Кураторство музыкальных проектов

Формат обучения: российская магистратура (смешанный формат)
Длительность обучения: 2 года
Направление подготовки: 38.04.02 Менеджмент
Профиль: кураторство музыкальных проектов
Стоимость обучения в 2021 году: 550 000 рублей за весь период обучения (165 000 рублей за первый семестр, 165 000 рублей за второй семестр, 110 000 рублей за третий семестр, 110 000 рублей за четвертый семестр). Есть грантовые места
Выдаваемый документ об образовании: диплом магистра по направлению “Менеджмент” МВШСЭН
Отсрочка от армии

О программе


Сегодня в культуре происходит новый «звуковой поворот», а музыка становится едва ли не самым интенсивно развивающимся видом современного искусства. Музыкальное кураторство, музыковедение и критика не успевают за происходящими изменениями.

«Кураторство музыкальных проектов» — первая российская магистерская программа, посвященная исследованию современного музыкального ландшафта и созданию междисциплинарных проектов в сфере музыкального искусства. 

Цель программы — сформировать сообщество профессионалов, владеющих инструментами исследования и формирования культурной повестки в сфере  современной музыки. 


Преимущества программы:
  • возможность обучения в blended-формате из любой точки земного шара
  • международная команда преподавателей: ведущие практики и теоретики из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии, США
  • современные принципы обучения: целостный базовый курс + эксклюзивные авторские интенсивы + гибкая система элективов
  • практика в ведущих культурных институциях с первого года обучения

Программа «Кураторство музыкальных проектов» будет интересна:
  • менеджерам и кураторам, желающим заниматься проектами в сфере исполнительских искусств
  • выпускникам музыкальных вузов, которые хотят расширить специализацию и получить комплекс гуманитарных знаний и организаторские навыки
  • культурологам, искусствоведам, философам, антропологам, социологам, урбанистам и другим исследователям, чьи творческие интересы соприкасаются с музыкальной проблематикой
Тишина шанинской библиотеки — это тоже звук. Пространство — это акустика. Освещение — часть аудиовизуальной композиции. Исполнитель — это тоже музыкальный инструмент. Слушатель производит смыслы не меньше чем куратор или музыкант. Эти вещи важно учитывать, а они обычно остаются за кадром всех разговоров о кураторстве вообще и о музыкальном кураторстве в особенности. На нашей программе мы хотели бы говорить о вещах, которые остаются на полях, в сносках, которые, как правило, не проговорены и несколько эфемерны, но из которых состоит суть профессии куратора, кураторская алхимия, приводящая к успеху и ценности, уникальности кураторских проектов.
Владислав Тарнопольский, руководитель программы

Как устроено обучение

Занятия проходят в blended-формате: очные сессии-интенсивы чередуются с периодами вечернего онлайн-обучения, что позволяет сочетать плюсы обоих форматов (живое общение с преподавателями и однокурсниками, возможность учиться у кураторов и профессоров из разных стран, учиться из другого города и совмещать учёбу с работой).

очные кампусы:
  • I курс – 4 недели (по 56 часов) 
  • II курс – 3 недели (по 56 часов)
Всего – более 800 часов занятий и практик.

Структура программы

1. Профиль «Менеджмент в сфере культуры»
  • Социокультурное проектирование
  • Теория культуры
  • Введение в менеджмент

Программа, разработанная в сотрудничестве с Университетом Манчестера, стала лидером образования в сфере креативных индустрий: более 80% слушателей программы начинают успешную карьеру в культурных институциях уже во время обучения.
2. Профиль «Кураторство музыкальных проектов»
  • Концептуальные основы музыкального кураторства
  • Музыкальное кураторство: кейс-стади
  • Методология исследования музыки
  • Кураторское письмо и форматы музыкальной критики

Задача блока – представить музыкально-кураторскую деятельность во всём её разнообразии; в том числе:
  1. Кураторская практика – это анализ конкретных успешных кейсов, рассказы «из первых уст» от известных кураторов и семинары с экспертным обсуждением идей студентов
  2. Кураторская мысль – поиск проблематики, разработка концепции, обсуждение различных кураторских стратегий, дискурсы и методологии исследований музыки 
  3. Кураторское письмо – практическая дисциплина, почти отсутствующая в российской образовательной практике, которая подразумевает стилевой анализ текстов о музыке, составление буклетов, аннотаций проектов, комментариев к выбранными сочинениям и т.д.
  4. История кураторства – изучение творчества ведущих интендантов рубежа ХХ-ХХI веков
  5. Контекст кураторства – семинары-«летучки» с обсуждением актуальных проектов и событий музыкальной и художественной жизни в целом
Каждая дисциплина выстроена как цикл авторских мини-курсов профильных специалистов (блоки по 3-7 занятий). Вводные блоки и «кураторские летучки» ведёт руководитель профиля.
3. Авторские курсы (элективы)
Обширная система элективных курсов даст возможность каждому студенту сконструировать персональный учебный план с учётом его бэкграунда и творческих интересов.

