Грамматика выставки

Старт: 1 апреля
Формат: смешанный 
График занятий: занятия будут проходить по четвергам (очно) и субботам (онлайн) в период с 1 апреля по 3 июня. Начало занятий в четверг – 19:00 (практика), в субботу – 12:00 (теория)
Объем курса: 45 академических часов 
Стоимость программы: 32 000 рублей

Диплом о повышении квалификации

Ключевые слова нового научно-практического курса Шанинки – «выставка», «современное искусство», «большие проекты», «кураторство», «социальные и сетевые контексты», «теоретические основания» и «практический опыт».

ГРАММАТИКА ВЫСТАВКИ

программа лекций и практических занятий

На протяжении последних десятилетий выставки – в первую очередь выставки художественные, стали важным феноменом социальной и культурной жизни. Если раньше выставка – особенно выставка масштабная, была редким и достаточно уникальным событием, то ныне в большом современном городе одновременно проходят сотни, если не тысячи выставочных показов. Производство выставок превратилась в мощную, логистически изощренную индустрию, тесно связанную с индустриями туризма, информации, знания. Количественный рост выставочных событий сопровождался и их жанровой диверсификацией, возникновением разнообразных форматов. Но главное – выставка, бывшая ранее формой показа художественных произведений, в настоящее время сама обрела статус произведения, самоценного авторского высказывания. Так в конце 1960-х годов о себе заявила фигура куратора – художественного руководителя, режиссера, драматурга, постановщика выставки. Отсюда выставки стали различаться и описываться не только по их формату и жанрам, но и по авторскому почерку и стилистике. Каждая выставка, как и творчество каждого куратора обладают собственной поэтикой.

Введению в анализ поэтики выставки, собственно, и посвящен лекционный курс нашего проекта. В нем будет рассмотрен специфический язык выставочного показа, его пространственно-временная природа, его драматургические, перформативные и сценографические ресурсы. Выставка будет рассматриваться как в диалектике ее внутренних составляющих, так и в ее связях и укорененности во внешним социальном и дискурсивном контексте. Методология, положенная в основу настоящего курса, носит комплексный характер и будет задействовать, в частности, современную теорию искусства и традиции русской формальной школы, а также структуралистский конструктивизм, акторно-сетевую теорию, визуальную антропологию, теорию эмоций.

Глубокий многофокусный анализ феномена выставки будет дополнен и «приземлен» практическими занятиями. Откуда берутся выставочные идеи? Как отличить «важные» и «свои» произведения искусства? Как сочетаются воля куратора и цели институции? В чем специфика музейных, уличных, виртуальных «выставочных высказываний»? Как взаимодействовать с менеджерами и администраторами, дизайнерами и пиарщиками? Кто и как оценивает качество выставок – коллеги? критики? зрители? Если не ответить, то хотя бы сориентироваться в этих вопросах можно будет в ходе аналитических семинаров и проектных сессий.

Творческой удачей для участников проекта станет попадание их идей и разработок в портфель «Грамматика выставки». К этому творческому потенциалу будет привлечено внимание институций и экспертов, работающих в сфере современного искусства.

Виктор Мизиано, Вадим Захаров, Георгий Литичевский и другие на открытии выставки Mosca: la terza Roma в Sala 1, Рим. 1989. Первая выставка Виктора Мизиано, осуществленная им в качестве независимого куратора. Courtesy Виктор Мизиано

