«Хочешь книжку – держи книжку. Хочешь совет – держи совет. Хочешь связей – ну, на, держи»

«Хочешь книжку – держи книжку. Хочешь совет – держи совет. Хочешь связей – ну, на, держи»

Студентка бакалавриата «Менеджмент креативных проектов» Шарлотта Шнайдер рассказывает о своем опыте переезда в Москву из маленького городка и огромной сети нетворкинга, к которой она присоединилась.

- Почему ты решилась переехать учиться в Москву из Ключа Горячего? 

Многие хотят уехать из маленьких городов. Я была не исключением. Всегда хотела учиться в большом городе, иметь возможности, развиваться, общаться с людьми. Я человек творческий — это ещё больше было видно, больше на меня влияло. Поэтому хотелось в Москву. В моём случае был выбор: либо Краснодар, либо Питер, либо Москва. В марте 2018 года, когда была в одиннадцатом классе, я первый раз поехала в Москву на день открытых дверей и поняла, что Москва - это любовь, что это моё место. После этой поездки я даже не стала рассматривать поступление в Краснодар, Питер. 

У меня потом уже стоял выбор: идти на медиаком в ВШЭ, либо в Шанинку на менеджера креативных проектов. Двойной диплом, обучение на английском, стажировки перевесили и я решила, что буду поступать сюда. Ещё, когда я пришла в Шанинку, я вдохновилась тем, какая она современная, какое удачное место, какая там библиотека. 

- Как ты справилась с переездом?

Наверное, надо начать со сложного - с минусов. Самый очевидный - далеко от семьи, далеко от близких. У меня очень близкие отношения с семьей. Мне несложно дается эта разлука, но осознание того, что она есть, немножко всё равно делает больно. It hurts. 

Ещё один из очевидных минусов — это большие денежные траты. Я обособилась от родителей и поняла, сколько денег они на меня тратили, пока я жила с ними. Сейчас я эти деньги трачу сама. Плюс оплата обучения. Ты чувствуешь большую ответственность за то, что тебе нужно учиться и что-то делать. Эти деньги не должны уходить в никуда. Я должна получить какой-то опыт и знания, чтобы не платить просто так. 

Еще на момент переезда была обособленность от всех. Ты никого не знаешь, когда только переезжаешь. У себя в городе меня вообще много кто знает, потому что я была волонтёром, организовывала мероприятия. И мне, например, чтобы свой проект организовать, нужно было просто прийти и сказать: «Мне нужно место, чтецы, мне нужно столько-то стульев и диджей». И они такие: «Ок!» А в Москве я приехала и такая: «Так, это же еще и денег будет стоить…» И я осознала, как сильна коммерция в Москве, что без денег ничего не делается. Это я так думала на момент переезда. Мне казалось, что за всё нужно платить. Вообще за всё. И что все люди делают свою работу только за деньги, и никто не готов тебе помогать, все какие-то злые, особенно москвичи. Первое впечатление у меня было такое. Сейчас моё мнение кардинально поменялось. 

Из плюсов главный - самостоятельность. Намного больше дел мне нужно теперь делать самой и как-то разбираться со своими проблемами, мне нужно самой готовить, убирать.

- И это плюс?

Да, это плюс, потому что я всему этому научилась. Я чувствую себя уверенно во всем этом и я не боюсь, что потом перееду из общаги и буду всего там бояться и не знать, как сварить яйца, как заплатить за ЖКХ. 

Держаться на плаву помогает «Театра ИОН» [Студенческий театр Института общественных наук РАНХиГС – прим. редактора]. Многие называют ТИОН «местом силы». Ну вот когда я переехала, я думала, что всё сложно в Москве: люди вечно ищут выгоду, им не нужно ничего душевного, они хотят денег. А потом я попала в среду, где вообще другие люди. Где не говорят за твоей спиной, ничего от тебя не хотят, не хотят тебя менять, не хотят меняться для кого-то, они все открытые и дружелюбные. Это те люди, с которыми ты действительно можешь быть собой и от которых ты сам ничего не ждешь. И когда у меня происходили какие-то конфликты или сложности в учебе, я думала о том, что у меня есть театр. 

 И еще один плюс выходит из того, что я говорила про моё первое впечатление о Москве: то, что ничего просто так не делается. Делается! И очень даже уверенно и очень даже по-доброму. Понять это помог очень открытый нетворкинг в Шанинке. Он дает настоящие возможности для реализации себя как профессионала, для карьерного роста, для реализации своих проектов. Я достаточно необычно осознала этот момент. 

Моя преподавательница по английскому – Любовь Заварыкина - сказала, что у неё есть знакомая, которой нужны люди, переводящие документальные фильмы. А я как человек, который заинтересован в кино, в театре, была «за». Что может быть лучше! И она дала нам контакты женщины, которая курирует волонтеров на фестивале документального кино. Я ей написала. Мне долго не отвечали, и я написала ещё раз. Оказалось, что какая-то девушка взяла очень много фильмов, и свободных пока нет. Но мне сказали, что есть есть один социальный проект, и им тоже нужны переводчики. Я согласилась. 

Мне дали контакт Юлии Галочкиной. Эта операторка снимала достаточно известные российские картины: «Маму навсегда», например. Я в тот же вечер с ней созвонилась. И мне дали работу. Я переводила несколько интервью для проекта «Other». Это социальный проект о жизни исключенных групп в России - темнокожих. И дальше в проекте планируется говорить об инвалидах, пенсионерах и других исключённых группах. Я перевела три интервью из шести. В процессе работы мы много общались с Юлией Галочкиной, и потом она пригласила меня на площадку. Она позвала меня просто прийти, посмотреть, как это происходит. Конечно, я хотела на площадку! К сожалению, это был последний день съёмок, и у меня не было возможности потом прийти. В итоге на площадке я познакомилась с ещё кучей крутых людей. 
И потом я сижу и думаю: "Так, это мне просто преподавательница сказала, что есть возможность переводить фильмы. Как это так получилось? Я сижу на площадке, вокруг меня ходят классные люди". 

- Какие конкретные знания дал тебе проект? 

На площадке, например, я узнала, где можно получить дополнительное образование. Я не знала, что на Мосфильме есть бесплатные курсы, где можно выучиться на помощника режиссёра, на помощника звукорежиссёра и прочие позиции абсолютно бесплатно. То есть ты проходишь какой-то конкурс и тебя учат, и из этого выходят реально классные помощники режиссёров, работают и получают деньги. И они счастливы! 

И, естественно, знания из сферы профессиональной: как можно сделать, с кем поговорить, как совершать дистрибьюцию и прочее-прочее. Достаточно банальные и простые вещи, но ты их ни откуда не возьмёшь, нигде про это не написано. И, наверное, такие знания – это самое главное, что я сейчас получаю от моего общения и нетворкинга. 

Для меня «Other» был такой точкой отправления, когда я поняла, что так можно двигаться дальше, даже с позиции переводчика.  До него у меня не было опыта в вопросах реализации и организации проектов, поэтому посмотреть на это изнутри мне было очень полезно. Меня жутко вдохновила вся эта тема, и я поняла, как просто работает нетворкинг и как просто можно знакомиться с людьми, как просто можно получать эти связи. И тогда я поняла, что мои представления, будто все в Москве думают только о деньгах, ложны. И есть люди, которые готовы работать за идею. И сейчас эту схему "работать за идею" я пытаюсь реализовать при работе с группой «REKA REKA».

- Расскажи поподробнее про «REKA REKA». Как вы познакомились, как у вас всё начиналось?

Мы с Таней (солисткой группы) познакомились ещё в школе. Она из моего города. Мы пели в одном школьном хоре. Там и познакомились. Она всегда была музыкантом, у неё вокальное образование. А я всегда интересовалась именно организацией. Мне не нравилось делать что-то самой, я любила всех построить, чтобы сказать, как надо делать, и чтобы кто-то делал. Вот почему я не поступала в итоге на актрису. Слишком много надо делать самой. 

Наша с ней работа началась, когда я переехала в Москву. Мы вначале шутили, когда я поступила на менеджера, что вот, я её менеджер. В итоге мы дошутились. В какой-то момент сели и такие: «Тань, ну давай сейчас серьёзно. Хотим ли мы этого?» «Да, давай займёмся этим». 

- Какие конкретные задачи ты решаешь?

Организация того, что нужно: какая аппаратура, какая гитара. Если ей нужен высокий стул, значит, будет высокий стул. Все эти моменты решить, договориться, с кем и где она будет выступать, договориться с местом. Например, мы выступали у нас в городе перед кофейней. Нам нужно было поставить звук, микрофоны, свет. И я сама лично сделать это не могу, я не работаю с техникой, и я не музыкант: в жизни не настрою звук, поэтому это делает кто-то ещё. И я вот с этим кем-то ещё общаюсь, говорю, что нам нужно. В основном, это какие-то моменты коммуникации. 

А из того, чему мне нужно научиться – это администрированию и юридической части.  Сейчас, когда группа выходит на коммерцию, без этого уже никуда не деться. Нужно заключить договоры, нужно, если ты получаешь доход, всё правильно юридически оформить. И я сейчас пытаюсь во всём этом разобраться и в ближайших планах у меня – пройти практику, где я научилась бы именно администрировать.

- Уже думала, где хочешь проходить практику?

Собираюсь в Царицыно. Музей-усадьба Царицыно – большой музей, где идёт культурная деятельность, и у них есть концертный зал, где очень часто проходят концерты, в основном это инструментальная музыка. Шанинка сотрудничает с Царицыно. Думаю, они с большим удовольствием возьмут меня: очень редко люди хотят идти администрировать и писать бумажки. Никто не хочет этим заниматься, а я говорю: «Мне надо!» 

- Шанинка известна своим нетворкингом? Как это устроено?

Нетворкинг – это большая паутина из знакомств, из людей, которые готовы приобщиться к твоей профессиональной деятельности, которые заинтересованы в этом и которые мне подходят. Шанинка, в свою очередь, очень открыта. Шанинка – это часть паутины нетворкинга. Ты приходишь и говоришь: «Мне нужно вот это, мне нужен вот такой человек». И они тебе этого человека находят. 

Когда я обращалась к Ольге Ремнёвой – руководительнице нашей программы, я не ожидала такого отзывчивого ответа. Я вижу, что наш факультет всегда готов помочь, он знает, что тебе нужно. Он готов дать ещё людей, чтобы ты сделал, то, что ты хочешь сделать, если у тебя есть какая-то идея, какие-то желания, проблемы, они тебе всегда помогут. Суть в том, что в Шанинке ты можешь обратиться так к любому человеку. Ты приходишь на факультет, в деканат и говоришь: «мне надо!»  Они: «Окей, сейчас будет». Ты видишь, как все отзывчивы и готовы ко всему. Я очень этим дорожу и ценю. Сколько труда нужно было вложить, чтобы создать такую среду, такой университет, где все друг другу равны, где нет конкуренции, где все готовы друг другу помочь. В Шанинке никто не соревнуется ни с кем, все готовы друг другу помочь. Хочешь книжку – держи книжку. Хочешь совет – держи совет. Хочешь связи – ну, на, вот у меня есть человек, который тебе поможет, держи. 


Текст подготовила Ольга Иванникова



Вам могут быть интересны программы:

2977

Вас может также заинтересовать