На каких программах в Шанинке преподает Юлия?
-
ЕГЭ: русский язык, обществознание/ иностранный язык/ история/ география
-
Магистратура по направлению "Политология"
О зарождении исследовательского интереса
Давайте начнем с того, как зарождался и развивался ваш круг академических интересов. Вы начинали путь в академии с востоковедения. Почему выбрали именно это направление?
Я должна сказать, что на востоковедение/регионоведение и конкретно на африканское направление я попала случайно. Как это часто бывает с подростками, родители помогли мне определиться — посоветовали поступать в МГИМО. Так как я любила языки и историю, факультет международных отношений мне вполне подошёл. Тем более работа в МИД после окончания МГИМО казалась мне тогда привлекательной. Я оказалась на восточном направлении моего факультета и изучала амхарский язык и неарабскую Африку более детально, так как в течение двух лет до этого училась на подготовительных курсах редких языков при МГИМО. В год, когда я поступала на эти курсы, предлагали амхарский, и из трёх языков на выбор я взяла его, потому что это было необычно, нетривиально и жутко интересно (собственно, до сих пор амхарский язык – это некая “фишка” моей биографии). Таким образом я отдала амхарскому языку и Африке шесть лет своей академической жизни. Это был интересный и полезный опыт. Всё, что я сейчас знаю и понимаю об Азии и Африке, я знаю благодаря моей бакалаврской программе в МГИМО. Дальше меня уже увлекли международные отношения как академическая дисциплина (International Relations), и я отошла от востоковедения/регионоведения/Африки (Area Studies). На PhD и после моим региональным/страновым фокусом являлась и является Россия, но я не исключаю того, что в какой-то момент вернусь к Африке как одному из моих научных и региональных интересов.
Об особенностях академической среды в Австралии и Великобритании
Спойлер: в этой части интервью вы узнаете о многих принципах, которые присутствуют и в Шанинской академической и образовательной жизни.
После российской академической системы вы попали в австралийскую – что было для вас новым и непривычным? Что из этого опыта вас впечатлило больше всего? Есть ли такие практики, которые вы позаимствовали из той среды и переносите сейчас в свою преподавательскую работу в России?
Австралийская (и британская) образовательные системы, на мой взгляд, значительно отличаются от российской. Опираясь на свой опыт обучения в Австралийском национальном университете (Australian National University) и в Королевском колледже Лондона (King’s College London), я бы выделила две основные категории отличий, которые меня в своё время в хорошем смысле поразили: организация обучения/учебный процесс и университетская/студенческая жизнь в целом.
В плане организации обучения, в Австралии (это 2009–2010 года) я впервые столкнулась с совершенно иным подходом к учебной программе (curriculum), оценке академической успеваемости студентов (assessment), организации курсов и занятий, написанию аналитических работ (эссе и экзаменов), организации библиотеки и коммуникации между профессорами и студентами. Во-первых, на моей программе было множество курсов по выбору, включая курсы из других программ (cross-campus courses). В частности, я попробовала “на вкус” такие необычные для меня тогда дисциплины, как “Глобальная политика окружающей среды”, “Глобальное гражданское общество”, “Разведка и безопасность” и “Политика ислама в Юго-Восточной Азии”. “Разведку и безопасность”, например, вёл специалист-практик из австралийского министерства обороны, работавший на смежной магистерской программе по стратегическим исследованиям. Вообще удивительно было то, что в течение семестра студенты не проходили очень много курсов (всего 3), но это компенсировалось обстоятельностью и глубиной погружения в предмет. Курсы в значительной мере полагались на самостоятельную работу студента: надо было много читать и основательно работать с учебными материалами и литературой, чтобы успешно пройти тот или иной курс.
