МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Направление:
50.03.01 Искусства и гуманитарные науки
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Основа: договор
Бюджетные места: нет
Выдаваемые документы об образовании: диплом бакалавра МВШСЭН
О программе
Программа готовит визионеров, кураторов, критиков и исследователей для работы в сфере музыки и музыкального театра.
Выпускники программы получат профильное образование в области классической и современной академической музыки и музыкального театра (оперы, балета, звукового перформанса), познакомятся с новыми формами исполнительских практик и культурно-просветительской деятельности.
Это программа для тех, кто понимает музыку не только как "вещь-в-себе", но как объёмное явление в широком культурном контексте. Музыка здесь предстаёт во взаимосвязях с другими искусствами, а музыковедение вступает в диалог с театроведением и иными гуманитарными дисциплинами.
Учебный план каждого студента выстраивается из трех блоков: обязательные дисциплины (General Education), дисциплины по основному направлению (Major) и курсы по выбору (Electives).
Основные преимущества Liberal Arts & Sciences
- Свобода выбора. На каждом шаге у студентов есть возможность выбирать ― преподавателя, элективный курс, мейджор, язык обучения ― и даже модель написания дипломной работы.
- Индивидуальный подход. Занятия проходят в группах не больше 20 человек.
- Много внимания уделяется важнейшим когнитивным навыкам: чтению и письму, независимо от профиля подготовки.
- Интерактивная методика преподавания. Голос студента в аудитории так же важен, как и голос преподавателя.
- На элективных курсах у учащихся будет возможность встречаться со студентами других программ и работать вместе, что позволит в перспективе создавать междисциплинарные проекты и расширять профессиональный кругозор.
- Академическая тьюторская индивидуальная поддержка.
- Изучение иностранных языков по выбору.
- Камерная уютная интеллектуальная атмосфера совместной работы.

Руководитель программы
Владислав Тарнопольский – музыковед и музыкальный куратор, со-разработчик образовательных профилей "Музыкальная критика" в Московской консерватории и "Саунд-арт и саунд-дизайн" в НИУ ВШЭ, шеф-редактор первого русскоязычного медиа о новой музыке Stravinsky.online. Области научных интересов: современный музыкальный театр, музыка ХХ века, социология культуры.Курировал музыкальные проекты в Большом зале Московской консерватории, в "Гараже", на Московской биеннале, Премии Кандинского, на фестивалях "TERRITORIЯ", "NET – Новый европейский театр", Sound Up, "Московский форум", в Российско-немецкой музыкальной академии, Мастерской Дмитрия Брусникина, студии SounDrama и ряд образовательных программ. Куратор междисциплинарных проектов ансамбля "Студия новой музыки".
Печатался на порталах Colta.ru, Openspace.ru, Carnegie.ru, Polit.ru, AroundArt.org, в изданиях "Музыкальная жизнь", "Российский музыкант", в Журнале Общества теории музыки, журнале "Театр" и др.
Лауреат Премии им. Петера Бёниша (Германия) и "Хрустальная стрела" (Россия).
Несмотря на очевидный рост интереса к современному музыкальному театру в России, эта сфера творчества пока во многом остается terra incognita. Нет пока и соответствующих образовательных программ: в театральных и гуманитарных ВУЗах, как правило, формируется весьма смутное представление о новой музыке, в музыкальных – почти не затрагиваются вопросы современного театра. Мы постараемся впервые на серьезном теоретическом уровне соединить музыку и театр в одной образовательной программе.
Содержание программы
Программа дает:- фундаментальное академическое гуманитарное образование;
- знакомство с актуальными методами исследования музыки и музыкального театра;
- представление о новейших композиторских и режиссёрских практиках;
- знание истории музыки в театре и театра в музыке через призму музыковедения, театроведения, культурологии и culture studies.
Преподаватели
На программе преподают ведущие музыковеды и театроведы с опытом работы в кураторских и просветительских проектах:- Кристина Агаронян – музыковед, менеджер Центра музыкальных проектов ВШЭ, редактор проекта Stravinsky.online.
- Тата Боева – театровед и танцевальный критик, член Экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска".
- Елена Двоскина – музыковед, доцент Московской консерватории, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
- Валерий Золотухин – театровед, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС.
- Александра Локтева – музыковед, научный сотрудник Центра современной музыки Московской консерватории, редактор проекта Stravinsky.online.
- Роман Насонов – музыковед, доцент Московской консерватории и МГУ, автор музыкально-просветительских проектов.
- Алексей Смирнов – режиссёр оперных спектаклей и музыкальных перформансов.
Курсы "Методология постановочного процесса" и "Музыкально-кураторские практики" включают в себя серии лекций-встреч с представителями разных театральных профессий и авторами успешных кураторских проектов. Среди спикеров курсов:
- Александр Титель – художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
- Карина Абрамян – генеральный директор Союза композиторов России, зам.гендиректора фирмы "Мелодия".
- Марина Раку – заведующая музыкальной частью театра "Мастерская Петра Фоменко".
