Ориентированная на решение краткосрочная терапия

Ориентированная на решение краткосрочная терапия

Старт следующего потока: 18 мая 2024 года
Продолжительность программы: 18 мая – 29 июня
График занятий: по субботам с 11:00 до 18:00
Объем программы: 78 академических часа, включающие аудиторные и самостоятельные занятия
Формат проведения: очный

Выдаваемый документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Что такое Ориентированная на решения краткосрочная терапия?

ОРКТ (англ. SFBT, Solution Focused Brief Therapy) – относительно молодое направление психотерапии. Вместе с тем статус и роль этого подхода в мировом терапевтическом сообществе растет от года к году. Подход имеет основательную доказательную базу, является «доказательным», или основанным на опыте (evidence based). Свое основание берет в 1980-х годах и связано с именами американских психотерапевтов Инсу Ким Берг и Стива де Шейзера (Insoo Kim Berg & Steve de Shazer). Некоторые практики, разработанные и апробированные в рамках ОРКТ, сегодня используются как общие приемы и в других подходах (шкалирование, вопросы о предпочитаемом будущем).

Этот подход представляет собой принципиально новое измерение в психотерапии, переворачивая с ног на голову традиционные терапевтические каноны. В числе множества отличий ОРКТ от других подходов, главными являются следующие:

  1. Проблемная ситуация, с которой обращается клиент, в данном подходе не является предметом внимания и расследования психотерапевта. Более того, возможна работа, полностью исключающая разговор о проблеме. Изменения происходят не за счет «проработки», «перекодирования», «катарсиса», «проживания проблемы», а путем конструирования образа предпочитаемого клиентом будущего.
  2. Фокус внимания клиента и терапевта находится в настоящем и будущем, а не в прошлом. Данный подход опирается на идею, что эффективные, устойчивые изменения могут быть достигнуты без обращения к истории возникновения проблемы и связанным с этим аффектом. Поэтому альянс в данном подходе является ресурсным и поддерживающим.
  3. Подход базируется на сильных сторонах, ресурсах и компетенциях и именно это является предметом расследования клиента и терапевта. Важная составляющая ОРКТ – это идея об «исключениях» - едва заметных, но уже существующих элементах желаемого будущего в прошлом и настоящем. Эти «исключения» (из проблемной ситуации) обычно могут не замечаться из-за глобальности и эмоциональной «заряженности» проблемы. Выявляя, усиливая, исключения, в поле зрения появляются островки изменения и успеха, из которых складывается результат терапии. По большому счету, выявление исключений – это своеобразный терапевтический ритуал, технология изменений, которой подспудно может обучиться клиент в процессе бесед с терапевтом. Меняя язык самоописания, клиент меняет свою жизнь.
Ориентированная на решение краткосрочная психотерапия – это не только терапия. В широком смысле можно говорить об ориентированной на решение практике, поскольку данный подход, кроме собственно терапевтических техник, являет собой мета-позицию, способ мышления, эффективный для применения в самых разнообразных областях, например, в педагогике, социальной работе, медицине. За короткую историю ОРКТ в мире, разработано и разрабатывается огромное количество инструментов, приложений данного подхода к различным ситуациям, случаям, запросам. Кроме того, существует немало ветвей, или стилей данного подхода (финские модели, Брюгге-стиль, институт BRIEF).

В индивидуальной терапии ОРКТ применяется для решения самого широкого круга задач, в семейной, супружеской терапии, социальной работе, работе с детьми (решение детско-родительских трудностей, а также проблем с поведением). В силу своей универсальности, подход имеет малое число ограничений и в настоящее время его эффективность проверена большим числом исследований. Серьезным преимуществом ОРКТ является возможность использовать подход в разных временных форматах, в том числе в краткосрочном консультировании (1-3 встречи).
Курс ОРКТ в Шанинке кажется маленьким, но только по первому впечатлению. Возникает мысль — сколько же внимания, души и труда вложено в создание этого курса, где создается новый взгляд не только на терапию, но и на себя, на окружающих людей. На каждом занятии появляются истории, которые вдруг оживают. Убежден, что тот дух ОРКТ-терапевта, который создается по прохождению курса, не уступит годовалому обучению с несколькими сотнями часов преподавания.
Антон Жарков, выпускник курса
Углубленная программа обучения ОРКТ в Шанинке (МВШСЭН) была разработана и апробирована известным психологом, доцентом факультета практической психологии МВШСЭН, к.ф.н Дмитрием Стебаковым.
Дмитрий Стебаков был одним из главных популяризаторов подхода ОРКТ в России и СНГ, членом президиума Европейской ассоциации краткосрочной терапии, а также одним из основателей Ассоциации ориентированных на решение психотерапевтов и практиков (АОРПП).
К сожалению, в сентябре 2022 Дмитрия Стебакова не стало. Спустя полгода после его смерти было принято решение продолжить начатый Дмитрием проект по профессиональному обучению ОРКТ-специалистов для того, чтобы это важно современное направление в терапии и социальной работе становилось всё более известным в русскоязычном пространстве, как и мечтал Дмитрий.
Ведущими программы в 2023 году стали коллеги Дмитрия, работавшие с ним в целом ряде психотерапевтических, образовательных и социальных проектов в ОРКТ подходе.
  • Михаил Пономарев — клинический психолог, SF-практик, кандидат психологических наук, преподаватель магистерской программы по клинической психологии ИОН РАНХиГС и программы "Психологическое консультирование и коучинг" в  МВШСЭН, член Европейской ассоциации краткосрочной терапии и Ассоциации ориентированных на решение практиков и психотерапевтов. Специализируется на применении ОРКТ в клиническом контексте.
  • Анна Хегай — магистр психологии, ОРКТ и нарративный терапевт, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, ИДПО, член Ассоциации ориентированных на решение практиков и психотерапевтов. Работает в ОРКТ подходе с людьми в трудных жизненных ситуациях (дети-сироты, люди с опытом бездомности, люди с опытом заключения), консультирует пары и семьи с детьми, работает с подростками и сообществами.

