Короткина И.Б. Классическая риторика как основа современного академического письма

06.11.2018

Короткина И.Б. Классическая риторика как основа современного академического письма // Философия образования, 2018. № 2 (75). С. 106-123.

Аннотация. Введение. Академическое письмо является новой отраслью знания и новой для российского образования дисциплиной, потребность в которой остро ощущается на фоне процессов глобализации науки и переосмысления целей и ценностей образования. Однако российское академическое сообщество пока не имеет представления об академическом письме, его теоретических и философских основах, сформировавшихся в англоязычной академической среде. В статье прослеживается эпистемологическая связь академического письма с классической риторикой на разных этапах формирования этой дисциплины в западных университетах, включая предшествующие ей периоды развития логики научного рассуждения. Методология и методика исследования. В работе проводится историко-компаративный анализ зарубежных исследований, посвященных развитию научной мысли и академического письма, и сравнительно-сопоставительный анализ (1) соотношения когнитивных, аналитических составляющих модели классической риторики с языковыми методами убеждения на разных этапах развития научного письма; (2) последствий отклонений от этих составляющих в Средние века и в XIX в.; (3) развития традиций научного письма между Россией и Западом. Исследование опирается на критический анализ и систематизацию зарубежных научно-теоретических и методологических исследований в области академического письма, прослеживает современное развитие этого направления исследований, обосновывает преемственность академического письма от классической риторики и дает оценку важности проведения исследований в области академического письма в России. Результаты исследования. Выявлены исторические и социально-политические причины расхождений в методах представления результатов научных исследований в современных отечественных и международных научных текстах, препятствующие интеграции отечественных исследований в глобальную публикационную среду. Показано, что эти расхождения коренятся в различном понимании сущности академического письма: если современное академическое письмо, носящее в США название «риторика и композиция», ставит во главу угла его социально-политическую миссию и строится от адресата (читателя), то в российской традиции научное письмо остается под влиянием языковых составляющих риторики и строится от автора (писателя), вследствие чего тексты часто многословны, информационно избыточны, изобилуют прямыми цитатами и подвержены плагиату и автоплагиату. Заключение. Для вывода отечественных научных исследований на международный уровень необходимо привести традицию российского академического письма в соответствие с международными риторическими и публикационными конвенциями, что может быть достигнуто только при условии введения дисциплины академического письма (риторики и композиции) в российское высшее образование, для чего, в свою очередь, необходимо всестороннее изучение основ этой новой для России дисциплины, а также анализ и критическое осмысление зарубежного опыта с точки зрения его адаптации.

http://www.phil-ed.ru/images/pdf/2018_2_75.pdf