как преодолеть главную проблему в сфере современной академической музыки, зачем вводить музыковедение в поле гуманитарных наук, как преподавать кураторство, и что внесут в культурный ландшафт выпускники программы.

    Преподаватели

    На программе преподают ведущие музыковеды и театроведы с опытом работы в кураторских и просветительских проектах:
    • Кристина Агаронян – музыковед, менеджер Центра музыкальных проектов ВШЭ, редактор проекта Stravinsky.online.
    • Тата Боева – театровед и танцевальный критик, член Экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска".
    • Елена Двоскина – музыковед, доцент Московской консерватории, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
    • Валерий Золотухин – театровед, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС.
    • Александра Локтева – музыковед, научный сотрудник Центра современной музыки Московской консерватории, редактор проекта Stravinsky.online.
    • Роман Насонов – музыковед, доцент Московской консерватории и МГУ, автор музыкально-просветительских проектов.
    • Алексей Смирнов – режиссёр оперных спектаклей и музыкальных перформансов.

    Курсы "Методология постановочного процесса" и "Музыкально-кураторские практики" включают в себя серии лекций-встреч с представителями разных театральных профессий и авторами успешных кураторских проектов. Среди спикеров курсов:
    • Александр Титель – художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
    • Карина Абрамян – генеральный директор Союза композиторов России, зам.гендиректора фирмы "Мелодия".
    • Марина Раку – заведующая музыкальной частью театра "Мастерская Петра Фоменко".
    • Екатерина Василёва – руководитель оперной лаборатории для молодых композиторов, драматургов, режиссёров и художников "КоОПЕРАция".

    Курсы

    Обязательные курсы профиля:

    Введение в специальность (Great Books)
    Вводный семинарский курс строится вокруг ключевых современных текстов о музыке и музыкальной культуре. На занятиях обсуждаются основные положения предлагаемых работ и оценивается их релевантность сегодняшней музыкальной жизни. Особый акцент сделан на взаимосвязях музыкальных и театральных исследований с другими направлениями гуманитарной мысли (классическими философскими, искусствоведческими, социологическими работами, пройденными на общефакультетском Семинаре первого года). Таким образом, в рамках первой профилирующей дисциплины студенты знакомятся не только с корпусом классических текстов о музыке, но главным образом – с кругом активно дискутируемых научных проблем и различными типами «оптики» музыкальных исследований.
    История оперных реформ
    История музыкального театра, в альтернативу принятому в музыкальных ВУЗах подходу, рассматривается не как хронологическая последовательность опусов («музыкальная литература»), но как история идей. Таким образом, в фокусе данного курса оказываются «поворотные точки» четырёхвековой эволюции оперы. На занятиях обсуждаются программные тексты композиторов-оперных реформаторов (Глюк, Моцарт, Вагнер) и подробно разбираются хрестоматийные оперные произведения, в которых нашли отражение их постулаты. «Связующей нитью» в таком историческом экскурсе оказываются «вечные вопросы» жанра («важнее» ли в опере музыка или фабула; кто «первичен» - композитор, режиссёр или певец; как соотносятся ария и речитатив). Также затрагиваются вопросы режиссёрской интерпретации рассматриваемых опер на материале известных постановок.

    Далее в учебном плане эта дисциплина получает два разнонаправленных продолжения: курс «Современная опера и музыкальный перформанс» будет прицельно посвящён современному этапу эволюции музыкальных спектаклей; а в курсе «Парадигмы современной оперной режиссуры» предполагается подробное знакомство с различными подходами к опере и трактовками классических оперных партитур.
    История и теория зрелищной культуры
    Курс служит «рифмой» к предшествующей дисциплине «История оперных реформ» и знакомит с основными этапами развития театра как такового через историю театральных концепций – от высоких трагедий и массовых зрелищ античности, средневековой литургической драмы до «театра жестокости» Антонена Арто, «театра абсурда» Сэмюэла Беккета и «бедного театра» Ежи Гротовского.
    Музыкально-критическое письмо: лаборатория форматов
    Курс «привязан» к практике данного семестра (работа в медиа) и подразумевает полное погружение в текущую музыкальную жизнь. Важнейшей формой активности становится посещение оперных и балетных спектаклей, концертов и музыкальных перформансов (подобное погружение подразумевается на протяжении всего обучения в бакалавриате – однако в данном семестре это будет основной профильной деятельностью).

    Курс строится не по стандартной поурочной схеме (одно занятие – одна тема), а по принципу критической лаборатории, с «многослойной» структурой каждой встречи:
    • обсуждение текущей афиши и информационного фона (в формате «летучек»);
    • освоение основных музыкально-критических форматов (написание текстов и/или создание мультимедийного контента);
    • знакомство с нестандартными форматами критической, просветительской и научно-популярной деятельности;
    • чтение и сравнительный анализ актуальных статей ведущих современных музыкальных и театральных критиков;
    • семинарские обсуждения корпуса классических текстов по музыкальной критике.