Во-вторых, курсы были очень хорошо организованы с технической точки зрения: вся обязательная литература и прочие учебные материалы были в лёгком доступе на специальной платформе на сайте университета. Занятия же, в частности семинары и более компактные тьюториалы, были заточены на дискуссию, детальное обсуждение и анализ тех или иных проблем и споров в рамках курса и на выработку у студентов собственной аргументированной позиции по тому или иному вопросу. Студенты таким образом учатся не только у преподавателя, но и друг у друга (peer learning). Обучение в аудитории направлено на развитие у студентов критического, самостоятельного мышления. Должна сказать, что мне понадобилось время, чтобы привыкнуть к такому формату. Это был совершенно новый для меня опыт, отличный от того, как я училась в Москве: там считалось “нормой” то, что ты получаешь готовые, “правильные” ответы от преподавателя. Необходимость же иметь свою собственную позицию по какой-либо проблеме и аргументированно её отстаивать – краеугольный камень обучения в политологии, международных отношениях и в социальных науках в целом в таких странах, как Австралия и Британия.
В-третьих, к слову о критическом мышлении и анализе, письменные работы на магистратуре в Австралии (как домашние – эссе, так и экзамены) тоже отличались от тех письменных работ, которые я выполняла в бакалавриате в Москве. В Австралии письменная работа, в первую очередь эссе, — это аналитическая работа с чёткой и логически выстроенной структурой, в которой ты отвечаешь на конкретный — непростой, дискуссионный — вопрос, аргументируя свой ответ и позицию максимально ясно и убедительно с опорой на научную литературу. Таким образом, письменные задания в магистратуре, как и семинары, служили одной цели — помочь студентам “взрастить” в себе навык самостоятельного мышления и критического анализа мира, который их окружает. Письменный же экзамен — это такая “малая форма”, своего рода мини-эссе, которое точно так же проверяет умение студента формировать независимое, аргументированное суждение о том или ином аспекте (мировой) политики.
В-четвёртых, система оценивания студентов на курсах в Австралии и в Британии значительно отличается от моего опыта в бакалавриате. Если в бакалавриате оценка за весь курс зависела только от экзамена, то в Австралии она разбивалась на несколько компонентов, и это могли быть разные комбинации. Обычно в итоговую оценку входили одно или два эссе, экзамен (письменный), индивидуальная или групповая презентация в классе и/или работа на семинарах. Такая разбивка не только позволяет оценить академические навыки и знания студента разными методами, делая акцент на их разнообразном применении, но и должна создать мотивацию для работы в течение всего семестра, а не только непосредственно перед сдачей экзамена. Та или иная разбивка в описании курса — это окончательная структура оценки по дисциплине для всех, и она не подлежит пересмотру. В австралийской и британской образовательных системах нет такого понятия, как “автомат”, то есть автоматического получения оценки по предмету на усмотрение преподавателя без сдачи обязательного экзамена или зачёта в результате, например, активности на занятиях. Кроме того, преподаватели, как правило, не разрешают выполнять какие-то дополнительные задания или просто пересдавать письменные работы ради улучшения оценки: ты получил то, что получил, в рамках общих для всех правил, которые были известны с самого начала.
При этом важно отметить, что все письменные работы (эссе и экзамены) студенты сдают анонимно — под своим уникальным номером, а не под своим именем. Таким образом, преподаватель не знает, кому он ставит тот или иной балл, что должно устранить предвзятость и субъективную оценку преподавателя в отношении студентов. В придачу к оценке студенты получают от преподавателя подробные комментарии (фидбек) по эссе: что получилось, что не получилось, как можно было бы улучшить работу и как написать более качественное эссе в следующий раз. Обратная связь по эссе — это классная вещь, так как ты чётко понимаешь, почему ты получил тот или иной балл и в каком направлении тебе двигаться дальше, над чем работать, чтобы улучшить свой результат и усовершенствовать свои навыки академического письма и анализа. Это важная особенность обучения и оценивания в Австралии и Британии, которой, на мой взгляд, не хватало на моей бакалаврской программе в Москве.
