Качественные исследования в социологии

Качественные исследования в социологии

Продолжительность программы: март – май 2024 года
Старт программы: 4 марта
Подача заявок: до 1 марта
Формат обучения: онлайн
Объем программы: 96 академических часов
Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации
Программа «Качественные исследования в социологии» — это возможность погрузиться в социальную теорию и использовать ее в прикладных целях: оценивать качество исследований, интерпретировать данные, обосновывать выбранную методологию и разрабатывать для организации дизайн исследования, опирающийся на научный подход и инсайты из поля.
Как оценить качество выполненного подрядчиком исследования? Почему цифры и графики в отчетах не гарантируют достоверность данных? Как еще на этапе проектировки исследования учесть возможные риски и ограничения? Почему чтение социологической теории — это не копание в реликвиях прошлого, а ресурс для повышения эффективности маркетинга компании?

Цель программы: дать слушателям практические навыки по разработке, проведению и подготовке результатов качественных исследований

Кому будет интересна программа?
  • Маркетологам, UX-дизайнерам
  • Менеджерам и исследователям из коммерческих компаний
  • С-level сотрудникам корпораций

Структура курса: 

Курс построен в соответствии с ключевыми этапами качественного исследования и содержит 3 модуля: «до поля», «в поле», «после поля».

  • Модуль «до поля» направлен на знакомство с ключевыми теориями и системами концептов, разработку прикладной концептуализации и дизайна исследования. 
  • Модуль «в поле» предлагает набор практических занятий, которые необходимы для организации сбора данных, проведения интервью и фокус-групп, а также сравнения различных источников информации. 
  • Модуль «после поля» знакомит учащихся с инструментами обработки данных, подготовки отчетов, выводов и рекомендаций. 

Каждый модуль завершается промежуточной аттестацией, в конце курса студенты представляют результат группового исследования.

Подробная программа курса

Модуль «до поля»

Ключевые социологические теории
Социология практик, социология связей, социология представлений. Ключевые социологические теории как развитие классических проектов: постдюркгеймианство, теории социальных связей, микросоциология и теории повседневности (Дюркгейм, Александер, Грановеттер, Бурдье, Гарфинкель).
Постановка исследовательской проблемы
Исследовательские проблемы и исследовательские вопросы. Концептуальные допущения как материал для формулирования гипотез. Гипотезы как связи между понятиями. Роль рефлексивности исследователя и личного социологического воображения в формировании. исследовательских вопросов
Подбор и анализ литературы
История социологии как диалог. Анализ поля литературы: генеративные нейросети, онлайн-каталоги, ведущие журналы.
Критический анализ
Роль критики в социологии. Два смысла критики: Иммануил Кант и подозрение в социологическом анализе.
Прикладная концептуализация
Метафора и концептуализация. Конститутивные и операциональные концепты. Методики визуального изображения систем концептов: концептуальные схемы.
Дизайн исследования
Связь вопроса и объекта: дизайн исследования как эмпирическая работа с философскими вопросами.

Модуль «в поле»

Рекрутинг информантов
Типы информантов и методики рекрутинга. Информанты vs. респонденты vs. эксперты. «Снежный ком», специализированные площадки, панели и агентства.
Включенное наблюдение
Включенное наблюдение как метод социологии и антропологии: рефлексивность как социальный феномен и социологическая проблема. Прагматика включенного наблюдения.
Глубинное интервью
Структурированные vs. неструктурированные интервью. Отличия интервью от опросов. «Глубина» данных: понятие теоретического насыщения.
Фокус-группы
Фокус-группы vs. глубинные интервью, Методические вариации в выборе подхода. Диады и триады. Групповая динамика
Сравнительный анализ методов сбора данных
Соотношение качественных методов по различным критериям: ресурсы, сроки, глубина.
Исследовательская интроспекция
Включенная объективация и рефлексивность социолога. Эпистемические ловушки социологической оптики: bias как инструмент социологического анализа.

Модуль «после поля»

Типы данных и работа с ними
Качественные vs. количественные данные: прагматика различий между видами массивов данных.
Обработка информации
Первичная обработка и «чистка» качественных данных. Логика вторичной обработки: необходимо ли кодирование? Глубина кодирования и вариации «дотошности» в социологическом анализе данных.
Инструменты автоматизации
Генеративные нейросети, цифровые каталоги, software для кодирования информации: что за социолога может сделать техника?
Интерпретация данных
Данные и сюжеты. Механика работы с цитатами. «Насыщенные» данные. Выделение ключевых сюжетов.
Подготовка отчета
Механики презентации результатов исследования: вариации цифровых площадок представления. Зависимость нарратива отчета от аудитории и платформы.

Команда преподавателей:

Степан Козлов
Степан Козлов

MA in Sociology, преподаватель факультета социальных наук Шанинки, партнер исследовательского агентства PROJECTOR

Алина Лихачевская
Алина Лихачевская
MA in Sociology, куратор курса «Качественные исследования в социологии»
Владимир Картавцев
Владимир Картавцев
Кандидат философских наук, преподаватель факультета социальных наук Шанинки, со-основатель и управляющий партнер исследовательского агентства Synopsis Group
Денис Сивков
Денис Сивков
Антрополог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра исследования космизма Шанинки
Иван Александров
Иван Александров
MA in Sociology, преподаватель факультета социальных наук Шанинки
Павел Степанцов
Павел Степанцов
MA in Sociology, преподаватель факультета социальных наук Шанинки, со-основатель и управляющий партнер исследовательского агентства Synopsis Group

Как поступить на курс

  1. Подайте документы через электронный портал: http://epk.msses.ru/login 
  2. Заключите договор и оплатите обучение по ссылке
Стоимость обучения: 80 000 для физических лиц и 100 000 для юридических лиц.

Завершившие программу слушатели могут перезачесть три зачётные единицы ДПО в магистратуре "Фундаментальная социология"


Чтобы получить консультацию по обучению или подать заявку на курс, заполните форму. 

Контакты

 Алина Лихачевская

+7 (995) 901-93-48

mss2100014@universitas.ru