Так, менеджеры смогут выбрать один или несколько курсов по истории музыки, театроведы – изучить современную оперу и музыкальный перформанс, музыковеды – пройти курс по философии литературного и музыкального языка или узнать о художественных исследованиях звукового ландшафта; социологи – познакомиться с контекстом творчества советских композиторов-нонконформистов или с репертуарными предпочтениями посетителей музыкальных театров.

Система элективов позволяет каждому не только выбрать интересующие предметные области, но и избежать ненужных дублей дисциплин из предыдущего этапа образования.

  • Художественные и теоретические исследования звукового ландшафта
  • Эстетика и поэтика современной музыкальной композиции
  • Позднесоветский музыкальный авангард и современная композиторская сцена
  • Современная опера и музыкальный перформанс
  • Анализ балетного спектакля и современного танца
  • Искусство звука и шумовая музыка
  • Массовая музыкальная культура
  • Этнические и постколониальные аспекты поп-музыки
  • Искусство исполнительской интерпретации
  • Современный оперный театр: репертуарные предпочтения, исторические жанры, исполнительские стили, повседневные практики
  • Парадигмы современной оперной режиссуры
  • Русский и европейский романтизм: проблемы сознания, философия языка, литературное и музыкальное повествование
  • Музыка в контексте культуры венского модерна
  • Новые форматы музыкального образования
  • Фандрайзинг музыкальных проектов
  • Краткая история классической музыки (для студентов без специального музыкального образования)

4. Практики и стажировки
Обязательная часть программы – стажировки в ключевых культурных институциях России, на музыкальных и театральных фестивалях, в образовательных проектах и изданиях о культуре. Студенты проходят практику и на первом, и на втором курсах. Место стажировки студент может выбрать сам сообразно своим интересам из предложенного списка.
Шанинцы создали профессию, которая до них в России отсутствовала, — это менеджер культуры.

До этого в России интеллигенты занимались культурой вообще, а управляющие управляли всем вокруг вообще. То, что культурой можно и нужно управлять, что для этого нужны профессиональные навыки, никому в голову не приходило.

Сейчас профессия очень востребованная. И почти все, кто в ней чего-то достиг, — это выпускники Шанинки.
Александр Архангельский, телеведущий, литературовед, профессор Высшей школы экономики

Команда преподавателей

Одним из главных преимуществ программы является педагогический состав, включающий лучших музыкальных кураторов и авторитетных исследователей разных поколений из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии и США. Каждый из них прочитает эксклюзивный авторский курс или мини-блок лекций в рамках «стержневых» (сквозных) курсов. Так,
  • о кастингах в оперные труппы расскажет организатор вокальных прослушиваний в крупшейшие театры Германии, Италии и США
  • о роли музыки в междисциплинарных проектах и фестивалях искусств – интендант знаменитой «Штирийской осени» (Австрия)
  • о принципах формирования концертной программы и нестандартных формах работы с публикой – советник художественного руководителя Чикагской филармонии
  • об авторском праве в сфере звукозаписи – руководитель одного из известных лейблов классической музыки
  • о координации международных событий в сфере классической музыки – куратор спецпроектов на Байройтском фестивале и в Концертхаусе Берлина
  • о рынке музыки кино и сериалов – один из наиболее успешных композиторов Голливуда и Netflix

