Кураторство музыкальных проектов

Формат обучения: российская магистратура (смешанный формат)
Длительность обучения: 2 года
Направление подготовки: 38.04.02 Менеджмент
Профиль: кураторство музыкальных проектов
Стоимость обучения: 275 000 рублей в год
Выдаваемый документ об образовании: диплом магистра по направлению “Менеджмент” МВШСЭН
Отсрочка от армии

О программе

Сегодня в культуре происходит новый «звуковой поворот», а музыка становится едва ли не самым интенсивно развивающимся видом современного искусства. Музыкальное кураторство, музыковедение и критика не успевают за происходящими изменениями.

«Кураторство музыкальных проектов» — первая российская магистерская программа, посвященная исследованию современного музыкального ландшафта и созданию междисциплинарных проектов в сфере музыкального искусства. 

Цель программы — сформировать сообщество профессионалов, владеющих инструментами исследования и формирования культурной повестки в сфере  современной музыки. 


Преимущества программы:
  • возможность обучения в blended-формате из любой точки земного шара
  • международная команда преподавателей: ведущие практики и теоретики из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии, США.
  • современные принципы обучения: целостный базовый курс + эксклюзивные авторские интенсивы + гибкая система элективов
  • практика в ведущих культурных институциях с первого года обучения

Программа «Кураторство музыкальных проектов» будет интересна:
  • менеджерам и кураторам, желающим заниматься проектами в сфере исполнительских искусств
  • выпускникам музыкальных ВУЗов, которые хотят расширить специализацию и получить комплекс гуманитарных знаний и организаторские навыки
  • культурологам, искусствоведам, философам, антропологам, социологам, урбанистам и другим исследователям, чьи творческие интересы соприкасаются с музыкальной проблематикой
Тишина шанинской библиотеки — это тоже звук. Пространство — это акустика. Освещение — часть аудиовизуальной композиции. Исполнитель — это тоже музыкальный инструмент. Слушатель производит смыслы не меньше чем куратор или музыкант. Эти вещи важно учитывать, а они обычно остаются за кадром всех разговоров о кураторстве вообще и о музыкальном кураторстве в особенности. На нашей программе мы хотели бы говорить о вещах, которые остаются на полях, в сносках, которые, как правило, не проговорены и несколько эфемерны, но из которых состоит суть профессии куратора, кураторская алхимия, приводящая к успеху и ценности, уникальности кураторских проектов.
Владислав Тарнопольский, руководитель программы

Как устроено обучение

Занятия проходят в blended-формате: очные сессии-интенсивы чередуются с периодами вечернего онлайн-обучения, что позволяет сочетать плюсы обоих форматов (живое общение с преподавателями и однокурсниками, возможность учиться у кураторов и профессоров из разных стран, учиться из другого города и совмещать учёбу с работой).

очные кампусы:
  • I курс – 4 недели (по 56 часов) 
  • II курс – 3 недели (по 56 часов)
Всего – более 800 часов занятий и практик.

Структура программы

1. Профиль «Менеджмент в сфере культуры»
  • Социокультурное проектирование
  • Теория культуры
  • Введение в менеджмент

Программа, разработанная в сотрудничестве с Университетом Манчестера, стала лидером образования в сфере креативных индустрий: более 80% слушателей программы начинают успешную карьеру в культурных институциях уже во время обучения.
2. Профиль «Кураторство музыкальных проектов»
  • Концептуальные основы музыкального кураторства
  • Музыкальное кураторство: кейс-стади
  • Методология исследования музыки
  • Кураторское письмо и форматы музыкальной критики

Задача блока – представить музыкально-кураторскую деятельность во всём её разнообразии; в том числе:
  1. Кураторская практика – это анализ конкретных успешных кейсов, рассказы «из первых уст» от известных кураторов и семинары с экспертным обсуждением идей студентов
  2. Кураторская мысль – поиск проблематики, разработка концепции, обсуждение различных кураторских стратегий, дискурсы и методологии исследований музыки 
  3. Кураторское письмо – практическая дисциплина, почти отсутствующая в российской образовательной практике, которая подразумевает стилевой анализ текстов о музыке, составление буклетов, аннотаций проектов, комментариев к выбранными сочинениям и т.д.
  4. История кураторства – изучение творчества ведущих интендантов рубежа ХХ-ХХI веков
  5. Контекст кураторства – семинары-«летучки» с обсуждением актуальных проектов и событий музыкальной и художественной жизни в целом
Каждая дисциплина выстроена как цикл авторских мини-курсов профильных специалистов (блоки по 3-7 занятий). Вводные блоки и «кураторские летучки» ведёт руководитель профиля.
3. Авторские курсы (элективы)
Обширная система элективных курсов даст возможность каждому студенту сконструировать персональный учебный план с учётом его бэкграунда и творческих интересов.