    2-3 раза гостями курса могут стать известные музыкальные критики, которые проведут мастер-класс и разберут некоторые тексты студентов курса. Также предполагается перекрёстная межвузовская активность: несколько раз гостями этих семинаров-лабораторий станут студенты профиля «музыкальная критика» Московской консерватории, которые обсудят с бакалаврами Шанинки свои наработки; а несколько студентов Шанинки, наиболее заинтересованные в этом предмете, представят свои тексты своим сверстникам в стенах Московской консерватории.
    Методология постановочного процесса
    Курс-погружение в театральный процесс приурочен к практике семестра (работа в театре). За основу взят принцип последовательных микростажировок в разных подразделениях театра, охватывающих весь производственный цикл спектакля (обычно такого рода микростажировки предлагаются многими успешными корпорациями новым сотрудникам на первых ступенях карьерной лестницы). Эта дисциплина позволяет студентам познакомиться с основными творческими аспектами создания спектакля и театральными профессиями, там, где возможно, прочувствовав на своём опыте специфику и сложности различных видов деятельности.

    Занятия курса проходят в трёх формах: в виде лекций и бесед с акторами и теоретиками современного театра, в виде наблюдения за живым репетиционным процессом, а также – в форме тренингов, на которых студенты освоят простейшие актёрские упражнения (по разным режиссёрским системам).
    Музыкально-кураторские практики
    В основе курса – анализ конкретных кейсов: фестивалей, лабораторий, тематических сезонов и кураторских каденций. Преимущественно речь пойдёт о современных кураторских проектах (российских и зарубежных), а наиболее значимые институции и фестивали ХХ века будут рассмотрены с позиций эволюции их репертуарной политики. Программа включает в себя встречи с действующими кураторами музыкально-театральных проектов, чтение и обсуждение литературы о кураторстве, разработку студентами собственных кураторских концепций и их защиту.
    Современная опера и музыкальный перформанс
    В новом музыкальном театре соединяются тенденции новой музыки, постдраматического театра и перформативных арт-практик. Композиторы переосмысливают жанр оперы и отказываются от литературоцентристского подхода к работе над либретто, а их музыкальные спектакли выходят за пределы оперных домов. В рамках курса будет представлена типология и теория этого явления (как с музыковедческих, так и с театроведческих позиций); речь также пойдёт о новых способах взаимодействия композитора с режиссёром, драматургом, хореографом, сценографом, архитектором.

    В рамках курса будут рассмотрены ключевые музыкально-сценические опусы, представляющие различные преломления жанра (документальная опера, видеоопера, опера-инсталляция, музыкальный променад, «театр музыкальных инструментов», он же т.н. «инструментальный театр», композиторский перформанс и др.) на материале постановок ведущих фестивалей современной оперы в России и мире. Предполагается, что по итогам курса слушатели смогут свободно ориентироваться в разнообразии форм современного музыкального театра и владеть инструментами его анализа.
    История музыкальных жанров и форм
    Дисциплина завершает проблемно-историческую трилогию (История оперных реформ – История и теория зрелищной культуры – История музыкальных жанров и форм). В рамках этой дисциплины важнейшие сочинения симфонической и камерной музыки XVI - начала XХ веков будут изучаться сообразно жанровой типологии и принципам их внутренней организации. Особое внимание предполагается уделить музыкальной символике в различных ее проявлениях (риторические фигуры, лейтмотивы, анаграммы), взаимосвязям законов музыки и речи, драматургическим приёмам в инструментальных сочинениях (генеральная пауза, «ложная» реприза) и т.д.

    По завершении курса студенты будут владеть компетенциями двух областей академического знания – истории музыки и истории музыкальной формы.
    Парадигмы современной оперной режиссуры
    Заключительный курс профиля носит принципиально открытый характер – он посвящён практикам сценических интерпретаций классического оперного наследия (т.н. «режиссёрской опере»). Студенты знакомятся с основными приёмами современной режиссуры (перенос действия в современность, стилизация, интертекстуальность и работа с метасюжетом, «пересочинение» сюжета, жанровые трансформации и др.), изучая постановки ведущих оперных режиссёров и знакомясь с их стилевым почерком. В курсе также рассматриваются режиссёрские работы художников (Уильям Кентридж, Билл Виола, Илья и Эмилия Кабаковы) и хореографов (Саша Вальц, Райнхильд Хофман), особенности работы в опере драматических и кинорежиссёров.

    Примеры для изучения и обcуждения подбираются по принципу дополнения к предыдущим дисциплинам профиля – так, чтобы студенты могли познакомиться с не рассмотренными ими прежде операми.
    На 1 курсе студенты обязательно изучают иностранный язык – английский, немецкий или французский. На следующих курсах при желании можно продолжить изучать иностранный язык, но уже в качестве электива.