Всего преподавателями программы станут более 30 ведущих специалистов из разных сфер музыкальной деятельности, включая музыкантов-исполнителей и оперных режиссёров.
Преподаватели программы
  • Карина Абрамян,
генеральный директор Союза композиторов России, зам.гендиректора фирмы «Мелодия»
  • Ольга Ан (США),
руководитель проектов International masters academy of opera
  • Василий Бархатов,
оперный режиссёр, художественный руководитель проекта «ОПЕРГРУППА»
  • Софья Белоусова (США),
композитор проектов Голливуда и Netflix
  • Тата Боева,
музыкальный и танцевальный критик, член Экспертного совета «Золотой маски»
  • Юлия Векслер,
профессор кафедры истории музыки Нижегородской консерватории
  • Вероника Гайдель,
директор фонда поддержки культурных инциатив MusicAeterna (до 2020)
  • Борис Гаспаров (США),
музыковед и семиотик, профессор Колумбийского университета и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
  • Марина Давыдова,
интендант Wiener Festwochen-2016, арт-директор фестиваля «NET – Новый европейский театр», главный редактор журнала «Театр»
  • Екатерина Дёготь (Австрия),
интендант фестиваля искусств «Штирийская осень»
  • Михаил Дубов,
пианист, солист МАСМ, декан факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК им. П.И.Чайковского
  • Валерий Золотухин,
театровед, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС
  • Андрей Зорин (Россия-Великобритания),
профессор Оксфордского университета, научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН (Шанинки)
  • Екатерина Калачикова,
руководитель Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы, декан Факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН (Шанинки)
  • Александр Карманов,
основатель и директор издательства «Классика-XXI», куратор музыкальных проектов
  • Наталья Купцова,
Специалист по управлению персоналом и карьерному планированию в сфере бизнеса и культуры
  • Дмитрий Курляндский,
композитор, музыкальный руководитель Электротеатра «Станиславский»
  • Фёдор Леднёв,
дирижёр оркестра MusicAeterna, исполнитель новейшей музыки и дирижёр-постановщик современных опер
  • Джерард Макбёрни (Великобритания),
советник по художественным художественного руководителя Чикагского филармонического оркестра
  • Роман Насонов,
доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории и кафедры литературно-художетвенной критики и публицистики МГУ
  • Марина Раку,
ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания, заведующая музыкальной частью театра «Мастерская Петра Фоменко»
  • Николаус Рексрот (Германия),
куратор открытия Байройтского фестиваля-2019, директор проектов Российско-немецкой музыкальной академии
  • Анатолий Рясов,
ведущий звукоинженер «Мосфильма», специалист по философии звука
  • Светлана Савенко,
профессор кафедры современной музыки Московской консерватории, ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания
  • Гюляра Садых-Заде,
музыкальный критик, программный директор фестиваля «Евразия» (2011-15)
  • Марк Симон,
научный руководитель программ магистратуры и профессиональной переподготовки «Международная политика» МВШСЭН (Шанинки)
  • Алексей Смирнов,
режиссёр оперных спектаклей и музыкальных перформансов
  • Андрей Смирнов,
основатель Термен-центра, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, куратор выставок по истории саунд-арта
  • Ирина Сниткова,
доцент кафедры аналитического музыкознания Академии музыки им.Гнесиных, научный консультант ряда фестивалей современной музыки
  • Ярослав Тимофеев,
главный редактор журнала «Музыкальная академия», эксперт Московской филармонии
  • Александр Титель,
художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко
  • Андрей Устинов,
главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», музыкальный куратор
  • Михаил Фихтенгольц (Германия-Швейцария),
художественный руководитель Генделевского фестиваля, директор оперной труппы Цюрихской оперы
  • Татьяна Цареградская,
профессор кафедры аналитического музыкознания Академии музыки им.Гнесиных и кафедры современной музыки Московской консерватории
  • Екатерина Якимова,
директор фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ»

О руководителе профиля
Владислав Тарнопольский, музыковед и музыкальный куратор, со-разработчик образовательных профилей «Музыкальная критика» в Московской консерватории и «Саунд-арт и саунд-дизайн» в НИУ ВШЭ, шеф-редактор первого русскоязычного медиа о новой музыке Stravinsky.online. Области научных интересов: современный музыкальный театр, музыка ХХ века, социология культуры. 

Курировал музыкальные проекты в Большом зале Московской консерватории, в “Гараже”, на Московской биеннале, Премии Кандинского, на фестивалях “TERRITORIЯ”, “NET – Новый европейский театр”, Sound Up, “Московский форум”, в Российско-немецкой музыкальной академии, Мастерской Дмитрия Брусникина, студии SounDrama и ряд образовательных программ. Куратор междисциплинарных проектов ансамбля «Студия новой музыки». 

Печатался на порталах Colta.ru, Openspace.ru, Carnegie.ru, Polit.ru,AroundArt.org, в изданиях «Музыкальная жизнь», «Российский музыкант», в Журнале Общества теории музыки, журнале «Театр» и др.

Лауреат Премии им. Петера Бёниша (Германия) и «Хрустальная стрела» (Россия).