Что касается письменных экзаменов, то для меня было непривычным то, что вопросы к экзаменам не были известны заранее, но была возможность выбрать вопросы, на которые ты бы хотел ответить, из предложенного списка непосредственно на экзамене. Мне кажется, такой подход вуза к экзаменационному заданию побуждает тебя готовиться более тщательно и всесторонне: необходимо пройтись по всему учебному материалу и по всем темам/проблемам максимально полно. При этом обычно в помощь при подготовке к экзаменам на портале университета в открытом доступе выложены экзаменационные задания прошлых лет (past exam papers), которые можно проштудировать.
Наконец, университеты в Австралии и Британии строго подходят к процедуре сдачи письменных работ: если вы пропускаете сроки и не сдаёте вовремя эссе, вас “штрафуют” — отнимают баллы за работу. Исключения по срокам делают только для студентов с индивидуальными потребностями и особенностями, например дислексией, или у которых есть действительно уважительные причины. В таком случае студент имеет право на продление дедлайна для эссе, на увеличенное время на экзамене или на перенос экзамена.
Пожалуй, что меня поразило больше всего в австралийской и британской системах высшего образования, — это их отношение к академической этике и так называемая “нулевая терпимость” к плагиату и академическому обману и недобросовестности (academic misconduct). Эссе обязательно проверяются на плагиат (недобросовестное заимствование чужих идей и формулировок) через программу Turnitin. За нарушения принципов академической честности, такие как плагиат, использование услуг третьих лиц или фирм по написанию эссе, списывание или наличие шпаргалок и других неразрешённых материалов и предметов на экзамене, университет применяет к студентам ряд “наказаний”. Это может быть пересдача работы с получением минимального проходного балла за работу или за курс, неуд/незачёт за курс (иногда без возможности повторно его пройти), приостановление обучения или даже отчисление (без возможности восстановиться и порой без возможности перевести уже накопленные зачётные единицы – т. н. кредиты – в другой вуз). Одним словом, австралийские и британские университеты очень строго подходят к вопросам академической этики; правила, направленные на её соблюдение, достаточно суровы. В дополнение к этому хочу сказать, что, по моим наблюдениям, в британской и австралийской студенческой среде не распространена практика списывания как некая норма, само собой разумеющееся, привычное и приемлемое явление. В Австралии и Британии, скажем так, нет “культуры списывания”. Думаю, это не только потому, что материальные риски такого поведения слишком высоки, но и потому, что списывание и обман социально не поощряются и не одобряются: нет ничего “крутого” в том, что ты обманул преподавателя и получил свою оценку нечестно.
Важно также подчеркнуть то, что университеты Австралии и Британии создают все необходимые условия для того, чтобы ты вкладывал в своё развитие, навыки и обучение и справлялся с нагрузкой, а не отдавал эти процессы на аутсорс, скажем, фирмам по написанию эссе. В университетах, где я училась, есть разветвлённая сеть академической, психологической и иной поддержки студентов. Помощь касается, например, таких аспектов учёбы, как написание эссе и подготовка к экзаменам, критическое чтение научной литературы, использование библиотечных ресурсов и недопущение плагиата в письменных работах, активное участие в семинарах. Помимо этого, на моей магистерской программе в Австралии проводили “карьерные дни” (careers fair) по международным отношениям, где можно было узнать о разнообразных карьерных траекториях и вариантах трудоустройства именно в сфере международных отношений.
Наконец, заканчивая разговор о том, как устроен учебный процесс в австралийских и британских вузах, хочу отдельно отметить библиотеки и стиль коммуникации между преподавателями и студентами. Университетские библиотеки организованы очень либерально и ориентированы, скажем так, на самостоятельную навигацию пользователей. Это очень удобные, свободные пространства, с хорошим зонированием. Можно самостоятельно искать, брать и возвращать книги и делать ксерокопии. Разные зоны и рабочие пространства позволяют как самостоятельно работать над своим эссе в полной тишине, так и проводить групповые встречи и обсуждения с однокурсниками, например если вы вместе работаете над каким-то проектом или заданием.
