Интервью с выпускницей программы "Мировая политика" Марией Филатовой

Интервью с выпускницей программы "Мировая политика" Марией Филатовой

Мария Филатова в 2022 году закончила программу бакалавриата "Мировая политика". В интервью она рассказывает про курсы, которые научили мыслить критически и системно, про шанинское братство, про насыщенную внеучебную жизнь и про то, как программа по мировой политике помогает понять мир.


photo_2022-07-26 11.50.22.jpeg

Почему выбрала для обучения именно эту программу?

Я долго выбирала между программой «Международные отношения» и своей любимой программой «Мировая политика». И поняла, что второе куда ближе моей душе. «Мировая Политика» — скорее, про идеи и про теоретические рамки того, что происходит. Грубо говоря — почему то или иное происходит и к чему оно может привести, про аналитику, которая даёт целостное представление о том, ЧТО именно происходит в нашем мире. 

«Международные отношения» — это именно про то, что происходит, без общего понимания на идейном уровне. Получать просто рыбу и быть сытой один день я не хотела, я выбрала приобретение удочки для рыбалки, чтобы оказываться сытой всегда. 

Какие учебные дисциплины наиболее интересны?

Мне сложно говорить о своих любимых дисциплинах. Мне нравилось буквально всё. Мне проще рассказать о людях, которые мне очень сильно помогли в моём профессиональном, а некоторые из них — и в плане роста как личности. 

Д. Ю. Сивков помог мне полюбить философию, начать разбираться в философских концепциях, оценивать всё происходящее не только на уровне «физическом», но и на уровне «метафизическом» (предмет: Философия). 
Д. А. Греков — первый, кто начал развивать мои навыки критического мышления, раскрыл мир восприятия происходящего через некоторые фильтры, которые помогают избавиться от манипуляций и ловушек говорящего (предмет: Письмо и Критическое мышление). 
В. П. Жарков — мой декан, — человек, который помог мне поверить в то, что я могу писать академические тексты: он был настоящим наставником, который не жалел времени на каждого студента, проводя индивидуальные консультации, помогая студентам чувствовать, ЧТО такое ТЕКСТ (предмет: Источниковедение и Текстология). 
А. В. Зарицкий — человек, которому я обязана своим скиллом чтения зубодробительных научных текстов, он дал нам представление о том, что такое наука и как она работает; рассказал о том, что такое научный метод; объяснил, чем отличается академик от интеллектуала. На последнем курсе у нас были увлекательнейшие пары по масс-медиа, на которых у нас разворачивались настоящие дискуссии, а всем техникам работы с новостями и поводами мы давали реальное, практическое подтверждение (предметы: Академическое чтение и Масс-медиа и Мировая Политика). 
Н. А. Абдуллаев научил меня воспринимать все происходящие события как линейно, так и циклично; находить объяснения всему, что происходит в этом мире (предмет: Политический анализ). 
И вишенка на торте, кульминация моего списка — С. А. Кожеуров. Я не буду кривить душой, если скажу, что знакомство с этим человеком было одним из важнейших событий моей жизни. Это человек, который умеет преподнести самую зубодробительную теорию «на пальцах», на совершенно простых примерах. Он заряжает силами, мотивирует. Я ни разу не пожалела, что выбрала именно этого преподавателя в качестве научного руководителя для своей ВКР. Благодаря ему я сама делала количественный анализ данных; он умеет рассказать даже самую, казалось бы, Не-интересную тему для тебя в таком красочном ключе, что после пар ты выходишь окрылённым (предметы: Политическая Теория, Современные теории международных отношений, Ближневосточный конфликт).

Дедлайны, мотивация

Главной мотивацией для меня во время написания текста было предвосхищение того, что я ложусь на кровать после его написания и чувствую прилив сил оттого, что я взяла некоторую теоретическую рамку и смогла САМА переложить на неё кейс. Предвосхищение победы — вот, что мотивировало меня.

photo_2022-07-26 11.50.30.jpeg

Любимый момент из университетской жизни

Их много. 

Первая оценка за эссе. Это была «4». Это первая и последняя «4» в моём дипломе. Мне это напомнило о том, что ничего идеального в мире не существует, и даже я могу получить «4», но это ОЧЕНЬ СИЛЬНО мотивировало меня на дальнейшие достижения, что я как сапёр прошла по всему остальному минному полю шанинских эссе без потерь. 

Слова ведущего ШГК о том, что моя команда знатоков победила телезрителей со счётом 6:3. 

И, как вы уже поняли, для меня главное в жизни — это люди. Именно они приносят мне самые яркие эмоции. Два моих лучших друга — тоже выпускники нашего шанинского братства. Знакомство с ними, многими другими студентами и преподавателями — любимый момент всей моей учёбы (не только знакомство, но и, собственно, дружба).
photo_2022-07-26 11.50.28.jpeg
photo_2022-07-26 11.50.31.jpeg

Трудно ли учиться на программе?

В 13 лет я очень любила книгу Вероники Рот «Дивергент». Там говорилось: «Сначала вы выбрали Бесстрашие [фракция, которая выбирается на всю жизнь], теперь выбор за нами». В Шанинку легко поступить, куда сложнее в ней учиться. Учиться в Шанинке — значит быть Избранным, но для этого нужно сделать многое. Переступать через себя несколько раз, желать расти, не бояться браться за новое и многое-многое другое.
Учиться на «Мировой политике» тяжело. Нужно уметь читать тексты, нужно уметь писать тексты. НУЖНО БЫТЬ ТЕКСТОМ. Это тяжело. Но безумно интересно.

Применение компетенциям 

Я планирую использовать в своей жизни всё, что мне дала Шанинка. Всё. Начиная от своей профессиональной области знания, потому что это то, что мне интересно. Я никогда не перестану теоретизировать всё. Сейчас я ищу теорию и структуру везде - где можно и где нельзя. 

Навыки, которые я приобрела во время своего участия в СтудСовете, я сейчас применяю на стажировке. Я работаю в событийном маркетинге. Так ли это будет в будущем? Я не знаю. Но я расту и пользуюсь тем, что мне дал университет. 

Главным приобретённым навыком за время учёбы в Шанинке я считаю критическое мышление. Я стараюсь не поддаваться манипуляциям любого рода, как в личных отношениях, так и в рабочих моментах.

photo_2022-07-26 11.50.39.jpeg

Напутствие

Берите от учёбы всё. В первую очередь — собственно знания, которые вы получаете на парах и самостоятельно за изучением текстов. Во-вторых, старайтесь идти «в науку». Найдите группы ВК или тг-каналы, которые публикуют анонсы студенческих (или даже просто научных) конференций. Отправляйте свои эссе в качестве научных работ. Разочаруйтесь в том, что из себя представляет наука в России, и ещё больше цените Шанинку. В-третьих, идите в СтудСовет; обрастайте знакомствами, получайте те навыки работы, которые недоступны для вас на парах. 

И, в-четвёртых, не бойтесь, ничего не бойтесь (немного перефразировала слова Теодора). Самое главное — чего не надо бояться — так это задавать вопросы. Если закончатся вопросы, закончится развитие, закончится наука. Ведь любая наука начинается с постановки вопроса.
Над материалом работали: Полина Полякова, Полина Фролова, Полина Колесникова, Михаил Винокуров.
170