В рамках пленарного заседания с приветственным словом выступили декан факультета практической психологии МВШСЭН, доктор психологических наук, доцент, Евгений Моргунов и нарративный практик, семейный консультант, со-основательница Нарративного содружества «Край», Виктория Суксова. Затем прозвучали доклады нарративных практиков и семейных консультантов Екатерины Жорняк (со-основательницы и директора Центра нарративной психологии и практики) и Вячеслава Москвичёва (со-основателя Нарративного содружества «Край»). В них выступающие уделили особое внимание ключевым принципам нарративного подхода в работе с последствиями травматического опыта – выстраивании отношений сотрудничества и фокусе внимания на ответах на травму.

На первом мастер-классе Екатерина Жорняк обобщила известные нарративные практики ответов на травму и предложила упражнения, помогающие понять суть отношений сотрудничества и быть в них; исследовать, как отношения сотрудничества могут противостоять профессиональному выгоранию, и как можно создавать двусторонние терапевтические отношения, дающие возможность терапевту (консультанту/практику) сохранять связанность, преемственность и смысл в своей собственной идентичности даже когда он встречается с невыразимым и невообразимым в опыте людей, с которыми беседует.
В рамках второго мастер-класса нарративный практик Алексей Софронов рассказал о различных концепциях субъекта и том, как разные концепции «Я» (Self) влияют на помогающую практику и работу с травматическим опытом.
На мастерской нарративных практиков Ирины Мороз и Марии Великановой участникам были предложены авторские инструменты для работы в ситуациях утраты близких и травматических событий. Практика «Алтарь памяти», вдохновленная «Днем мертвых» в Мексике, предлагает восстановить связь с утраченным через создания алтаря из вещей, которые рассказывают о вкладе утраченного в жизнь клиента и о вкладе клиента в жизнь ушедшего человека или чего-то другого, что было для клиента ценным. А техника «Связующая нить» позволяет связать части жизни "до" и части жизни "после" и помочь клиенту увидеть, что даже тяжёлые травматические события затрагивают не всего человека, и есть что-то, что удалось сохранить.
Вячеслав Москвичев в своем мастер-классе обратил внимание на то, что работая с парами можно встретиться с тем, что слова или действия партнера вызывают яркие ответы другого, и нередко это оказывается следствием предшествующего травматического опыта. Участники обсудили как консультанты могут приглашать пару к рефлексии этого опыта, признанию со стороны другого партнера и помощи человеку отделять травматический опыт от того контекста, который есть сейчас.

Семинар главы программы подготовки нарративных практиков «Нарративная Мастерская» Олеси Симоновой был посвящен ситуациям, когда клиент из встречи в встречу говорит «да, я это очень хочу, но не получается», и кажется, что процесс зашёл в тупик. Было продемонстрировано, что в этом случае важно учитывать не только явные цели и мечты клиента, но и скрытые ценности, которые могут влиять на изменения и которым тоже необходимо уделить внимание в беседе. Участникам была представлена карта работы с ценностью не-деяния и показаны примеры из практики.
Ирина (Ириса) Бояршинова, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации, тренер языковой программы “Макатон”, сотрудница РБОО Центр лечебной педагогики, и Екатерина Лебедева, тренер языковой программы “Макатон”, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации, эксперт РБОО Центр лечебной педагогики, в своем выступлении говорили о специфике последствий травмирующего опыта для людей с инвалидностью, проживающих в социальных учреждениях. Особое внимание было уделено возможностям применения нарративных идей и инструментария для поддержки тех, кто не пользуется звучащей речью.
На мастерской клинического психолога, нарративного и ОРКТ-практика Марины Петрищевой обсуждались изменения в нарративах, связанных с будущим, у людей с диагностированными депрессией и ПТСР, начавшимися или усилившимися под влиянием травматической ситуации и связанной с событиями происходящим в мире. Участники тренировались в формулировании «хороших вопросов», в которых бы учитывалось влияние текущего социально-политического контекста на ощущение безнадежности, но в тоже время помогающих найти возможные способы создания и укрепления надежд, связанных с будущим.

В рамках мастер-класса Ксении Ильинской, нарративного практика и тренера Института Драматерапии Лос-Анжелеса участники обсудили и попробовали на себе, чем арт-методы и работа с иными модальностями могут помочь в вопросах укрепления авторства, возможностях сконструировать и уплотнить предпочитаемую историю, дать опыт проживания предпочитаемой идентичности, а также познакомились с некоторыми инструментами наррадрамы, расширяющими возможности помощи в ситуациях травмы.
Полина Маухина, нарративный практик, кризисный психолог Центра НеТерпи, сфокусировала внимание на методах работы в кризисе – когда уместна терапевтическая работа, а когда только поддержка клиента в его переживании горя – и предложила возможности сочетания нарративных методов и иных оптик, которые способны помочь в работе.
Под руководством Галины Адамаускене, исследовательницы философии образования, тьютора и нарративного практика (г. Вильнюс), прошел круглый стол, в рамках которого обсуждался травмирующий опыт в процессе обучения. Обсуждались примеры, где речь идет о травме (травля в школе, пренебрежение власти, насилие, давление из-за плохих оценок), а где о негативном образовательном результате (ошибка, отрицательный результат эксперимента, провал гипотезы или MVP), а также способы поддержки, общие для нарративных практиков и помогающих специалистов в образовательных учреждениях (кураторов или тьюторов) – скаффолдинг, “строительные леса” поддержки в зоне ближайшего развития. По итогам круглого стола планируется создание коллективного документа.
На мастерской Елизаветы Щенниковой, нарративного практика, эриксоновского гипнотерапевта, аспиранта и преподавателя факультета психологии МГУ, была возможность познакомиться с основными принципами эриксоновского гипноза и на примерах из практики и в рамках проводимых упражнений почувствовать, как применение трансовых состояний помогает клиентам насыщать предпочитаемую историю.

Читайте подробнее об образовательных программых факультета практической психологии Шанинки
-
Магистратура по направлению "Психология"
-
ЕГЭ: биология, русский язык, проф. математика/ обществознание