Когда я приехала учиться в магистратуру, мне сразу также бросились в глаза неформальная академическая среда и стиль общения между профессорами и студентами, например во время так называемой “вводной недели” (“ориентации” – orientation/induction) до официального начала учёбы. Наш департамент проводил различные неформальные мероприятия для общения студентов между собой и с преподавателями, например ужины в конце рабочей недели и после окончания семестра. Это был для меня очень необычный и позитивный опыт, такие вот человеческие отношения преподавателей со студентами, без излишней субординации и благоговения перед авторитетами. К любому преподавателю можно было зайти в кабинет в назначенные часы (office hours) или написать ему/ей имейл по какому-либо учебному вопросу, который тебя беспокоит; преподаватели всегда были открыты и готовы тебе помочь. Такое общение на равных студентов и профессоров, на основе взаимного уважения – характерная черта университетской жизни в Британии и Австралии.
Что касается студенческой жизни вообще, то в Австралии и Британии меня впечатлила общественно-политическая деятельность студентов, их практическая вовлечённость в те или иные вопросы текущей повестки университета и страны. В университетах, где я училась, было множество студенческих клубов и групп по политическим взглядам, идейным направлениям и ценностям, политическим партиям и идеологиям. Был также студенческий “профсоюз” и иные организации, которые защищают интересы и права студентов. В хорошем смысле было необычно и удивительно наблюдать активизм и протест на кампусе: как студенты отстаивают свои права, критикуют свой университет, текущее правительство и политику, свободно выражают свои взгляды и объединяются вокруг каких-то проблем. Например, я очень хорошо помню, как в 2009 году в преддверии климатического саммита на главной площади кампуса Австралийского национального университета студенты проводили демонстрацию против политики тогдашнего премьер-министра Кевина Радда и выдвигали свои требования по климатическому вопросу. А в Британии в 2012 году я наблюдала студенческие марши и протесты против увеличения платы за обучение в вузах для граждан страны. В общем, активизм, волонтёрство и участие в общественно-политической жизни — это важная часть студенческого опыта в Австралии и Британии.
Хочу подчеркнуть, что мой опыт обучения на австралийской магистратуре и британском PhD по международным отношениям относится в совокупности к 2009–2015 годам. Так что думаю, что с тех пор что-то из того, о чём я сейчас рассказала относительно учебного процесса, можно теперь увидеть и в российских университетах. Тогда же, после обучения на российском бакалавриате в 2004–2008 годах, контраст между российской образовательной средой и зарубежными программами в моей области был для меня очень заметен.
Что касается моего преподавания, я придерживаюсь всех тех принципов и методов педагогической практики, о которых только что рассказала и с которыми когда-то познакомилась в Австралии и Британии как студент и как начинающий преподаватель. Мы в Шанинке в целом строим свои образовательные программы и преподавание на основе этих педагогических стандартов. Например, у нас высокие требования к письменным работам студентов в плане критического анализа, аргументации и работы с академическими источниками; мы проводим двойную анонимную проверку студенческих работ и проверяем их на плагиат; оценка за курс на наших программах состоит из нескольких компонентов; мы даём детальную обратную связь по эссе; наша библиотека — это свободное пространство с зонированием и удобной самостоятельной навигацией; наконец, основа наших занятий — это открытая дискуссия и свободное обсуждение, возможность сформировать и высказать свою точку зрения, а общение преподавателей со студентами по большей части неформально-дружественное.
Если вы спрашиваете меня о том, что мне помогало справляться с учёбой и закончить эти три разные программы в трёх разных образовательных системах трёх разных стран, то, на мой взгляд, самое важное качество здесь — это умение адаптироваться к новым условиям и к новой среде, как учебной, так и бытовой (культурной, страновой); вообще открытость новому и желание принять новое.