Так, менеджеры смогут выбрать один или несколько курсов по истории музыки, театроведы – изучить современную оперу и музыкальный перформанс, музыковеды – пройти курс по философии литературного и музыкального языка или узнать о художественных исследованиях звукового ландшафта; социологи – познакомиться с контекстом творчества советских композиторов-нонконформистов или с репертуарными предпочтениями посетителей музыкальных театров.

Система элективов позволяет каждому не только выбрать интересующие предметные области, но и избежать ненужных дублей дисциплин из предыдущего этапа образования.

  • Художественные и теоретические исследования звукового ландшафта
  • Эстетика и поэтика современной музыкальной композиции
  • Позднесоветский музыкальный авангард и современная композиторская сцена
  • Современная опера и музыкальный перформанс
  • Анализ балетного спектакля и современного танца
  • Искусство звука и шумовая музыка
  • Массовая музыкальная культура
  • Этнические и постколониальные аспекты поп-музыки
  • Искусство исполнительской интерпретации
  • Современный оперный театр: репертуарные предпочтения, исторические жанры, исполнительские стили, повседневные практики
  • Парадигмы современной оперной режиссуры
  • Русский и европейский романтизм: проблемы сознания, философия языка, литературное и музыкальное повествование
  • Музыка в контексте культуры венского модерна
  • Новые форматы музыкального образования
  • Фандрайзинг музыкальных проектов
  • Краткая история классической музыки (для студентов без специального музыкального образования)

4. Практики и стажировки
Обязательная часть программы – стажировки в ключевых культурных институциях России, на музыкальных и театральных фестивалях, в образовательных проектах и изданиях о культуре. Студенты проходят практику и на первом, и на втором курсах. Место стажировки студент может выбрать сам сообразно своим интересам из предложенного списка.
Шанинцы создали профессию, которая до них в России отсутствовала, — это менеджер культуры.

До этого в России интеллигенты занимались культурой вообще, а управляющие управляли всем вокруг вообще. То, что культурой можно и нужно управлять, что для этого нужны профессиональные навыки, никому в голову не приходило.

Сейчас профессия очень востребованная. И почти все, кто в ней чего-то достиг, — это выпускники Шанинки.
Александр Архангельский, телеведущий, литературовед, профессор Высшей школы экономики

Команда преподавателей

Одним из главных преимуществ программы является педагогический состав, включающий лучших музыкальных кураторов и авторитетных исследователей разных поколений из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии и США. Каждый из них прочитает эксклюзивный авторский курс или мини-блок лекций в рамках «стержневых» (сквозных) курсов. Так,
  • о кастингах в оперные труппы расскажет организатор вокальных прослушиваний в крупшейшие театры Германии, Италии и США
  • о роли музыки в междисциплинарных проектах и фестивалях искусств – интендант знаменитой «Штирийской осени» (Австрия)
  • о принципах формирования концертной программы и нестандартных формах работы с публикой – советник художественного руководителя Чикагской филармонии
  • об авторском праве в сфере звукозаписи – руководитель одного из известных лейблов классической музыки
  • о координации международных событий в сфере классической музыки – куратор спецпроектов на Байройтском фестивале и в Концертхаусе Берлина
  • о рынке музыки кино и сериалов – один из наиболее успешных композиторов Голливуда и Netflix

