Поздравляем преподавателя Шанинки Артема Земцова с защитой кандидатской диссертации

Поздравляем преподавателя Шанинки Артема Земцова с защитой кандидатской диссертации

Поздравляем нашего коллегу – преподавателя кафедры политических наук Шанинки Артема Земцова – с защитой кандидатской диссертации на тему «Политическая установка на “сильную руку” у современных европейцев и россиян: индивидуальные и страновые факторы влияния».
Артем Земцов
Артем Земцов
Старший преподаватель Шанинки, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ

Мы поговорили с Артемом Земцовым про его опыт написания диссертации:


Какие трудности были в процессе?

Трудностей было довольно много, как и в любом диссертационном исследовании. Это, прежде всего, сложность самой проблематики (как к ней лучше подступиться?), концептуальная сложность соединения нескольких исследовательских полей, выработка своей позиции. 

Трудность практическая – совмещение нескольких работ и написание текста диссертации. Какие-то трудности я создал себе самостоятельно – это были неправильные ходы, о которых я понимал со временем. Во-первых, ошибка писать диссертацию как книгу – это два разных жанра. Во-вторых, желание написать идеальный текст сразу. В-третьих, неверное планирование времени.

Но трудности – это естественно, как учит нас Теодор Шанин. Я воспринимал их как вызов, препятствие, которые интересно пройти в каком-то игровом режиме. 

Как сохранять так долго мотивацию работать над исследованием, что вам помогало на этом пути?

Помогало очень многое. Во-первых, эта проблематика – консервативные установки – давно меня захватывала, с ней давно я работал как исследователь в Лаборатории сравнительных исследований массового сознания ВШЭ. То есть это был мой выбор, мое желание разобраться и делать, а не что-то навязанное сверху или что-то «актуальное», удобное, респектабельное, прагматичное. 

Затем, конечно, мои учителя. Научный руководитель, Андрей Юрьевич Мельвиль, который очень помогал во многом, в хорошем смысле провоцировал, ставя высокие требования. Владимир Самуилович Магун, заведующий Лаборатории сравнительных исследований массового сознания, в которой я работаю. Ему я очень благодарен за совместную работу, за концептуальные вещи, конкретные умения, навыки, взгляд, которым я у него учусь. Также было очень много коллег социологов и политологов и не только, с которыми я советовался, учился у них. 


Что вы могли бы посоветовать другим молодым исследователям?


Не люблю советовать, но говоря через свой опыт, наверное, нужно хорошо подумать и взвесить, хотите ли вы действительно заниматься этим. Подумать о теме, в которой лично вы хотите разобраться, от которой не устанете. Подумать и найти хорошего научного руководителя, старших коллег, и институции, которые смогут вас поддержать в исследовании. Подобрать такую работу, которая бы позволила вам удобно совмещать ее и диссертацию, а лучше – если работая на ней, вы тем самым делаете диссертационное исследование. Включать в свою работу как можно больше людей – кто-то будет советовать книги, кто-то помогать с подсчетами, кто-то обсуждать ваши идеи и т.д. 

Диссертация и любой академический текст – очень социальная штука. Это история, в который вы отвечаете конкретным и обобщенным людям, концепциям, аргументам, с кем-то спорите, предлагаете свой взгляд, продолжаете чей-то диалог. Поэтому нужно много разных людей, которые помогут создать такое пространство общения. Не бояться ошибок и трудностей, они обязательно будут возникать. Это нормально, значит, вы куда-то двигаетесь, во что-то упираетесь, реальность дает вам сдачи. 

Что чувствуете теперь и на чем планируете сфокусироваться в исследовательском плане после защиты?


Пока чувствую легкое опустошение и завершение большого этапа в моей жизни. После защиты продолжаю и развиваю ту же проблематику. Буду доводить какие-то сюжеты из диссертации до самостоятельных отдельных исследований. Еще наконец-то освободилось много времени для других исследований по ценностям.


Вас могут заинтересовать программы:

366

Вас может также заинтересовать