Мне в целом достаточно тяжело далась адаптация при переходе из российской системы высшего образования в австралийскую; переход из австралийской в британскую был, по понятным причинам, существенно легче. По сути, я не очень хорошо себе представляла, во что я “ввязываюсь”, когда поехала учиться в Австралию, но я очень хотела попробовать что-то совершенно новое в плане учёбы, перейти, так сказать, на новый уровень. Уже на новом месте надо уметь сориентироваться и понять “правила игры”: разобраться, как всё работает, что из себя представляет образовательная среда, какие требования существуют на программе, как устроена система оценки, как работает библиотека, какая культура коммуникации преобладает между преподавателями и студентами, к кому обратиться за помощью и как решаются те или иные проблемы, если они возникают. Наконец, какие дополнительные академические возможности есть в университете помимо тех курсов и дисциплин, которые вы будете изучать (например воркшопы и мини-курсы по написанию эссе и диссертаций, по выступлениям и презентациям на семинарах, по академическому чтению и поиску научной литературы, по оформлению ссылок и плагиату, по развитию цифровых компетенций)? Эта дополнительная академическая подготовка в значительной мере поможет вам привыкнуть к новым реалиям и преуспеть в учёбе. Важно также провести ревизию своих знаний, навыков и академических потребностей, понять, где у вас пробелы и слабые места, и целенаправленно работать над ними.
Если вы сможете по максимуму использовать возможности и сервисы, которые предоставляет университет, адаптация, думается, не будет представлять для вас слишком большой сложности. В австралийских и британских вузах существует разветвлённая система академической и психологической поддержки — помощь и консультирование по разным направлениям: академической успеваемости, английскому языку, психическому здоровью, финансовым вопросам, бытовым вопросам и поиску жилья, миграционным вопросам для иностранных студентов. На программах PhD акцент делается в первую очередь на исследовательской подготовке, поддержке и развитии. Так, в моём вузе (King’s College London) существует множество соответствующих тренингов и мини-курсов: по философии науки, организации исследования и исследовательскому дизайну, по планированию своего времени и управлению проектами в целом, по исследовательским методам и навыкам, включая использование специальных программ и софта, по привлечению финансирования и научных грантов, по научной этике, подготовке научных публикаций (статей и книг), по участию и выступлению на научных конференциях и не только, по нетворкингу, академической карьере и другим карьерным траекториям после PhD.
Если вы спрашиваете меня непосредственно про поступление, то да, действительно, правильно составленный и сильный пакет документов поможет вам поступить и, возможно, даже получить стипендию/грант на обучение (scholarship). При этом магистерские программы обычно не требуют от вас сдавать предварительный план исследования (research proposal), по которому вас будут оценивать при поступлении и на основе которого потом будет написана ваша магистерская диссертация. На некоторых магистерских программах вообще нет диссертации (это coursework-based Master’s). Я, например, училась именно на такой программе в Австралии. Что касается PhD, по крайней мере в Британии, то да, здесь требуется сдать research proposal в рамках вашей заявки на обучение, и в нём вы должны убедительно показать, что ваш исследовательский проект в целом актуален и перспективен, что его стоит реализовывать. Составлять research proposal для поступления на PhD, наверное, всегда нелегко (и на это нужно время). Действительно, может возникать “синдром самозванца”, порождающий кучу сомнений в собственных силах и успехе всего этого предприятия, но всегда стоит пробовать и пытаться, стоит что-то делать. Надо уметь работать со своим “самозванцем” и не обращать на него внимания, предпринимать действия вопреки сомневающемуся внутреннему голосу.
