На прошлой неделе в Шанинке прошла открытая дискуссия о туризме в мастер-планах Арктической зоны России. В этом письме поделисся с вами основными выводами. Чтобы следить за другими новостями и анонсами публичных событий в Шанинке, подписывайте на наш телеграм-канал – мы пишем об исследованиях и науке простым языком.
Мы пришли к выводу, что Арктика в России разная – ее не стоит воспринимать как однородную территорию: есть места со сравнительной высокой доступностью, есть с низкой, есть территории с климатом, который смягчается Гольфстримом, а есть «самые настоящие арктические». Поэтому и перспективы развития туризма каждый раз будут существенно различаться.
При этом арктический туризм сложнее организовать и «упаковать» как продукт, поэтому краеугольным камнем развития туризма на территории будет являться наличие предпринимательской инициативы, наличие энтузиастов, которые будут готовы работать с туризмом в арктических условиях «вопреки, а не благодаря» — в связи с этим сами по себе меры поддержки туризма на арктических территориях эффекта не принесут.
Между тем, туризм — перспективное направление, которое может дать дополнительные социальные эффекты для арктических городов и сел. С ним можно и нужно работать, однако смотреть на его перспективы трезво, понимая, что массовым он не будет, а останется в абсолютном большинстве случаев дорогим, эксклюзивным, нишевым продуктом.
Мы пришли к выводу, что Арктика в России разная – ее не стоит воспринимать как однородную территорию: есть места со сравнительной высокой доступностью, есть с низкой, есть территории с климатом, который смягчается Гольфстримом, а есть «самые настоящие арктические». Поэтому и перспективы развития туризма каждый раз будут существенно различаться.
При этом арктический туризм сложнее организовать и «упаковать» как продукт, поэтому краеугольным камнем развития туризма на территории будет являться наличие предпринимательской инициативы, наличие энтузиастов, которые будут готовы работать с туризмом в арктических условиях «вопреки, а не благодаря» — в связи с этим сами по себе меры поддержки туризма на арктических территориях эффекта не принесут.
Между тем, туризм — перспективное направление, которое может дать дополнительные социальные эффекты для арктических городов и сел. С ним можно и нужно работать, однако смотреть на его перспективы трезво, понимая, что массовым он не будет, а останется в абсолютном большинстве случаев дорогим, эксклюзивным, нишевым продуктом.
Модератором дискуссии выступила Татьяна Красникова – исполнительный директор ООО «Научные разработки».
В обсуждении приняли участие:
- Ольга Грицан — руководитель аналитического отдела Агентства стратегического развития «ЦЕНТР»;
- Надежда Замятина — доцент географического факультета МГУ, заместитель генерального директора Института регионального консалтинга;
- Александр Антонов — архитектор-градостроитель, независимый консультант в области городского планирования, эксперт по территориальному планированию Союза архитекторов России, член международного общества городских и региональных планировщиков ISOCARP;
- Максим Климанов — ведущий эксперт по туристическому потенциалу территорий и городской мобильности Факультета городского и регионального развития ВШЭ.