Всего преподавателями программы станут более 30 ведущих специалистов из разных сфер музыкальной деятельности, включая музыкантов-исполнителей и оперных режиссёров.
Преподаватели программы
  • Карина Абрамян,
генеральный директор Союза композиторов России, зам.гендиректора фирмы «Мелодия»
  • Ольга Ан (США),
руководитель проектов International masters academy of opera
  • Василий Бархатов,
оперный режиссёр, художественный руководитель проекта «ОПЕРГРУППА»
  • Софья Белоусова (США),
композитор проектов Голливуда и Netflix
  • Тата Боева,
музыкальный и танцевальный критик, член Экспертного совета «Золотой маски»
  • Андрей Борисов,
директор Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, в 2017-2020 годы директор Пермского театра оперы и балета, член Президентского совета по культуре и искусству
  • Юлия Векслер,
профессор кафедры истории музыки Нижегородской консерватории
  • Вероника Гайдель,
директор фонда поддержки культурных инциатив MusicAeterna (до 2020)
  • Борис Гаспаров (США),
музыковед и семиотик, профессор Колумбийского университета и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
  • Марина Давыдова,
интендант Wiener Festwochen-2016, арт-директор фестиваля «NET – Новый европейский театр», главный редактор журнала «Театр»
  • Екатерина Дёготь (Австрия),
интендант фестиваля искусств «Штирийская осень»
  • Михаил Дубов,
пианист, солист МАСМ, декан факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК им. П.И.Чайковского
  • Валерий Золотухин,
театровед, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС
  • Андрей Зорин (Россия-Великобритания),
профессор Оксфордского университета, научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН (Шанинки)
  • Екатерина Калачикова,
руководитель Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы, декан Факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН (Шанинки)
  • Александр Карманов,
основатель и директор издательства «Классика-XXI», куратор музыкальных проектов
  • Наталья Купцова,
Специалист по управлению персоналом и карьерному планированию в сфере бизнеса и культуры
  • Дмитрий Курляндский,
композитор, музыкальный руководитель Электротеатра «Станиславский»
  • Фёдор Леднёв,
дирижёр оркестра MusicAeterna, исполнитель новейшей музыки и дирижёр-постановщик современных опер
  • Джерард Макбёрни (Великобритания),
советник по художественным художественного руководителя Чикагского филармонического оркестра
  • Роман Насонов,
доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории и кафедры литературно-художетвенной критики и публицистики МГУ
  • Марина Раку,
ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания, заведующая музыкальной частью театра «Мастерская Петра Фоменко»
  • Николаус Рексрот (Германия),
куратор открытия Байройтского фестиваля-2019, директор проектов Российско-немецкой музыкальной академии
  • Анатолий Рясов,
ведущий звукоинженер «Мосфильма», специалист по философии звука
  • Светлана Савенко,
профессор кафедры современной музыки Московской консерватории, ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания
  • Гюляра Садых-Заде,
музыкальный критик, программный директор фестиваля «Евразия» (2011-15)
  • Марк Симон,
научный руководитель программ магистратуры и профессиональной переподготовки «Международная политика» МВШСЭН (Шанинки)
  • Алексей Смирнов,
режиссёр оперных спектаклей и музыкальных перформансов
  • Андрей Смирнов,
основатель Термен-центра, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, куратор выставок по истории саунд-арта
  • Ирина Сниткова,
доцент кафедры аналитического музыкознания Академии музыки им.Гнесиных, научный консультант ряда фестивалей современной музыки
  • Ярослав Тимофеев,
главный редактор журнала «Музыкальная академия», эксперт Московской филармонии
  • Александр Титель,
художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко
  • Андрей Устинов,
главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», музыкальный куратор
  • Михаил Фихтенгольц (Германия-Швейцария),
художественный руководитель Генделевского фестиваля, директор оперной труппы Цюрихской оперы
  • Татьяна Цареградская,
профессор кафедры аналитического музыкознания Академии музыки им.Гнесиных и кафедры современной музыки Московской консерватории
  • Екатерина Якимова,
директор фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ»

О руководителе профиля
Владислав Тарнопольский, музыковед и музыкальный куратор, со-разработчик образовательных профилей «Музыкальная критика» в Московской консерватории и «Саунд-арт и саунд-дизайн» в НИУ ВШЭ, шеф-редактор первого русскоязычного медиа о новой музыке Stravinsky.online. Области научных интересов: современный музыкальный театр, музыка ХХ века, социология культуры. 

Курировал музыкальные проекты в Большом зале Московской консерватории, в “Гараже”, на Московской биеннале, Премии Кандинского, на фестивалях “TERRITORIЯ”, “NET – Новый европейский театр”, Sound Up, “Московский форум”, в Российско-немецкой музыкальной академии, Мастерской Дмитрия Брусникина, студии SounDrama и ряд образовательных программ. Куратор междисциплинарных проектов ансамбля «Студия новой музыки». 