Особенности программы

  • Сочетание фундаментального академического и практико-ориентированного подходов: программа предлагает не только курсы по организации проектов, но и готовит к исследованию музыки под руководством лучших музыковедов из Московской консерватории, Гнесинки и зарубежных институций;
  • Обучение осознанному кураторству: выпускники программы будут понимать, каких проектов не хватает на культурной карте и как поэтапно добиться того, чтобы проект состоялся;
  • Акцент на современность: подробное изучение классической и современной академической музыки в современном преломлении и современных практиках;
  • Сильный педагогический состав: яркие музыковеды, которые занимаются в том числе современной музыкой и современностью и могут представить ее в широком контексте, и практики, успешно развивающие свои кураторские проекты. Международная команда преподавателей: ведущие практики и теоретики из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии, США.
  • Практики и стажировки в ведущих профильных институциях (в культурном медиа, концертно-театральном зале, на кураторской площадке);
  • Три основные дисциплины программы (музыкальное кураторство, методология современных музыкальных исследований, музыкальная критика) ведет не один педагог, а бригада специалистов. Каждый преподаватель ведет определенный блок, связанный с темой, в которой он лучше всего ориентируется. Таким образом, у студентов есть возможность познакомиться с максимальным количеством подходов и людей по каждому из этих направлений: с ведущими музыкальными критиками разных направлений из разных изданий, кураторами из разных сфер (театр, музей, концертные площадки и фестивали), музыковедами, которые являются ключевыми фигурами новых направлений гуманитарной мысли о музыке.
  • Внимание к региональному и международному опыту - программа выстроена так, чтобы рассматривать сферу музыки объемно, не сосредотачиваясь только на столичной или отечественной сцене.

Карьера выпускников

Программа готовит:
  • визионеров и стратегов в сфере исполнительских искусств
  • инициаторов, создателей и членов креативных команд и стартапов
  • исследователей музыки и музыкального театра, авторов аналитических текстов об актуальных культурных процессах
  • сотрудников и руководителей культурных институций


Выпускники будут востребованы в ведущих культурных институциях: филармониях, оперных театрах, консерваториях, в организации биеннале и выставок. Кроме того, корпус знаний, опыта и контактов, приобретенный на программе, позволит выпускникам создавать и продвигать собственные проекты. 

Выпускник программы —  независимый куратор, который может самостоятельно генерировать идеи, формулировать задачи, собирать команду, находить решения и коллег, которые помогут реализовать проект. Мы готовим людей, которые будут чертить новые дороги, а не ходить по существующим дорожным картам.
Владислав Тарнопольский, руководитель программы
Программа ориентирована на развитие таких навыков и качеств как:
  • гибкое междисциплинарное мышление
  • знание современных концепций культуры, теорий кураторства, методологий исследования музыки
  • представление о специфике исторических этапов развития музыки и современной музыкальной ситуации
  • экспертная атрибуция и оценка музыкальной продукции
  • представление обо всей цепочке «кураторского производства»: от вызревания идеи и коммуникаций с коллегами и публикой до пост-релизов и документации проекта
  • владение экономической и правовой базой организаторской деятельности
  • практический опыт командной и индивидуальной кураторской работы

Более 80% магистрантов Факультета управления социокультурными проектами Шанинки начинают успешную карьеру в сфере культуры уже во время обучения.

Информация для абитуриентов

Требования к поступающим:

  • диплом о высшем образовании (минимум - бакалавриат/специалитет)

Вступительные испытания:

  • эссе
  • собеседование

Подача документов

Чтобы стать абитуриентом, нужно зарегистрироваться на портале http://epk.msses.ru/ и подать заявление на поступление (инструкция по подаче документов).

Пакет документов для поступления:

  • Паспорт 
  • Диплом о высшем образовании с приложением либо нотариально заверенные копии диплома и приложения
  • - Абитуриентам, имеющим дипломы негосударственных вузов, необходимо представить копии лицензии и свидетельства об аккредитации, заверенные вузом
    - Абитуриентам, имеющим дипломы, выданные за пределами РФ, необходимо предоставить свидетельство о признании и эквивалентности образования
  • Фотография 3х4 
  • ИНН 
  • СНИЛС
Для студентов программы предусмотрена система скидок. Максимальная скидка может составлять до 30% стоимости обучения. Также Шанинка оказывает консультативную помощь в поисках образовательных грантов и образовательных кредитов, а в случае отличного прохождения вступительных испытаний может направить рекомендательное письмо в соответствующий фонд или кредитную организацию.

Контакты

Индивидуальные консультации:
Юлия Харламова
ask@universitas.ru
Организационные вопросы:
Логвиненко Анна
logvinenko-as@universitas.ru

Вас также могут заинтересовать программы: