Слыщенков В.А. Сравнительное право и культура: размышления о культурном измерении правопорядка

01.12.2015
Слыщенков В.А. Сравнительное право и культура: размышления о культурном измерении правопорядка // Правоведение. №№ 2, 3. 2014.

В статье излагаются основные методы современного культурологического сравнительного правоведения, а  также предпринимается сравнительное исследование российской правовой культуры применительно к  свободе как юридической ценности. Аналитический и  холистический подходы к  изучению правовых культур представляют собой два конкурирующих направления культурологического сравнительного правоведения. В  российской юридической доктрине холистический подход проявляется в основном в различных работах славянофильского толка. Напротив, в  данной статье в  русле аналитического подхода и  с использованием достижений либертарно-юридического правопонимания правовая культура рассматривается как обособленная область общей культуры, опирающаяся на юридические ценности равенства и  свободы. Изучение права как культурного явления вовсе не отрицает универсальность правовых принципов, например, прав и свобод человека, но сосредоточивает внимание на своеобразной конкретизации правовых принципов в  условиях данной культуры. Поиск точек соприкосновения между правовым началом равенства в  свободе и  традициями российской духовной культуры предполагает обращение к проблематике правового общения, особенности на межличностном уровне. Достигнутое посредством правового общения взаимное признание подчеркивает чувственную составляющую правового общения, показывает участника правоотношения не только как самодостаточное лицо (единичную свободную волю), но и  как личность, которая нуждается в общении с другим. В этих рамках намечаются основные контуры личностно ориентированной трактовки правовой культуры. Для межличностного взаимодействия участников правового общения характерны взаимность и  доверие, т.  е. объединяющее чувство правовой дружбы.
В  дружбе человек остается свободным. Предпринятая в  настоящей статье социально-психологическая разработка либертарноюридической теории приводит к определению правопорядка как минимума дружбы. 

aaea7cab9f4a407a4c387f085765373d.jpg