    Обязательные дисциплины:

    • Письмо и мышление
    • Семинар 1 года - Текст. Анализ. Интерпретация
    • Всеобщая история
    • Иностранный язык
    • Математика и информатика
    • Физическая культура и спорт
    • Философия
    • Введение в филологию
    • Введение в социальные науки
    • Методы принятия эффективных управленческих решений
    • Педагогика: построение траектории непрерывного образования
    • Безопасность жизнедеятельности

    Элективные курсы:

    • История новой музыки: от футуристов до муз.перформанса
    • Музыка в контексте духовных воззрений: от архаики до электроники
    • Структура музыкального языка
    • Авангард в звуке: неакадемическая история новой академической музыки
    • Звуковой коллаж: практики экспериментального музицирования
    • Актёрское мастерство
    • Начала музыкальной теории
    • Музыкальный фольклор
    • Музыкальная культура Франции: от труверов до Оливье Мессиана и Эдит Пиаф
    • Анализ балетного спектакля и современного танца
    • Краткая история музыки до Баха
    • Форум. Слушаем и обсуждаем музыку
    • Музыка и кино
    • Музыка в контексте социально-политической истории
    • Музыкальная и арт-критика в России и Европе
    • «Зерно голоса» и художественно-речевые практики и др.
    Ещё один курс, на который я хожу, — электив по истории современной музыки от авангарда до музыкального перформанса. Когда выбрал его, то шутил, что это просто для отдыха, посидеть, музыку послушать. Но на самом деле это очень полезная вещь — я сам занимаюсь музыкой, пишу электронику, и за эти два месяца мои произведения сильно улучшились, это очень приятно.
    Егор Биндас, студент факультета гуманитарных наук

    Преимущества программы

    1. Акцент делается на явлениях современности: произведениях новой академической музыки, современной опере и звуковом перформансе, на экспериментальных режиссёрских подходах и актуальных эстетико-теоретических текстах. Исторические дисциплины можно углубленно изучить на элективах, но и в базовом курсе им уделяется должное внимание.
    2. История музыки рассматривается не как хронологически выстроенный ряд событий и опусов, но как история идей. Здесь преподают не "Историю оперы", а "Историю оперных реформ", не "Музыкальную литературу", а "Историю музыкальных жанров и форм".
    3. Большинство курсов программы не имеют аналогов в других вузах. Так, вводный курс "Great Books. Музыка" сразу же знакомит с актуальными подходами к музыке и парадигмами её анализа; "Методология постановочного процесса" вскрывает "анатомию" театра через основные театральные профессии; "Современная опера и музыкальный перформанс" даёт обзор и концептуализацию новейших жанров и тенденций.
    4. Программа совмещает теоретический (поэтика, композиция, техника) и исторический (контекстуальный и эволюционный) принципы.
    5. Педагогический состав включает специалистов из лучших музыкальных и театральных вузов, кураторов известных музыкально-театральных проектов, критиков из ведущих профильных изданий.
    6. Занятия проходят преимущественно в форме семинаров, направленных на развитие критического мышления. Студенты будут много читать, писать, слушать музыку и дискутировать.
    7. В программу включены практики и стажировки в ведущих профильных институциях (в медиа по культуре, концертно-театральных залах и на кураторских площадках), скоординированные по семестрам с соответствующими дисциплинами.
    8. Широкая система элективов выстроена таким образом, чтобы каждый студент смог сформировать собственную образовательную траекторию, а студенты разных профилей и с разными «профессиональными оптиками» могли пересекаться в ходе учебного процесса.
    9. Студентам предоставляется возможность бесплатного посещения концертов и спектаклей партнеров программы.
    10. Возможны дополнительные факультативные занятия по вокалу/игре на музыкальном инструменте, а также участие в фольклорной экспедиции со студентами музыкального вуза.
    11. Предусмотрена тьюторская поддержка студентов.
    12. В процессе обучения (после 1 курса) возможна смена направления обучения внутри факультета гуманитарных наук без потери года и без дополнительных экзаменов.
    13. По окончании бакалавриата желающие могут продолжить профильное обучение в Шанинке, поступив в магистратуру "Кураторство музыкальных проектов".
    Предлагаемый набор курсов позволит вам по-настоящему погрузиться в сферу музыки и музыкального театра, рассмотреть их с разных аспектов. Если вы хотите заниматься практикой – у нас будет элективный курс по актерскому мастерству, если вы захотите попробовать играть на музыкальном инструменте, то сможете факультативно заниматься этим. Всего в программе факультета более 50 элективов, из них 17 по музыкальным дисциплинам. У нас каждый сам может выбирать то, что ему нужно.
    Владислав Тарнопольский, руководитель программы

    Практика

    За весь период обучения у студентов будет 3 практики в ведущих профильных институциях – в культурных медиа, концертно-театральных залах, на кураторских площадках.

