Продолжительность программы: март – май 2024 года
Подача заявок: до 7 марта
Формат обучения: онлайн
Объем программы: 96 академических часов
Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации
Подача заявок: до 7 марта
Формат обучения: онлайн
Объем программы: 96 академических часов
Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации
Программа «Качественные исследования в социологии» — это возможность погрузиться в социальную теорию и использовать ее в прикладных целях: оценивать качество исследований, интерпретировать данные, обосновывать выбранную методологию и разрабатывать для организации дизайн исследования, опирающийся на научный подход и инсайты из поля.
Как оценить качество выполненного подрядчиком исследования? Почему цифры и графики в отчетах не гарантируют достоверность данных? Как еще на этапе проектировки исследования учесть возможные риски и ограничения? Почему чтение социологической теории — это не копание в реликвиях прошлого, а ресурс для повышения эффективности маркетинга компании?
Цель программы: дать слушателям практические навыки по разработке, проведению и подготовке результатов качественных исследований
- Маркетологам, UX-дизайнерам
- Менеджерам и исследователям из коммерческих компаний
- С-level сотрудникам корпораций
Структура курса:
Курс построен в соответствии с ключевыми этапами качественного исследования и содержит 3 модуля: «до поля», «в поле», «после поля».- Модуль «до поля» направлен на знакомство с ключевыми теориями и системами концептов, разработку прикладной концептуализации и дизайна исследования.
- Модуль «в поле» предлагает набор практических занятий, которые необходимы для организации сбора данных, проведения интервью и фокус-групп, а также сравнения различных источников информации.
- Модуль «после поля» знакомит учащихся с инструментами обработки данных, подготовки отчетов, выводов и рекомендаций.
Каждый модуль завершается промежуточной аттестацией, в конце курса студенты представляют результат группового исследования.
Подробная программа курса
Модуль «до поля»
Ключевые социологические теории
Социология практик, социология связей, социология представлений. Ключевые социологические теории как развитие классических проектов: постдюркгеймианство, теории социальных связей, микросоциология и теории повседневности (Дюркгейм, Александер, Грановеттер, Бурдье, Гарфинкель).
Постановка исследовательской проблемы
Исследовательские проблемы и исследовательские вопросы. Концептуальные допущения как материал для формулирования гипотез. Гипотезы как связи между понятиями. Роль рефлексивности исследователя и личного социологического воображения в формировании. исследовательских вопросов
Подбор и анализ литературы
История социологии как диалог. Анализ поля литературы: генеративные нейросети, онлайн-каталоги, ведущие журналы.
Критический анализ
Роль критики в социологии. Два смысла критики: Иммануил Кант и подозрение в социологическом анализе.
Прикладная концептуализация
Метафора и концептуализация. Конститутивные и операциональные концепты. Методики визуального изображения систем концептов: концептуальные схемы.
Дизайн исследования
Связь вопроса и объекта: дизайн исследования как эмпирическая работа с философскими вопросами.
Модуль «в поле»
Рекрутинг информантов
Типы информантов и методики рекрутинга. Информанты vs. респонденты vs. эксперты. «Снежный ком», специализированные площадки, панели и агентства.
Включенное наблюдение
Включенное наблюдение как метод социологии и антропологии: рефлексивность как социальный феномен и социологическая проблема. Прагматика включенного наблюдения.
Глубинное интервью
Структурированные vs. неструктурированные интервью. Отличия интервью от опросов. «Глубина» данных: понятие теоретического насыщения.
Фокус-группы
Фокус-группы vs. глубинные интервью, Методические вариации в выборе подхода. Диады и триады. Групповая динамика
Сравнительный анализ методов сбора данных
Соотношение качественных методов по различным критериям: ресурсы, сроки, глубина.
Исследовательская интроспекция
Включенная объективация и рефлексивность социолога. Эпистемические ловушки социологической оптики: bias как инструмент социологического анализа.
Модуль «после поля»
Типы данных и работа с ними
Качественные vs. количественные данные: прагматика различий между видами массивов данных.
Обработка информации
Первичная обработка и «чистка» качественных данных. Логика вторичной обработки: необходимо ли кодирование? Глубина кодирования и вариации «дотошности» в социологическом анализе данных.
Инструменты автоматизации
Генеративные нейросети, цифровые каталоги, software для кодирования информации: что за социолога может сделать техника?
Интерпретация данных
Данные и сюжеты. Механика работы с цитатами. «Насыщенные» данные. Выделение ключевых сюжетов.
Подготовка отчета
Механики презентации результатов исследования: вариации цифровых площадок представления. Зависимость нарратива отчета от аудитории и платформы.
Команда преподавателей:
![Степан Козлов](/upload/resize_cache/iblock/5a0/150_150_1821712164bebe8964a3cb4f91f48bb72/photo_2023_12_11-13.35.57-_1_.jpeg)
Степан Козлов
MA in Sociology, преподаватель факультета социальных наук Шанинки, партнер исследовательского агентства PROJECTOR, руководитель Лаборатории социологии социальных изменений
![Алина Лихачевская](/upload/resize_cache/iblock/6c8/150_150_1821712164bebe8964a3cb4f91f48bb72/Snimok-ekrana-2022_02_15-v-12.37.49.png)
Алина Лихачевская
MA in Sociology, куратор курса «Качественные исследования в социологии»
![Владимир Картавцев](/upload/resize_cache/iblock/311/150_150_1821712164bebe8964a3cb4f91f48bb72/kartavtsev.jpeg)
Владимир Картавцев
Кандидат философских наук, преподаватель факультета социальных наук Шанинки, со-основатель и управляющий партнер исследовательского агентства Synopsis Group
![Денис Сивков](/upload/resize_cache/iblock/1f9/150_150_1821712164bebe8964a3cb4f91f48bb72/photo_2024_01_24-16.36.57.jpeg)
Денис Сивков
Антрополог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра исследования космизма Шанинки
![Иван Александров](/upload/resize_cache/iblock/4ff/150_150_1821712164bebe8964a3cb4f91f48bb72/photo_2023_11_22-16.26.16.jpeg)
Иван Александров
MA in Sociology, преподаватель факультета социальных наук Шанинки
![Павел Степанцов](/upload/resize_cache/iblock/a4a/150_150_1821712164bebe8964a3cb4f91f48bb72/photo_2023_10_05-12.11.52.jpeg)
Павел Степанцов
MA in Sociology, преподаватель факультета социальных наук Шанинки, со-основатель и управляющий партнер исследовательского агентства Synopsis Group
Как поступить на курс
- Подайте документы через электронный портал: http://epk.msses.ru/login
- Заключите договор и оплатите обучение по ссылке
Стоимость обучения: 80 000 для физических лиц и 100 000 для юридических лиц.
Завершившие программу слушатели могут перезачесть три зачётные единицы ДПО в магистратуре "Фундаментальная социология"
Чтобы получить консультацию по обучению или подать заявку на курс, заполните форму.
Завершившие программу слушатели могут перезачесть три зачётные единицы ДПО в магистратуре "Фундаментальная социология"
Чтобы получить консультацию по обучению или подать заявку на курс, заполните форму.