Авторы курса

Виктор Мизиано, художественный руководитель Центра современного искусства (Москва, 1990–1997). Основатель и главный редактор «Художественного журнала» (Москва) и “Manifesta Journal. Journal of Contemporary Curatorship” (Amsterdam). Куратор проектов на международных биеннале в Стамбуле (1992), Роттердаме (1996), Валенсии (2001), Сао-Пауло (2002, 2004), Венеции (1995, 1997, 2003, 2005, 2007, 2015). В 2007 году осуществил масштабный выставочный проект «Прогрессивная ностальгия. Искусство стран бывшего СССР» в Художественном музее КУМУ (Таллинн, Эстония), Центре современного искусства Луиджи Печи (Прато), Музее Бенаки (Афины), Музее КИАЗМА (Хельсинки). С 2015 года работает над многоэтапным проектом «Удел человеческий» (http://thehumancondition.ru/), в рамках которого к настоящему моменту осуществил выставки «Избирательное сродство» (ГЦСИ, Москва, 2015); «Не думаешь ли ты, что настало время любви?» (ММСИ, Москва, 2015-2016) и «Места: одно за другим» (Еврейский музей и Центр толерантности, Москва, 2018); «Биография: модель для сборки» (ММСИ, 2019-2020). С 2010 по 2014 – президент Совета фонда Манифеста (Амстердам). Автор многочисленных статей, каталогов, книг: «”Другой” и разные» (НЛО, 2004), «Пять лекций о кураторстве» (Ad Marginem, 2014) и др. Почетный профессор Университета им. Алвара Аалто, Хельсинки.

Лекционный курс «Грамматика выставки» – первое широкоформатное авторское обобщение феномена выставки в призме международной практики и собственного кураторского опыта Виктора Мизиано.


Георгий Никич – со-основатель и директор художественных программ Московской международной ярмарки ART MIF. Основатель и куратор Московского форума художественных инициатив (1996–2012), куратор выставочных проектов студии ДЭЗ №5 (2004–2021), эксперт и разработчик программ Оксфордского Российского Фонда (2007–2021). Куратор российского павильона на Венецианской биеннале (1997). Куратор международного проекта «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст» (2013–2015). Научный руководитель комплексного исследования «Музейное волонтерство в России. Практика и перспективы» (2020), междисциплинарного проекта «Museum Token» (2010-2011). Член Правления Международной ассоциации искусствоведов и критиков (АИС). Автор курса «Куратор в современном музее» (НИУ ВШЭ, 2015–2018), «Управление в сфере современного искусства» (МВШСЭН, 1997-2021), «Паблик-арт» (МВШСЭН, 2017-2020). Автор концепции и художественный руководитель объединения «Выставочные залы Москвы» (2013–2018).

Конвертация теоретических представлений и исторических знаний в практические навыки Георгий Никич осуществляет в форматах сложных ролевых игр и аналитических сессий. Результат этого комплексного метода – самостоятельные кураторские и административные траектории слушателей и участников таких образовательных проектов.


Расписание занятий


Четверг

 

Суббота

 

1 апреля 2021
19:00 вводное занятие
Георгий Никич – офлайн
Виктор Мизиано - онлайн
3 апреля 2021
12:00 лекция №1
Виктор Мизиано – онлайн
8 апреля 2021
19:00 практическое занятие №1
Георгий Никич – офлайн

 

10 апреля 2021
12:00 лекция №2
Виктор Мизиано – онлайн
15 апреля 2021
19:00 практическое занятие №2
Георгий Никич – офлайн

 

17 апреля 2021
12:00 лекция №3
Виктор Мизиано – онлайн
22 апреля 2021
19:00 практическое занятие №3
Георгий Никич – офлайн

 

24 апреля 2021
12:00 лекция №4
Виктор Мизиано – онлайн
29 апреля 2021
19:00 практическое занятие №4
Георгий Никич – офлайн

 

 

 

 

 

15 мая 2021
12:00 лекция №5
Виктор Мизиано – онлайн
20 мая 2021
19:00 практическое занятие №5
Георгий Никич – офлайн

 

22 мая 2021
12:00 лекция №6
Виктор Мизиано – онлайн
27 мая 2021
19:00 практическое занятие №6
Георгий Никич – офлайн

 

29 мая 2021
12:00 лекция №7
Виктор Мизиано – онлайн
3 июня 2021
19:00 практическое занятие №7
Георгий Никич – офлайн

 

 

 

 




Контакты


ask@universitas.ru 
Учиться в Шанинке