Структура программы

  • 6 аудиторных занятий (48 академических часов)
  • Подготовка итогового проекта (8 академических часов)
  • Самостоятельная работа между очными занятиями (22 академических часов)
ОРКТ: Занятие 1
Цель: выявление ключевых ожиданий группы от курса, ознакомление с ключевыми идеями и принципами ОРКТ, начало знакомства с ключевыми техниками.
  • Знакомство с группой, сбор ожиданий;
  • Ключевые идеи и принципы ОРКТ как помогающей практики;
  • Структура первой сессии, часть 1: предсессионные изменения, формулировка терапевтического контракта.
  • Домашнее задание 
Ведущие: Михаил Пономарев, Анна Хегай. 
ОРКТ: Занятие 2
Цель: освоить навыки работы с образом предпочитаемого будущего в ОРКТ подходе.
  • Ключевые способы работы с целями, надеждами, ожиданиями и мечтами и ОРКТ-подходе, основные отличия от других подходов;
  • Принципы построение разговора, ориентированного на решение;
  • Освоение техники Чудесный вопрос в различных контекстах;
  • Освоение техники Шкалирование в различных контекстах;
  • Вопросы о прогрессе, вопросы о совладании, вопросы об исключениях;
  • Домашнее задание

Ведущая: Анна Хегай
ОРКТ: Занятие 3
Цель: освоить применение инструментов и идей ОРКТ в конкретных практических контекстах (работа с кризисными состояниями, работа с группами)
  • Практическое опробование ключевых техник для работы с кризисными состояниями.
  • Домашнее задание

Ведущий: Михаил Пономарев 
ОРКТ: Занятие 4
Цель: освоить применение инструментов и идей ОРКТ в конкретных практических контекстах (работа с семьями, парами, детьми и подростками, людьми в трудных жизненных ситуациях, в организационном контексте)
  • Инструменты ОРКТ для работы с семьями и детьми;
  • Обзор и тренировка навыков в подходе Kids’ Skills Бена Фурмана;
  • Инструменты ОРКТ в работе с парами;
  • Инструменты ОРКТ в работе с трудной жизненной историей/травмой.
  • Домашнее задание: планирование и реализация итогового проекта, посвященного встраиванию ОРКТ в различные рабочие и терапевтические контексты. 

Ведущая: Анна Хегай 
ОРКТ: Занятие 5
Цель: получить представления о способах измерения эффективности психотерапии и подходах к повышению эффективности работы самих психотерапевтов.
  • Знакомство с ключевыми результатами и концепциями эффективности психотерапии (теория общих факторов);
  • Знакомство с ключевым предикторами эффективности терапии (ранние изменения, качество терапевтического альянса);
  • Знакомство и освоение на практике шкал обратной связи как ключевых источников информации о ранних изменениях и качестве терапевтического альянса;
  • Знакомство с преднамеренной практикой как системой совершенствования навыков психотерапевтов, оказывающих ключевое влияние на эффективность терапии.
  • Домашнее задание 

Ведущий: Михаил Пономарев 
ОРКТ: Занятие 6
Защита итоговых проектов
Цель: интеграция полученных знаний, построение индивидуальных траекторий участников для развития в ОРКТ-подходе.
  • Презентация и защита итоговых проектов;
  • Завершение курса, обратная связь по курсу.

Ведущие: Анна Хегай, Михаил Пономарев 

Особенности программы

  • Удостоверение государственного образца о прохождении курсов краткосрочного повышения квалификации на 78 академических часов.
  • Интегральная программа, включающая освоение техник нескольких ветвей ОРКТ (оригинальная модель BFTC, Reteaming Model, BRIEF, Simple Therapy).
  • Практическая направленность программы: основное время занимает практика и отработка навыков.
  • Просмотр видео работы мастеров ОРКТ, просмотр видео работы русскоязычного терапевта с русскоязычным клиентом.
  • Работа с “живыми” клиентами в рефлексивной команде.
  • Между аудиторными занятиями слушатели пишут выпускную работу (итоговый проект).
Стоимость обучения: 47 000 рублей 
Скидка 20% для выпускников Шанинки
Скидка 10% при ранней оплате до 4 мая

Контакты:

Наталья Рязанова
+7 (903) 131-21-51
ryazanova-na@universitas.ru