Короткина И.Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований

06.11.2018

Короткина И.Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018. Т. 1. № 4 (52).

Аннотация. Сегодня перед российскими учеными остро стоит проблема международных научных публикаций на английском языке; не меньшую проблему представляет отсутствие обучения академическому письму в высшей школе, вследствие чего российские авторы недостаточно владеют методами построения научного текста в соответствии с риторическими и публикационными конвенциями, принятыми в глобальном академическом дискурсе. Аналогичные проблемы испытывают ученые и в других геолингвистических регионах. Проведенный сравнительный анализ международных исследований подтверждает наличие глобальной тенденции к институциональному давлению на ученых, связанному с курсом на повышение значимости национальных исследований в международных базах данных. Помощь ученым часто выражается в различного рода «брокерских» услугах по улучшению текстов, альтернативой которым является обучение академическому письму, которое имеет существенные преимущества, поскольку помогает авторам развивать необходимые компетенции. Международные педагогические исследования привели к появлению нового направления в области академического английского языка – «Английский язык для научно-публикационных целей» (English for Research Publication Purposes, ERPP), призванного развивать не только компетенции академической грамотности, связанные с риторикой и композицией научного текста, но и коммуникативные навыки, необходимые для обеспечения всего процесса публикации от выбора журнала до переписки с редактором и рецензентами. Результаты компаративного исследования показали, что несмотря на новизну этого направления, российские университетские центры письма уже начали осваивать его на практике, однако для того чтобы эта практика стала эффективной, необходимо развивать отечественные научно-педагогические исследования, которые позволят выявить оптимальные для российской науки и образования пути развития письма для академических и публикационных целей. Одним из таких путей является развитие билингвального подхода к обучению письму на основе университетских и межуниверситетских центров письма. Целесообразность использования родного языка состоит в металингвистическом характере риторических и публикационных конвенций, что позволит решить проблему не пишущих на английском языке ученых и поднять качество отечественных научных публикаций.

Pdf номера: http://ozp.instrao.ru/images/nomera/OZP_4_52_1_2018-compressed.pdf