Старт следующего потока: 1 февраля 2025 года
Продолжительность программы: 1,5 месяца (1 февраля – 22 марта)
График занятий: по субботам с 11:00 до 18:00
Объем программы: 78 академических часа, включающие аудиторные и самостоятельные занятия
Формат проведения: очный
Выдаваемый документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации
Продолжительность программы: 1,5 месяца (1 февраля – 22 марта)
График занятий: по субботам с 11:00 до 18:00
Объем программы: 78 академических часа, включающие аудиторные и самостоятельные занятия
Формат проведения: очный
Выдаваемый документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации
Что такое Ориентированная на решения краткосрочная терапия?
ОРКТ (англ. SFBT, Solution Focused Brief Therapy) – относительно молодое направление психотерапии. Вместе с тем статус и роль этого подхода в мировом терапевтическом сообществе растет от года к году. Подход имеет основательную доказательную базу, является «доказательным», или основанным на опыте (evidence based). Свое основание берет в 1980-х годах и связано с именами американских психотерапевтов Инсу Ким Берг и Стива де Шейзера (Insoo Kim Berg & Steve de Shazer). Некоторые практики, разработанные и апробированные в рамках ОРКТ, сегодня используются как общие приемы и в других подходах (шкалирование, вопросы о предпочитаемом будущем).Этот подход представляет собой принципиально новое измерение в психотерапии, переворачивая с ног на голову традиционные терапевтические каноны. В числе множества отличий ОРКТ от других подходов, главными являются следующие:
- Проблемная ситуация, с которой обращается клиент, в данном подходе не является предметом внимания и расследования психотерапевта. Более того, возможна работа, полностью исключающая разговор о проблеме. Изменения происходят не за счет «проработки», «перекодирования», «катарсиса», «проживания проблемы», а путем конструирования образа предпочитаемого клиентом будущего.
- Фокус внимания клиента и терапевта находится в настоящем и будущем, а не в прошлом. Данный подход опирается на идею, что эффективные, устойчивые изменения могут быть достигнуты без обращения к истории возникновения проблемы и связанным с этим аффектом. Поэтому альянс в данном подходе является ресурсным и поддерживающим.
- Подход базируется на сильных сторонах, ресурсах и компетенциях и именно это является предметом расследования клиента и терапевта. Важная составляющая ОРКТ – это идея об «исключениях» - едва заметных, но уже существующих элементах желаемого будущего в прошлом и настоящем. Эти «исключения» (из проблемной ситуации) обычно могут не замечаться из-за глобальности и эмоциональной «заряженности» проблемы. Выявляя, усиливая, исключения, в поле зрения появляются островки изменения и успеха, из которых складывается результат терапии. По большому счету, выявление исключений – это своеобразный терапевтический ритуал, технология изменений, которой подспудно может обучиться клиент в процессе бесед с терапевтом. Меняя язык самоописания, клиент меняет свою жизнь.
В индивидуальной терапии ОРКТ применяется для решения самого широкого круга задач, в семейной, супружеской терапии, социальной работе, работе с детьми (решение детско-родительских трудностей, а также проблем с поведением). В силу своей универсальности, подход имеет малое число ограничений и в настоящее время его эффективность проверена большим числом исследований. Серьезным преимуществом ОРКТ является возможность использовать подход в разных временных форматах, в том числе в краткосрочном консультировании (1-3 встречи).
Особенности программы
- Удостоверение государственного образца о прохождении курсов краткосрочного повышения квалификации на 78 академических часов.
- Интегральная программа, включающая освоение техник нескольких ветвей ОРКТ (оригинальная модель BFTC, Reteaming Model, BRIEF, Simple Therapy).
- Практическая направленность программы: основное время занимает практика и отработка навыков.
- Просмотр видео работы мастеров ОРКТ, просмотр видео работы русскоязычного терапевта с русскоязычным клиентом.
- Работа с “живыми” клиентами в рефлексивной команде.
- Между аудиторными занятиями слушатели пишут выпускную работу (итоговый проект).
Преподаватели программы
- Михаил Пономарев — клинический психолог, SF-практик, кандидат психологических наук, преподаватель магистерской программы по клинической психологии ИОН РАНХиГС и программы "Психологическое консультирование и коучинг" в МВШСЭН, член Европейской ассоциации краткосрочной терапии и Ассоциации ориентированных на решение практиков и психотерапевтов. Специализируется на применении ОРКТ в клиническом контексте.
- Анна Хегай — магистр психологии, ОРКТ и нарративный терапевт, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, ИДПО, председатель Ассоциации ориентированных на решение практиков и психотерапевтов. Работает в ОРКТ подходе с людьми в трудных жизненных ситуациях (дети-сироты, люди с опытом бездомности, люди с опытом заключения), консультирует пары и семьи с детьми, работает с подростками и сообществами.
Курс ОРКТ в Шанинке кажется маленьким, но только по первому впечатлению. Возникает мысль — сколько же внимания, души и труда вложено в создание этого курса, где создается новый взгляд не только на терапию, но и на себя, на окружающих людей. На каждом занятии появляются истории, которые вдруг оживают. Убежден, что тот дух ОРКТ-терапевта, который создается по прохождению курса, не уступит годовалому обучению с несколькими сотнями часов преподавания.
Структура программы
- 6 аудиторных занятий (48 академических часов)
- Подготовка итогового проекта (8 академических часов)
- Самостоятельная работа между очными занятиями (22 академических часов)
ОРКТ: Занятие 1
Цель: выявление ключевых ожиданий группы от курса, ознакомление с ключевыми идеями и принципами ОРКТ, начало знакомства с ключевыми техниками.
- Знакомство с группой, сбор ожиданий;
- Ключевые идеи и принципы ОРКТ как помогающей практики;
- Структура первой сессии, часть 1: предсессионные изменения, формулировка терапевтического контракта.
- Домашнее задание
ОРКТ: Занятие 2
Цель: освоить навыки работы с образом предпочитаемого будущего в ОРКТ подходе.
Ведущая: Анна Хегай
- Ключевые способы работы с целями, надеждами, ожиданиями и мечтами и ОРКТ-подходе, основные отличия от других подходов;
- Принципы построение разговора, ориентированного на решение;
- Освоение техники Чудесный вопрос в различных контекстах;
- Освоение техники Шкалирование в различных контекстах;
- Вопросы о прогрессе, вопросы о совладании, вопросы об исключениях;
- Домашнее задание
Ведущая: Анна Хегай
ОРКТ: Занятие 3
Цель: освоить применение инструментов и идей ОРКТ в конкретных практических контекстах (работа с кризисными состояниями)
Ведущий: Михаил Пономарев
- Практическое опробование ключевых техник для работы с кризисными состояниями.
- Домашнее задание
Ведущий: Михаил Пономарев
ОРКТ: Занятие 4
Цель: освоить применение инструментов и идей ОРКТ в конкретных практических контекстах (работа с семьями, парами, детьми и подростками, людьми в трудных жизненных ситуациях, в организационном контексте), познакомиться с этическими основами работы ориентированного на решение практика
Ведущая: Анна Хегай
- Инструменты ОРКТ для работы с семьями и детьми;
- Обзор и тренировка навыков в подходе Kids’ Skills Бена Фурмана;
- Инструменты ОРКТ в работе с парами;
- Инструменты ОРКТ в работе с трудной жизненной историей/травмой.
- Домашнее задание: планирование и реализация итогового проекта, посвященного встраиванию ОРКТ в различные рабочие и терапевтические контексты.
Ведущая: Анна Хегай
ОРКТ: Занятие 5
Цель: получить представления о способах измерения эффективности психотерапии и подходах к повышению эффективности работы самих психотерапевтов.
Ведущий: Михаил Пономарев
- Знакомство с ключевыми результатами и концепциями эффективности психотерапии (теория общих факторов);
- Знакомство с ключевым предикторами эффективности терапии (ранние изменения, качество терапевтического альянса);
- Знакомство и освоение на практике шкал обратной связи как ключевых источников информации о ранних изменениях и качестве терапевтического альянса;
- Знакомство с преднамеренной практикой как системой совершенствования навыков психотерапевтов, оказывающих ключевое влияние на эффективность терапии.
- Домашнее задание
Ведущий: Михаил Пономарев
ОРКТ: Занятие 6
Защита итоговых проектов
Цель: интеграция полученных знаний, построение индивидуальных траекторий участников для развития в ОРКТ-подходе.
Ведущие: Анна Хегай, Михаил Пономарев
Цель: интеграция полученных знаний, построение индивидуальных траекторий участников для развития в ОРКТ-подходе.
- Презентация и защита итоговых проектов;
- Завершение курса, обратная связь по курсу.
Ведущие: Анна Хегай, Михаил Пономарев
Стоимость обучения: 53 000 рублей
Скидка 20% для выпускников Шанинки
Скидка 10% при ранней оплате до 21 января
Заполните форму, чтобы оставить заявку на обучение.
Скидка 20% для выпускников Шанинки
Скидка 10% при ранней оплате до 21 января
Заполните форму, чтобы оставить заявку на обучение.