- Екатерина Василёва – руководитель оперной лаборатории для молодых композиторов, драматургов, режиссёров и художников "КоОПЕРАция".
Курсы
Обязательные курсы профиля (Major):
Далее в учебном плане эта дисциплина получает два разнонаправленных продолжения: курс «Современная опера и музыкальный перформанс» будет прицельно посвящён современному этапу эволюции музыкальных спектаклей; а в курсе «Парадигмы современной оперной режиссуры» предполагается подробное знакомство с различными подходами к опере и трактовками классических оперных партитур.
Курс строится не по стандартной поурочной схеме (одно занятие – одна тема), а по принципу критической лаборатории, с «многослойной» структурой каждой встречи:
- обсуждение текущей афиши и информационного фона (в формате «летучек»);
- освоение основных музыкально-критических форматов (написание текстов и/или создание мультимедийного контента);
- знакомство с нестандартными форматами критической, просветительской и научно-популярной деятельности;
- чтение и сравнительный анализ актуальных статей ведущих современных музыкальных и театральных критиков;
- семинарские обсуждения корпуса классических текстов по музыкальной критике.
2-3 раза гостями курса могут стать известные музыкальные критики, которые проведут мастер-класс и разберут некоторые тексты студентов курса. Также предполагается перекрёстная межвузовская активность: несколько раз гостями этих семинаров-лабораторий станут студенты профиля «музыкальная критика» Московской консерватории, которые обсудят с бакалаврами Шанинки свои наработки; а несколько студентов Шанинки, наиболее заинтересованные в этом предмете, представят свои тексты своим сверстникам в стенах Московской консерватории.
Занятия курса проходят в трёх формах: в виде лекций и бесед с акторами и теоретиками современного театра, в виде наблюдения за живым репетиционным процессом, а также – в форме тренингов, на которых студенты освоят простейшие актёрские упражнения (по разным режиссёрским системам).
В рамках курса будут рассмотрены ключевые музыкально-сценические опусы, представляющие различные преломления жанра (документальная опера, видеоопера, опера-инсталляция, музыкальный променад, «театр музыкальных инструментов», он же т.н. «инструментальный театр», композиторский перформанс и др.) на материале постановок ведущих фестивалей современной оперы в России и мире. Предполагается, что по итогам курса слушатели смогут свободно ориентироваться в разнообразии форм современного музыкального театра и владеть инструментами его анализа.
По завершении курса студенты будут владеть компетенциями двух областей академического знания – истории музыки и истории музыкальной формы.
Примеры для изучения и обcуждения подбираются по принципу дополнения к предыдущим дисциплинам профиля – так, чтобы студенты могли познакомиться с не рассмотренными ими прежде операми.
General Education:
- Письмо и критическое мышление
- Семинар 1 года
- Всеобщая история
- Иностранный язык
- Математика и информатика
- Физическая культура и спорт
- Безопасность жизнедеятельности
- Философия
- Введение в филологию
- Введение в социальные науки
- Менеджмент
- Long Life Learning и др.
Элективные курсы:
- История новой музыки: от футуристов до муз.перформанса
- Музыка в контексте духовных воззрений: от архаики до электроники
- Структура музыкального языка
- Авангард в звуке: неакадемическая история новой академической музыки
- Звуковой коллаж: практики экспериментального музицирования
- Актёрское мастерство
- Начала музыкальной теории
- Музыкальный фольклор
- Музыкальная культура Франции: от труверов до Оливье Мессиана и Эдит Пиаф
- Анализ балетного спектакля и современного танца
- Краткая история музыки до Баха
- Форум. Слушаем и обсуждаем музыку
- Музыка и кино
- Музыка в контексте социально-политической истории
- Музыкальная и арт-критика в России и Европе
- «Зерно голоса» и художественно-речевые практики и др.
Предлагаемый набор курсов позволит вам по-настоящему погрузиться в сферу музыки и музыкального театра, рассмотреть их с разных аспектов. Если вы хотите заниматься практикой – у нас будет элективный курс по актерскому мастерству, если вы захотите попробовать играть на музыкальном инструменте, то сможете факультативно заниматься этим. Всего в программе факультета более 50 элективов, из них 17 по музыкальным дисциплинам. У нас каждый сам может выбирать то, что ему нужно.
Преимущества программы
- Акцент делается на явлениях современности: произведениях новой академической музыки, современной опере и звуковом перформансе, на экспериментальных режиссёрских подходах и актуальных эстетико-теоретических текстах. Исторические дисциплины можно углубленно изучить на элективах, но и в базовом курсе им уделяется должное внимание.
- История музыки рассматривается не как хронологически выстроенный ряд событий и опусов, но как история идей. Здесь преподают не "Историю оперы", а "Историю оперных реформ", не "Музыкальную литературу", а "Историю музыкальных жанров и форм".
- Большинство курсов major не имеют аналогов в других вузах. Так, вводный курс "Great Books. Музыка" сразу же знакомит с актуальными подходами к музыке и парадигмами её анализа; "Методология постановочного процесса" вскрывает "анатомию" театра через основные театральные профессии; "Современная опера и музыкальный перформанс" даёт обзор и концептуализацию новейших жанров и тенденций.
