Длительность обучения: 2 года
Направление подготовки: 38.04.02 Менеджмент
Профиль: кураторство музыкальных проектов
Стоимость обучения: 275 000 рублей в год
Выдаваемый документ об образовании: диплом магистра по направлению “Менеджмент” МВШСЭН
Отсрочка от армии
О программе
Сегодня в культуре происходит новый «звуковой поворот», а музыка становится едва ли не самым интенсивно развивающимся видом современного искусства. Музыкальное кураторство, музыковедение и критика не успевают за происходящими изменениями.
«Кураторство музыкальных проектов» — первая российская магистерская программа, посвященная исследованию современного музыкального ландшафта и созданию междисциплинарных проектов в сфере музыкального искусства.
Цель программы — сформировать сообщество профессионалов, владеющих инструментами исследования и формирования культурной повестки в сфере современной музыки.
Преимущества программы:
- возможность обучения в blended-формате из любой точки земного шара
- международная команда преподавателей: ведущие практики и теоретики из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии, США.
- современные принципы обучения: целостный базовый курс + эксклюзивные авторские интенсивы + гибкая система элективов
- практика в ведущих культурных институциях с первого года обучения
Программа «Кураторство музыкальных проектов» будет интересна:
- менеджерам и кураторам, желающим заниматься проектами в сфере исполнительских искусств
- выпускникам музыкальных ВУЗов, которые хотят расширить специализацию и получить комплекс гуманитарных знаний и организаторские навыки
- культурологам, искусствоведам, философам, антропологам, социологам, урбанистам и другим исследователям, чьи творческие интересы соприкасаются с музыкальной проблематикой
Тишина шанинской библиотеки — это тоже звук. Пространство — это акустика. Освещение — часть аудиовизуальной композиции. Исполнитель — это тоже музыкальный инструмент. Слушатель производит смыслы не меньше чем куратор или музыкант. Эти вещи важно учитывать, а они обычно остаются за кадром всех разговоров о кураторстве вообще и о музыкальном кураторстве в особенности. На нашей программе мы хотели бы говорить о вещах, которые остаются на полях, в сносках, которые, как правило, не проговорены и несколько эфемерны, но из которых состоит суть профессии куратора, кураторская алхимия, приводящая к успеху и ценности, уникальности кураторских проектов.
Как устроено обучение
Занятия проходят в blended-формате: очные сессии-интенсивы чередуются с периодами вечернего онлайн-обучения, что позволяет сочетать плюсы обоих форматов (живое общение с преподавателями и однокурсниками, возможность учиться у кураторов и профессоров из разных стран, учиться из другого города и совмещать учёбу с работой).
очные кампусы:- I курс – 4 недели (по 56 часов)
- II курс – 3 недели (по 56 часов)
Структура программы
- Социокультурное проектирование
- Теория культуры
- Введение в менеджмент
Программа, разработанная в сотрудничестве с Университетом Манчестера, стала лидером образования в сфере креативных индустрий: более 80% слушателей программы начинают успешную карьеру в культурных институциях уже во время обучения.
- Концептуальные основы музыкального кураторства
- Музыкальное кураторство: кейс-стади
- Методология исследования музыки
- Кураторское письмо и форматы музыкальной критики
Задача блока – представить музыкально-кураторскую деятельность во всём её разнообразии; в том числе:
- Кураторская практика – это анализ конкретных успешных кейсов, рассказы «из первых уст» от известных кураторов и семинары с экспертным обсуждением идей студентов
- Кураторская мысль – поиск проблематики, разработка концепции, обсуждение различных кураторских стратегий, дискурсы и методологии исследований музыки
- Кураторское письмо – практическая дисциплина, почти отсутствующая в российской образовательной практике, которая подразумевает стилевой анализ текстов о музыке, составление буклетов, аннотаций проектов, комментариев к выбранными сочинениям и т.д.
- История кураторства – изучение творчества ведущих интендантов рубежа ХХ-ХХI веков
- Контекст кураторства – семинары-«летучки» с обсуждением актуальных проектов и событий музыкальной и художественной жизни в целом
Так, менеджеры смогут выбрать один или несколько курсов по истории музыки, театроведы – изучить современную оперу и музыкальный перформанс, музыковеды – пройти курс по философии литературного и музыкального языка или узнать о художественных исследованиях звукового ландшафта; социологи – познакомиться с контекстом творчества советских композиторов-нонконформистов или с репертуарными предпочтениями посетителей музыкальных театров.
Система элективов позволяет каждому не только выбрать интересующие предметные области, но и избежать ненужных дублей дисциплин из предыдущего этапа образования.
- Художественные и теоретические исследования звукового ландшафта
- Эстетика и поэтика современной музыкальной композиции
- Позднесоветский музыкальный авангард и современная композиторская сцена
- Современная опера и музыкальный перформанс
- Анализ балетного спектакля и современного танца
- Искусство звука и шумовая музыка
- Массовая музыкальная культура
- Этнические и постколониальные аспекты поп-музыки
- Искусство исполнительской интерпретации
- Современный оперный театр: репертуарные предпочтения, исторические жанры, исполнительские стили, повседневные практики
- Парадигмы современной оперной режиссуры
- Русский и европейский романтизм: проблемы сознания, философия языка, литературное и музыкальное повествование
- Музыка в контексте культуры венского модерна
- Новые форматы музыкального образования
- Фандрайзинг музыкальных проектов
- Краткая история классической музыки (для студентов без специального музыкального образования)
Шанинцы создали профессию, которая до них в России отсутствовала, — это менеджер культуры.
До этого в России интеллигенты занимались культурой вообще, а управляющие управляли всем вокруг вообще. То, что культурой можно и нужно управлять, что для этого нужны профессиональные навыки, никому в голову не приходило.
Сейчас профессия очень востребованная. И почти все, кто в ней чего-то достиг, — это выпускники Шанинки.
Команда преподавателей
Одним из главных преимуществ программы является педагогический состав, включающий лучших музыкальных кураторов и авторитетных исследователей разных поколений из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии и США. Каждый из них прочитает эксклюзивный авторский курс или мини-блок лекций в рамках «стержневых» (сквозных) курсов. Так,- о кастингах в оперные труппы расскажет организатор вокальных прослушиваний в крупшейшие театры Германии, Италии и США
- о роли музыки в междисциплинарных проектах и фестивалях искусств – интендант знаменитой «Штирийской осени» (Австрия)
- о принципах формирования концертной программы и нестандартных формах работы с публикой – советник художественного руководителя Чикагской филармонии
- об авторском праве в сфере звукозаписи – руководитель одного из известных лейблов классической музыки
- о координации международных событий в сфере классической музыки – куратор спецпроектов на Байройтском фестивале и в Концертхаусе Берлина
- о рынке музыки кино и сериалов – один из наиболее успешных композиторов Голливуда и Netflix
Всего преподавателями программы станут более 30 ведущих специалистов из разных сфер музыкальной деятельности, включая музыкантов-исполнителей и оперных режиссёров.
- Карина Абрамян,
- Ольга Ан (США),
- Василий Бархатов,
- Софья Белоусова (США),
- Тата Боева,
- Андрей Борисов,
- Юлия Векслер,
- Вероника Гайдель,
- Борис Гаспаров (США),
- Марина Давыдова,
- Екатерина Дёготь (Австрия),
- Михаил Дубов,
- Валерий Золотухин,
- Андрей Зорин (Россия-Великобритания),
- Екатерина Калачикова,
- Александр Карманов,
- Наталья Купцова,
- Дмитрий Курляндский,
- Фёдор Леднёв,
- Джерард Макбёрни (Великобритания),
- Роман Насонов,
- Марина Раку,
- Николаус Рексрот (Германия),
- Анатолий Рясов,
- Светлана Савенко,
- Гюляра Садых-Заде,
- Марк Симон,
- Алексей Смирнов,
- Андрей Смирнов,
- Ирина Сниткова,
- Ярослав Тимофеев,
- Александр Титель,
- Андрей Устинов,
- Михаил Фихтенгольц (Германия-Швейцария),
- Татьяна Цареградская,
- Екатерина Якимова,
Курировал музыкальные проекты в Большом зале Московской консерватории, в “Гараже”, на Московской биеннале, Премии Кандинского, на фестивалях “TERRITORIЯ”, “NET – Новый европейский театр”, Sound Up, “Московский форум”, в Российско-немецкой музыкальной академии, Мастерской Дмитрия Брусникина, студии SounDrama и ряд образовательных программ. Куратор междисциплинарных проектов ансамбля «Студия новой музыки».
Печатался на порталах Colta.ru, Openspace.ru, Carnegie.ru, Polit.ru,AroundArt.org, в изданиях «Музыкальная жизнь», «Российский музыкант», в Журнале Общества теории музыки, журнале «Театр» и др.
Лауреат Премии им. Петера Бёниша (Германия) и «Хрустальная стрела» (Россия).
Особенности программы
- Сочетание фундаментального академического и практико-ориентированного подходов: программа предлагает не только курсы по организации проектов, но и готовит к исследованию музыки под руководством лучших музыковедов из Московской консерватории, Гнесинки и зарубежных институций;
- Обучение осознанному кураторству: выпускники программы будут понимать, каких проектов не хватает на культурной карте и как поэтапно добится того, чтобы проект состоялся;
- Акцент на современность: подробное изучение классической и современной академической музыки в современном преломлении и современных практиках;
- Сильный педагогический состав: яркие музыковеды, которые занимаются в том числе современной музыкой и современностью и могут представить ее в широком контексте, и практики, успешно развивающие свои кураторские проекты. Международная команда преподавателей: ведущие практики и теоретики из России, Франции, Германии, Великобритании, Австрии, США.
- Практики и стажировки в ведущих профильных институциях (в культурном медиа, концертно-театральном зале, на кураторской площадке);
- Три основные дисциплины программы (музыкальное кураторство, методология современных музыкальных исследований, музыкальная критика) ведет не один педагог, а бригада специалистов. Каждый преподаватель ведет определенный блок, связанный с темой, в которой он лучше всего ориентируется. Таким образом, у студентов есть возможность познакомиться с максимальным количеством подходов и людей по каждому из этих направлений: с ведущими музыкальными критиками разных направлений из разных изданий, кураторами из разных сфер (театр, музей, концертные площадки и фестивали), музыковедами, которые являются ключевыми фигурами новых направлений гуманитарной мысли о музыке.
- Внимание к региональному и международному опыту - программа выстроена так, чтобы рассматривать сферу музыки объемно, не сосредотачиваясь только на столичной или отечественной сцене.
Карьера выпускников
Программа готовит:- визионеров и стратегов в сфере исполнительских искусств
- инициаторов, создателей и членов креативных команд и стартапов
- исследователей музыки и музыкального театра, авторов аналитических текстов об актуальных культурных процессах
- сотрудников и руководителей культурных институций
Выпускники будут востребованы в ведущих культурных институциях: филармониях, оперных театрах, консерваториях, в организации биеннале и выставок. Кроме того, корпус знаний, опыта и контактов, приобретенный на программе, позволит выпускникам создавать и продвигать собственные проекты.
Выпускник программы — независимый куратор, который может самостоятельно генерировать идеи, формулировать задачи, собирать команду, находить решения и коллег, которые помогут реализовать проект. Мы готовим людей, которые будут чертить новые дороги, а не ходить по существующим дорожным картам.
- гибкое междисциплинарное мышление
- знание современных концепций культуры, теорий кураторства, методологий исследования музыки
- представление о специфике исторических этапов развития музыки и современной музыкальной ситуации
- экспертная атрибуция и оценка музыкальной продукции
- представление обо всей цепочке «кураторского производства»: от вызревания идеи и коммуникаций с коллегами и публикой до пост-релизов и документации проекта
- владение экономической и правовой базой организаторской деятельности
- практический опыт командной и индивидуальной кураторской работы
Более 80% магистрантов Факультета управления социокультурными проектами Шанинки начинают успешную карьеру в сфере культуры уже во время обучения.
Информация для абитуриентов
Требования к поступающим:
- диплом о высшем образовании (минимум - бакалавриат/специалитет)
Контакты
Индивидуальные консультации: Юлия Харламова ask@universitas.ru |
Организационные вопросы: Ульяна Гаврилова ugavrilova@universitas.ru |
Вас также могут заинтересовать программы:
-
MA in Cultural Management (University of Manchester, UK)