- разберитесь в требованиях по заявкам в каждой из программ, на которые подаёте;
- выделите значительное количество времени на составление заявок и следите за сроками подачи;
- составляйте для каждой программы уникальный набор документов (personal statement, CV, что-то ещё), приспособленный именно под неё, то есть не используйте один шаблон для всех программ и заявок;
- не бойтесь писать по имейл или звонить в приёмную комиссию с уточняющими вопросами;
- ищите и пользуйтесь различными книгами, материалами, советами, рекомендациями по поступлению и по составлению research proposal, которые можно найти онлайн на соответствующих сайтах;
- в выборе PhD программы ориентируйтесь в первую очередь на конкретного профессора как вашего потенциального научного руководителя, а также на конкретную PhD программу и департамент, где она реализовывается, а не на вуз вообще с точки зрения успешного завершения вашего PhD-проекта;
- ищите для себя научного руководителя заранее и сразу (для британского PhD по крайней мере), так как если в университете не найдётся подходящего для вас профессора, то университету нет смысла брать вас на программу;
- наконец, если необходимо, обратитесь за советом и помощью, в том числе профессиональной/оплачиваемой, для составления заявки – насколько мне известно, сейчас на рынке существует достаточно много тьюторов и консультантов по поступлению в иностранные вузы.
О разнообразии теорий международных отношений
Вы рассказывали, что один из ваших академических интересов – это немейнстримные теории международных отношений. Значит ли это, что классические теории утрачивают актуальность и нам нужно искать новые языки описания для международных процессов? Если да, то каковы эти языки? Какие кажутся вам наиболее релевантными?
Мне интересны немейнстримные, или критические, теории международных отношений, так как они позволяют более глубоко и более пристально взглянуть на те или иные явления в мировой политике. Такие теории, в отличие от классических теорий, задают более фундаментальные вопросы о природе международных отношений и проблематизируют её (эти вопросы, в свою очередь, связаны с философией науки и с тем, что есть реальность и что есть знание о ней). К критическим теориям и подходам я отношу, в широком смысле, все те теории, которые не занимаются т.н. решением насущных проблем мировой политики (problem-solving). В последнем случае международная политическая реальность и действия государств в ней воспринимаются как непреложная, внеисторическая данность, когда заданы определённые рамки поведения и логика событий для “рациональных” акторов-государств. Критические теории – такие как конструктивизм, постструктурализм, неомарксизм, постколониализм, феминистская теория – не воспринимают мир как должное, с непреложными истинами и “законами” международной жизни, а ставят перед собой цель понять и показать, как мир стал таким, каким он стал, и почему, в том числе благодаря самим классическим теориям международных отношений. В этом заключается “критичность” немейнстримовых теорий – подвергаются сомнению природа международной среды и основы нашего знания о ней; проблемой становится сама “объективная” реальность мировой политики и то, как мы её изучаем; появляется возможность видеть то, что скрыто, – процессы, которые делают международную жизнь “нормальной” и “привычной”; подчёркивается, скажем так, “случайность” мира, в котором мы живём, и – что, на мой взгляд, важно – возможность перемен в нём.
Одним из примеров такого критического подхода в международных отношениях является “препарирование” понятия “национальный интерес”. С точки зрения критической теории, “национальный интерес” государства – это не объективный, всем понятный набор государственных целей и задач (например по обеспечению безопасности от внешних силовых угроз), а социально и исторически обусловленное, сконструированное людьми понятие с определёнными и разнообразными смыслами и сопутствующими последствиями для международных отношений.
В России всё-таки академический сотрудник в университете – это в первую очередь преподаватель. Так просто устроена система. Поэтому я бы переформулировала ваше утверждение: параллельно с преподаванием сотрудники ещё и проводят исследования. И преподавание (особенно вначале), и научная работа забирают много времени, поэтому совмещать эти две роли нелегко. Правда, я не уверена на 100%, что каждый преподаватель должен обязательно быть исследователем, а каждый исследователь преподавателем. Кому-то может нравиться или одно, или другое, или же кто-то проявляет больше умения и таланта в том или в другом, поэтому реализовать себя в академической карьере можно, на мой взгляд, по-разному.
Тем не менее мне лично нравятся оба эти аспекта академической работы – и преподавание, и научная деятельность, – поэтому я не нахожу в их сочетании какой-то особой дихотомии. Наоборот, эти две стороны академической жизни дополняют друг друга и помогают в работе. Как преподаватель, чьё знание строится на выводах и результатах научных исследований, ты должен понимать, как получают те или иные результаты, как критически оценивают те или иные научные работы и их выводы, как вообще исследования планируют и проводят на практике – особенно если ты преподаёшь методы, исследовательский дизайн, сбор данных в поле и ведёшь исследовательские проекты студентов. В свою очередь, преподавание помогает тебе как исследователю получать и обновлять знания в своей области (ведь ты постоянно обновляешь программы преподаваемых курсов), находить и развивать идеи для новых исследовательских проектов, совершенствоваться в организации и артикуляции своих мыслей устно и письменно. Одним словом, преподавательская деятельность серьёзно позволяет развить навыки формулирования и презентации идей. Умение рассказать той или иной аудитории о своей исследовательской работе и её результатах столь же ценно и важно для исследователя, как и сам процесс научного поиска и генерация научного знания.
О преподавательском ремесле
Расскажите, что вам дает преподавание и работа со студентами? Что вы ощущаете, находясь в аудитории? Что в этой работе приносит вам удовлетворение? Можете ли вы поделиться несколькими кейсами или темами эссе, которые писали ваши студенты, и вы гордитесь ими?
Преподавание для меня – это своего рода перформанс. Это в первую очередь касается лекций. Ты как будто на сцене. Все смотрят на тебя (ну, или почти все, зная студентов!); ты в центре внимания, своего рода мудрец на пьедестале. Перед тобой стоит важная и ответственная задача передать ценное знание студентам и сделать это максимально понятно и доступно (а в моём случае ещё и с лёгкостью и юмором, к чему я стремлюсь). Так что преподавание в этом смысле – ещё и очень эгоцентричное действие. При этом в преподавании, на мой взгляд, важны бережное отношение и эмпатия, искреннее желание помочь студентам преуспеть в академической среде. Я очень радуюсь, когда у меня здесь что-то получается – донести какую-то важную мысль, объяснить сложный концепт, сделать более доступной и понятной какую-то теорию или научную работу, дать обратную связь по эссе, которая поможет сделать работу лучше. Когда тебе удаётся разложить всё “по полочкам”, грамотно структурировать материал и подачу, эффективно организовать семинар и дискуссию – и при этом в процессе обучения со студентами случаются так называемые моменты озарения и по-настоящему глубокого понимания, – вот это приносит мне подлинное удовлетворение и радость. Я радуюсь, когда у студентов что-то получается.
Конечно, у преподавания, как у любой другой профессиональной деятельности, есть свои минусы. Это достаточно нервный вид работы, требующий больших временных и умственных затрат. Особенно в начале пути ты испытываешь волнение, тревогу и даже страх, что у тебя не получится (по крайней мере так было со мной), но со временем эти опасения и беспокойство уходят, по мере того как ты “осваиваешься” в преподавательской среде, накапливаешь опыт и обретаешь уверенность в своих силах. В какой-то момент ты начинаешь испытывать только приятное волнение, энтузиазм и азарт от преподавания.
Преподавание – это ещё и про личностный рост и процесс познания себя как профессионала и человека. Какой ты преподаватель? Как ты преподаёшь? Как взаимодействуешь со своими студентами? Какую атмосферу для них создаёшь, чтобы они могли как получить максимум от ваших встреч, так и почувствовать себя увиденными, услышанными и принятыми? Ты постепенно учишься преподавать лучше, более уверенно (к слову о “синдроме самозванца”): пробуешь разные техники, совершенствуешь лекции и семинары, разрабатываешь и подбираешь новые материалы для занятий. Преподавание даёт тебе много в плане саморефлексии и развития, что для меня ценно (я даже как-то написала эссе по педагогике, отрефлексировав свой опыт). Я прошла (и до сих пор прохожу) свой путь в преподавании, и он был по-своему интересным, увлекательным и нелёгким. Я очень хорошо помню, как в начале этого пути, когда мне впервые доверили вести семинары для первокурсников, я решила для себя, что мне не нравится преподавать и что это не моё, а спустя какое-то время поняла, что мне вообще-то кайфово преподавать. Волнение и стресс в самом начале, из-за необходимости решать новые для себя задачи, перекрывали удовольствие от работы.
Что касается примеров блестящих эссе, то на уровне бакалавриата мне не столько важны конкретные темы и вопросы, сколько само “исполнение” эссе – организация и подача. На бакалавриате по определению не может быть каких-то исследовательских “прорывов” в силу того, что студенты осваивают базовые академические навыки: в первую очередь, учатся работать с научной литературой и разнообразными идеями, представленными в ней, логически и последовательно мыслить и убедительно и доказательно аргументировать свою позицию. Если в работе я вижу чётко выраженную позицию, понятную структуру, ясную и сильную линию аргументации с опорой на широкий круг значимых академических источников, то это отличная, сильная работа, и я радуюсь за студента, что у него получилось. Такое эссе не только вызывает радость, но и его по-человечески приятно читать – возникает неподдельное чувство удовлетворения от прочитанного. В общем, читать такую работу – одно удовольствие.
Во-первых, я бы посоветовала найти для себя тему или исследовательский вопрос, который будет вас по-настоящему, невероятно сильно занимать и увлекать, на который вы с радостью будете готовы потратить своё время. Я, возможно, говорю какие-то очевидные вещи, но в академической среде действительно очень важно заниматься тем, что тебе нравится, а не гнаться, скажем, за трендами или “модными” темами и проблемами. В противном случае вы долго не продержитесь; нужен искренний интерес к тому, что вы делаете. В современной дисциплине международных отношений очень много разных тем, проблем, исследовательских направлений и подходов, так что можно выбрать то, что будет по душе именно вам.
Второй важный, на мой взгляд, момент – уметь наслаждаться процессом в исследовательской работе и не зацикливаться на результате. Результат, конечно, важен, но, когда вы получаете удовольствие от научной деятельности как процесса, находитесь, так сказать, “в моменте”, прийти к результату становится намного легче. На вашем исследовательском пути так или иначе будут возникать непредвиденные обстоятельства и трудности; исследовательский процесс почти никогда не протекает гладко, без проблем и требует времени и терпения. Преодолевать эти трудности и двигаться вперёд будет намного проще, если вам нравится сам процесс научного поиска. Если вы умеете получать интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение от своих исследовательских исканий и метаний, то ваш путь будет менее тягостным и более приятным.
Наконец, третье – будьте готовы к сложностям и не бойтесь неудач, ошибок и критики. Они будут, поэтому важно уметь справляться с ними. Если вы выработаете в себе такие качества, как психологическая устойчивость и гибкость, эмоциональная стойкость, упорство и открытость к критическим оценкам и замечаниям, то вам будет значительно легче преодолевать трудности, когда что-то вдруг пойдёт не так. Способность двигаться дальше, несмотря ни на что, несмотря на сложности и неудачи, необходима для профессионального и личностного роста. Кстати, умение исследователя справляться с трудностями во время выполнения того или иного исследовательского проекта напрямую связано с пунктами выше: вам будет проще это делать, если вам действительно интересно то, чем вы занимаетесь, и если вы по-настоящему увлечены исследовательским процессом.
Вас могут заинтересовать программы:
-
ЕГЭ: русский язык, обществознание/ иностранный язык/ история/ география
-
Магистратура по направлению "Политология"