    На 3 и 4 курсе студенты будут выбирать дисциплину на семестр – и соответствующую практику. Например, параллельно с полугодовым курсом по музыкальной журналистике и критике студенты пройдут практику в одном из ведущих российских культурных изданий (по выбору из списка), после курса по музыкальному кураторству будут работать над реальным кураторским проектом, а курс о театральных профессиях синхронизирован с практикой в театре.

    В семестре, посвящённом театрально-производственному процессу, студентам будет предложена возможность практики в одной из ведущих московских театральных и концертных институций в роли ассистента режиссёра, референта творческой команды, координатора постановки или лаборатории.

    Карьера выпускников

    По окончании обучения наши выпускники могут:
    • стать организаторами музыкальных и театральных фестивалей, музыкальными консультантами театров, кураторами концертных программ музеев, музыкальными журналистами, сценаристами и ведущими просветительских проектов, исследователями музыкальной и театральной культуры;
    • проводить экспертную атрибуцию и оценку музыкальной продукции;
    • работать в ведущих культурных институциях или начать собственное дело;
    • формировать новые направления деятельности, отрасли гуманитарной науки или культурные рынки.
    В современном мире не существует раз и навсегда установленного реестра профессий, и, в общем-то, самый главный навык – умение адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и самому формировать новые направления профессиональной деятельности, связанные со своими компетенциями. Наши выпускники – специалисты широкого профиля, но при этом с глубокими знаниями в сфере музыки и музыкального театра. Эта сфера сейчас активно развивается, и они смогут найти себе применение в индивидуальных проектах или в команде со своими сокурсниками создать новые творческие платформы.
    Владислав Тарнопольский, руководитель программы

    Программа будет интересна

    • выпускникам музыкальных школ и колледжей, желающим приобрести новые компетенции и навыки, оставаясь в русле музыкальной профессии, но не ограничиваясь ею;
    • выпускникам театральных школ, которые интересуются современным театром, экспериментальными и междисциплинарными сценическими проектами, оперой и балетом;
    • людям без музыкального образования, желающим достойно войти в профессиональную среду;
    • гуманитариям, стремящимся развиваться в творческой среде и исследовать мир через культуру.

    Где проходит обучение?

    Наши студенты учатся в кампусе Московской высшей школы социальных и экономических наук в самом центре Москвы. Современная библиотека, удобный коворкинг, открытые аудитории, компьютерный класс, кафе и пространство для отдыха и общения – все, что нужно для приятной и эффективной учебы.

    Информация для абитуриентов

    Как подать документы и поступить в Шанинку:
    Здесь 
    вы можете найти инструкцию по подаче документов и важную информацию про процесс поступления и посмотреть ответы на часто задаваемые вопросы.

    Индивидуальная консультация по поступлению:
    Если у вас есть вопросы про процесс поступления или про программы обучения, вы можете встретиться с экспертом Приемной комиссии и задать ему все интересующие вас вопросы.
    Чтобы получить консультацию, заполните форму, и мы с вами свяжемся.

    Экскурсия по Шанинке:
    Вы встретитесь с экспертом Приемной комиссии и вместе прогуляетесь по кампусу. Вы увидите, где учатся наши студенты, узнаете, почему все аудитории названы именами философов и мыслителей, и познакомитесь с нашей библиотекой. 
    Заполните форму, чтобы записаться на экскурсию, и мы свяжемся с вами.

    Telegram-канал для абитуриентов Шанинки:
    В нашем Telegram-канале можно получить самую актуальную информацию о днях открытых дверей, новости Приемной комиссии и много другое. Присоединиться можно по этой ссылке.

    Студенческая жизнь

    В Шанинке работает студенческий актив, который регулярно организует различные мероприятия: OASIS, Шalloween, ШNew Year. Студенты участвуют в конференциях, семинарах, творческих и интеллектуальных конкурсах, в волонтерских проектах. За студенческой жизнь можно следить в Telegram студенческого актива. Подробнее о внеучебной жизни.

    День открытых дверей

    11 августа в 16:00 состоится консультация для абитуриентов факультета гуманитарных наук. Марина Владимировна Калашникова расскажет вам о структуре образовательного процесса, про элективы, которые можно выбирать для изучения, и ответит на вопросы абитуриентов и их родителей.

    Зарегистрируйтесь, чтобы принять участие.

    Контакты

    Дейцева Валерия
    Координатор программ бакалавриата
    Телефон: +7 495 150 70 82, с 10:00 до 18:00
    E-mail: 2022@universitas.ru
    Telegram: t.me/lera_msses

    Вас также могут заинтересовать программы: