В Шанинке прошла 2-я научно-практическая конференция «Помогающие практики»

В Шанинке прошла 2-я научно-практическая конференция «Помогающие практики»

23 ноября факультет практической психологии Шанинки провел 2-ю межрегиональную конференцию «Помогающие практики», объединившую психологов, социальных работников, психотерапевтов и экспертов в области управления персоналом для обмена опытом об актуальных помощи людям, находящимся в сложных и неопределенных ситуациях. В этом материалы вы сможете прочитать аннотации выступлений участников конференции.

4

секции

>100

участников

23

спикера

Секция «Психотехники и прикладные практики»


Ирина Поликанова поделилась опытом применения технологии виртуальной реальности для тренировки моторных и когнитивных навыков у спортсменов. Зачастую, развитие новых подходов в конкретных науках следует за появлением новых технологий. Ирина рассказала, как возможности создания виртуальной реальности позволяют разработать новые подходы к подготовке спортсменов. Новые «тренажеры» позволяют существенно сократить издержки (нет необходимости в дорогостоящих спортивных сооружениях, транспортном трансфере, размещения в гостиницах и т.д), позволяют модифицировать условия выполнения упражнения на усмотрение тренера и обеспечивают качественную обратную связь (feedback) спортсмену. Этот метод, как нам представляется, может быть также распространен на профессиональную подготовку в других областях (в том числе, и неспортивных), особенно в профессиях, где требуется тонкая сенсомоторная координация.
Елена Сергиенко в выступлении «Актерские психотехники как ресурс для эффективного общения»  Елена сфокусировала внимание на том, как актерские психотехники можно использовать для развития коммуникативных навыков представителей других профессий. В своем подходе она объединила классические социально-психологические представления о коммуникации с идеями Е. Вахтангова о воздействии актера на зрителей. Основное внимание уделено аспектам невербальной коммуникации, паравербальным воздействиям, творческому воображению. Елена профессионально и увлекательно продемонстрировала некоторые техники подготовки актера к выходу на сцену.

Александра Полиматиди в докладе «Планирование профессионального пути в ситуации неопределенности. Что держать в фокусе внимания помогающим практикам» поделилась своим уникальным опытом работы в качестве коуча представителей топ-менеджмента, описала сложную динамическую ситуацию в бизнесе и вызовы, стоящие перед менеджерами в ситуации неопределенности, выделила основные «мишени», требующие внимания коуча, прежде всего, особенности мотивации менеджера, способствующей личностному развитию и открытию новых возможностей, обратила внимание на необходимость профессионального психологического образования для эффективного коучинга лиц, находящихся в ситуации выбора карьерного пути в условиях турбулентного мира и кардинальных изменений на рынке труда.

Наталия Поскребышева в докладе «Сепарация «от» или сепарация «для»: дилеммы вхождения во взрослость» рассказала участникам о проблематике, которая вызвала интерес и эмоциональный отклик у большинства участников секции. Раскрыты основные закономерности и проблемы сепарации как взаимного процесса у детей и у родителей. Раскрыты критерии и условия успешной, гармоничной сепарации, поиска смысла сепарации «для», в условиях перехода к самостоятельной жизни молодежи и новые жизненные задачи взрослых на семейном этапе «покинутого гнезда»
Юлия Зубова: «Эмпирическое исследование особенностей социального восприятия коучинга в молодежной среде». Коучинг физических лиц становится все более популярным в современном мире и, прежде всего, в среде молодежи. Юлия провела опрос нескольких сотен студентов, целью которого было выявление их представлений о коучинге, понимании его целей, задач и процедур. Анализ результатов показывает, что у современных студентов достаточно содержательное и адекватное представление о коучинге. Правда, большинство респондентов были представителями гуманитарных специальностей, из них около 50% студенты-психологи, их осведомленность о коучинге вполне ожидаема. Для получения более объемной картины автор планирует провести опрос представителей технических специальностей (инженеров, программистов и др.). 

Дарья Дягилева: «Помогающие практики студентам: психологическая служба вуза». Дарья работает в психологической службе ВШЭ и Сколтехе. Дарья сообщила участникам тревожную статистику психологический проблематики в престижных российских ВУЗах. Отмечается значительный рост тревожности и депрессии, злоупотребления стимулирующими и седативными препаратами, рост случаев суицидального поведения «поколения снежинок». Выяснилось, что в группе наибольшего риска находятся студенты (аспиранты) юноши, и лица, проживающие в общежитии.  Сообщение вызвало эмоциональный отклик у участников. Выявилась актуальность данной проблематики не только для консультантов и психотерапевтов, но и для университетских преподавателей. 

Секция «Психологическое консультирование в действии»

Екатерина Козейкина: «Путь от конфликтов к близости через осознанность и ценности. Полезные техники из схема-терапии и терапии принятия и ответственности». Екатерина познакомила участников с некоторыми техниками терапии принятия ответственности (АСТ- Acceptance and Commitment Therapy). Мы рассмотрели основные когнитивные схемы, ограничивающие возможности принятия собственных эмоций, роста осознанности и эффективного копинга. Представлены наглядные примеры техник работы с деструктивными схемами и ключевыми ценностями, вызвавшие неподдельный интерес участников.

Александр Вечерин: «Проблемное поле первичной жалобы клиента с суицидальными мыслями». Александр представил результаты оригинальной перспективной разработки метода анализа текстов с суицидальной тематикой в социальных сетях. Выделено несколько профилей, позволяющих прогнозировать специфику проблематики и уровень суицидальных рисков при наличии данного типа текста. Участники обсудили возможности использования искусственного интеллекта (машинного обучения) в диагностике и профилактике суицидального поведения. Интерес вызвала также тема профессионального будущего, возможности и угрозы замены консультанта искусственным интеллектом. 

Антон Сорин: «Переходное время в психотерапии и за ее пределами». Антон предложил оригинальную концепцию детской психотерапии, сочетающую в себе идеи формирования умственных  действий  П.Я. Гальперина и теорию объектных отношений детского психоаналитика Дональда Винникотта. Подход ориентирован на возможности осознания ребенком собственных состояний и обстоятельств внешнего мира, разведение психического и телесного, способствующее выходу из состояния «психосоматического единства», выделению «Эго» из «Оно» (говоря языком Фрейда).  Доклад заставил участников серьезно задуматься над сложными вопросами и возможностями детской психоаналитической терапии. 
Люся Карклэ: «Невербальный коучинг». Люся познакомила участников с новым оригинальным методом коучинга, основанным на подходе «Система 5 колец», американского специалиста по «двигательной психологии» Стюарта Хеллера. Оказалось, что невербальный коучинг не смог обойтись без слов.  Люся увлекательно и выразительно рассказала участникам об общем концепте работы с телом и телесностью в ходе коучинга руководителей. Рассказала о связи движения с голосом, конгруэнтности вербального и невербального поведения, особенностях и эффектах вертикальной и горизонтальной жестикуляции, посадочном модуле. Люся показала участникам некоторые оригинальные техники, вовлекла участников в двигательную активность, создала уникальную атмосферу раскованности и творчества.

Михаил Пономарев. «Исследования эффективности ОРКТ в разных контекстах и культурах». Михаил поделился результатами обзора работ по исследованию эффективности стремительно набирающего популярность метода краткосрочной терапии, ориентированной на результат (ОРКТ). Многочисленные исследования подтверждают терапевтическую эффективность метода и раскрывают его преимущества по сравнению с другими терапевтическими подходами, что доказывают многочисленные исследования в различных странах. Хотелось бы подчеркнуть академичность и профессиональную добросовестность Михаила, опору на достоверную информацию, отсутствие элементов продвижения и рекламы данного метода.

Секция «Тендеции в нарративных практиках психологической помощи»

В рамках секции прошел круглый стол, посвященный возможностям и ограничениям совмещения нарративной практики с другими подходами, а также коллективная практика с обсуждением опыта сотрудничества с другими помогающими специалистами. Выбор этих тем не случаен, так как сотрудничество является основным элементом нарративной практики.  В своем выступлении Екатерина Жорняк указала на это и подчеркнула важность понимания сотрудничающей позиции терапевта как децентрированной и влиятельной. Это позволяет увидеть, с какими подходами проще совмещать нарративную практику – с теми, кто разделяет данное понимание работы. Однако важно помнить, что необходимы специальные усилия, чтобы это совмещение реализовывалось – например, в виде дополнительного прояснения с клиентами подходящих и не подходящих эффектов от переключения между разными метафорами и идеями. 

Олеся Симонова поддержала идею значимости сотрудничества с клиентами, которую она обозначает как «мы-команда». И именно основываясь на этом понимании обосновала важность включения других подходов в работу нарративных практиков в качестве дополнительных инструментов.  С ее точки зрения в ситуации работы с последствиями травматического опыта полезно владеть широким диапазоном возможных подходов, которые могут помочь клиентам выстраивать взаимодействие так, как им нравится и кажется наиболее эффективным, находить способы решать те проблемы, которые ощущаются слишком большими и захватывающими все жизненные территории. 

Наталья Малышева обратила внимание на психологические дискурсы и нормативные суждения, которые могут подталкивать к поиску дополнительных инструментов помощи (например, через идеи эффективности и «сокращения маршрута» и быстрого продвижения в работе), но и одновременно усиливать чувство личностной несостоятельности, создавая основу для ощущения себя «недотягивающей» не в одном подходе, а в нескольких. Активное обсуждение спикеров на круглом столе позволило также уделить внимание тому, как могут реализовываться такие значимые для нарративной практики аспекты как авторство клиента, выстраиваемая во взаимодействии отношенческая идентичность, этика заботы и др. при совмещении с другими подходами или, наоборот, в случае отказа от таких совмещений.


В рамках коллективной практики под руководством Лизы Новбари, Александры Решетниковой, Алексея Софронова и Ярославы Медведевой все участники секции смогли вспомнить и обсудить опыт удачного и не очень взаимодействия с другими помогающими специалистами. В обсуждении звучали истории как из профессиональной позиции, так и из клиентской, при этом учитывался опыт сотрудничества с широким классом специалистов – от медицинских до духовных. Работа в подгруппах позволила сформулировать ориентиры для понимания того, что помогает успешному сотрудничеству, а что ему препятствует.  В рамках обсуждения удалось на себе прочувствовать высокую значимость активного участия в профессиональных сообществах. В ходе работы была создана основа для коллективного документа, который планируется опубликовать в нарративных сообществах на разных площадках (например, в официальном канале Нарративного содружества «Край» в Telegram). 

Секция «Практическая психология и управление командой»

Для организаторов и участников секции было очень важно сохранить стиль, экспертизу, интерактив и внимание к аудитории. Залог успеха – прекрасные спикеры – это члены и партнеры команды HRPROSVET, которые приехали из разных городов. Спасибо вам!
Анастасия Фатькина рассказала о методах работы с группой для HRD, Антонина Милехина поделилась опытом прохождения тестирования и тренинга по методологии Business Chemistry, Полина Кондакова разложила по полочкам управление конфликтами и поделилась кейсами, Марина Винникова увлекла зрителей дискуссией на неожиданную тему – есть ли психика у организаций, Светлана Белодед протестировала наши навыки физиогномистов (они оказались на нуле) и показала 11 ловушек, которые подстерегают HR-менеджеров в процессе подбора, Марина Кремлёва продемонстрировала, как при помощи проективных методик можно повысить эффективность работы команды. 

Спасибо всем участникам. Организаторы конференции надеются, что новый опыт, полученный вами на конференции, усилит вас в благородном деле помощи людям. 

Вас могут заинтересовать программы

417

Вас может также заинтересовать