- Программа совмещает теоретический (поэтика, композиция, техника) и исторический (контекстуальный и эволюционный) принципы.
- Педагогический состав включает специалистов из лучших музыкальных и театральных вузов, кураторов известных музыкально-театральных проектов, критиков из ведущих профильных изданий.
- Занятия проходят преимущественно в форме семинаров, направленных на развитие критического мышления. Студенты будут много читать, писать, слушать музыку и дискутировать.
- В программу включены практики и стажировки в ведущих профильных институциях (в медиа по культуре, концертно-театральных залах и на кураторских площадках), скоординированные по семестрам с соответствующими дисциплинами.
- Широкая система элективов выстроена таким образом, чтобы каждый студент смог сформировать собственную образовательную траекторию, а студенты разных профилей и с разными «профессиональными оптиками» могли пересекаться в ходе учебного процесса.
- Студентам предоставляется возможность бесплатного посещения концертов и спектаклей партнеров программы.
- Возможны дополнительные факультативные занятия по вокалу/игре на музыкальном инструменте, а также участие в фольклорной экспедиции со студентами музыкального вуза.
- Предусмотрена тьюторская поддержка студентов.
- В процессе обучения (после I курса) возможна смена программы на другой профиль Liberal Arts & Sciences без потери года и без дополнительных экзаменов.
- По окончании бакалавриата желающие могут продолжить профильное обучение в Шанинке, поступив в магистратуру "Кураторство музыкальных проектов".
Практика
За весь период обучения у студентов будет 3 практики в ведущих профильных институциях – в культурных медиа, концертно-театральных залах, на кураторских площадках.На 3 и 4 курсе студенты будут выбирать дисциплину на семестр – и соответствующую практику. Например, параллельно с полугодовым курсом по музыкальной журналистике и критике студенты пройдут практику в одном из ведущих российских культурных изданий (по выбору из списка), после курса по музыкальному кураторству будут работать над реальным кураторским проектом, а курс о театральных профессиях синхронизирован с практикой в театре.
В семестре, посвящённом театрально-производственному процессу, студентам будет предложена возможность практики в одной из ведущих московских театральных и концертных институций в роли ассистента режиссёра, референта творческой команды, координатора постановки или лаборатории.
Карьера выпускников
По окончании обучения наши выпускники могут:- стать организаторами музыкальных и театральных фестивалей, музыкальными консультантами театров, кураторами концертных программ музеев, музыкальными журналистами, сценаристами и ведущими просветительских проектов, исследователями музыкальной и театральной культуры;
- проводить экспертную атрибуцию и оценку музыкальной продукции;
- работать в ведущих культурных институциях или начать собственное дело;
- формировать новые направления деятельности, отрасли гуманитарной науки или культурные рынки.
В современном мире не существует раз и навсегда установленного реестра профессий, и, в общем-то, самый главный навык – умение адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и самому формировать новые направления профессиональной деятельности, связанные со своими компетенциями. Наши выпускники – специалисты широкого профиля, но при этом с глубокими знаниями в сфере музыки и музыкального театра. Эта сфера сейчас активно развивается, и они смогут найти себе применение в индивидуальных проектах или в команде со своими сокурсниками создать новые творческие платформы.
Программа будет интересна
- выпускникам музыкальных школ и колледжей, желающим приобрести новые компетенции и навыки, оставаясь в русле музыкальной профессии, но не ограничиваясь ею;
- выпускникам театральных школ, которые интересуются современным театром, экспериментальными и междисциплинарными сценическими проектами, оперой и балетом;
- людям без музыкального образования, желающим достойно войти в профессиональную среду;
- гуманитариям, стремящимся развиваться в творческой среде и исследовать мир через культуру.
Где проходит обучение?
Наши студенты учатся в кампусе Московской высшей школы социальных и экономических наук в самом центре Москвы. Современная библиотека, удобный коворкинг, открытые аудитории, компьютерный класс, кафе и пространство для отдыха и общения – все, что нужно для приятной и эффективной учебы.Студенческая жизнь
В Шанинке активно работает студенческий актив, который регулярно организует собственные мероприятия: OASIS, Шalloween, ШNew Year. Студенты участвуют в конференциях, семинарах, творческих и интеллектуальных конкурсах, в волонтерских проектах. Подробнее о внеучебной жизни.Контакты
Дейцева ВалерияКоординатор бакалаврских программ Шанинки
Телефон: +7 495 150 70 82, с 10:00 до 18:00
e-mail: applic.bach@universitas.ru
Вас также могут заинтересовать программы:
-
ЕГЭ: иностранный язык, русский язык, обществознание/история
-
ЕГЭ: иностранный язык, русский язык, обществознание/история
-
ЕГЭ: иностранный язык, русский язык, обществознание/история
-
ЕГЭ: иностранный язык, русский язык, обществознание/история