Печатался на порталах Colta.ru, Openspace.ru, Carnegie.ru, Polit.ru,AroundArt.org, в изданиях «Музыкальная жизнь», «Российский музыкант», в Журнале Общества теории музыки, журнале «Театр» и др.

Лауреат Премии им. Петера Бёниша (Германия) и «Хрустальная стрела» (Россия).

Особенности программы

  • Сочетание фундаментального академического и практико-ориентированного подходов: программа предлагает не только курсы по организации проектов, но и готовит к исследованию музыки под руководством лучших музыковедов из Московской консерватории, Гнесинки и зарубежных институций;
  • Обучение осознанному кураторству: выпускники программы будут понимать, каких проектов не хватает на культурной карте и как поэтапно добится того, чтобы проект состоялся;
  • Акцент на современность: подробное изучение классической и современной академической музыки в современном преломлении и современных практиках;
  • Сильный педагогический состав: яркие музыковеды, которые занимаются в том числе современной музыкой и современностью и могут представить ее в широком контексте, и практики, успешно развивающие свои кураторские проекты. Международная команда преподавателей: ведущие практики и теоретики из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии, США.
  • Практики и стажировки в ведущих профильных институциях (в культурном медиа, концертно-театральном зале, на кураторской площадке);
  • Три основные дисциплины программы (музыкальное кураторство, методология современных музыкальных исследований, музыкальная критика) ведет не один педагог, а бригада специалистов. Каждый преподаватель ведет определенный блок, связанный с темой, в которой он лучше всего ориентируется. Таким образом, у студентов есть возможность познакомиться с максимальным количеством подходов и людей по каждому из этих направлений: с ведущими музыкальными критиками разных направлений из разных изданий, кураторами из разных сфер (театр, музей, концертные площадки и фестивали), музыковедами, которые являются ключевыми фигурами новых направлений гуманитарной мысли о музыке.
  • Внимание к региональному и международному опыту - программа выстроена так, чтобы рассматривать сферу музыки объемно, не сосредотачиваясь только на столичной или отечественной сцене.

Карьера выпускников

Программа готовит:
  • визионеров и стратегов в сфере исполнительских искусств
  • инициаторов, создателей и членов креативных команд и стартапов
  • исследователей музыки и музыкального театра, авторов аналитических текстов об актуальных культурных процессах
  • сотрудников и руководителей культурных институций


Выпускники будут востребованы в ведущих культурных институциях: филармониях, оперных театрах, консерваториях, в организации биеннале и выставок. Кроме того, корпус знаний, опыта и контактов, приобретенный на программе, позволит выпускникам создавать и продвигать собственные проекты. 

Выпускник программы —  независимый куратор, который может самостоятельно генерировать идеи, формулировать задачи, собирать команду, находить решения и коллег, которые помогут реализовать проект. Мы готовим людей, которые будут чертить новые дороги, а не ходить по существующим дорожным картам.
Владислав Тарнопольский, руководитель программы
Программа ориентирована на развитие таких навыков и качеств как:
  • гибкое междисциплинарное мышление
  • знание современных концепций культуры, теорий кураторства, методологий исследования музыки
  • представление о специфике исторических этапов развития музыки и современной музыкальной ситуации
  • экспертная атрибуция и оценка музыкальной продукции
  • представление обо всей цепочке «кураторского производства»: от вызревания идеи и коммуникаций с коллегами и публикой до пост-релизов и документации проекта
  • владение экономической и правовой базой организаторской деятельности
  • практический опыт командной и индивидуальной кураторской работы

Более 80% магистрантов Факультета управления социокультурными проектами Шанинки начинают успешную карьеру в сфере культуры уже во время обучения.

Информация для абитуриентов

Требования к поступающим:

  • диплом о высшем образовании (минимум - бакалавриат/специалитет)

Вступительные испытания:

  • эссе
  • собеседование
подробнее
Для студентов программы предусмотрена система скидок. Максимальная скидка может составлять до 30% стоимости обучения. Также ВУЗ оказывает консультативную помощь в поисках образовательных грантов и образовательных кредитов, а в случае отличного прохождения вступительных испытаний может направить рекомендательное письмо в соответствующий фонд или кредитную организацию.

Контакты

Индивидуальные консультации:
Юлия Харламова
ask@universitas.ru
Организационные вопросы:
Ульяна Гаврилова
ugavrilova@universitas.ru

Вас также могут заинтересовать программы:

Учиться в Шанинке