Современная проза. Современные литературные практики

Современная проза. Современные литературные практики

Цель курса "Современная проза" — создание нового поколения авторов, которые смогут рассказать о современности и о частном/коллективном опыте оригинальным и адекватным реальности языком.
Продолжительность программы: с 3 ноября по 22 декабря
Объем программы: 72 часа 
Расписание: занятия проводятся 3 раза в неделю: пн, чт – с 19:00 до 22:00, сб – с 12:00 до 15:30 
Стоимость обучения: 50 000 руб.
Разработанная кураторами и преподавателями Школы литературных практик программа дает обзор самых актуальных жанров и методов письма – эссе, автофикшна, литературной антропологии. Также мы будем уделять много внимания сюжетной прозе, умению придумывать истории, разрабатывать героев и создавать “ткань жизни”. 

Нас волнует такой спектр проблем, как новые способы письма об экологии, телесности, гендере, травме, насилии. В ходе курса мы займемся деконструкцией и переосмыслением традиционного канона русскоязычной литературы, попытаемся настроить свои деколониальные и фем-оптики и рассмотрим трансформацию письма под их влиянием.

Во время занятий мы всегда стремимся создать безопасное пространство для совместной рефлексии и практик письма. В стоимость программы также включен индивидуальный тьюторинг – встречи с преподавателями для обсуждения своих прозаических работ от разработки идеи до финального текста.

Курсы

Лаборатория прозы

Преподавательницы: Евгения Некрасова, Алеся Атрощенко
В ходе курса студенты совместно с преподавательницами будут заниматься поиском адекватного современности языка, который поможет рассказать о реальности сквозь призму опыта и авторской оптики.

Поэтика современной прозы

Преподавательница: Алеся Атрощенко
В ходе курса мы изучим, как устроен современный прозаический текст. Что делает его актуальным и адекватным времени, а какие поэтики и авторские стратегии сегодня можно считать устаревшими? На какой корпус текстов 19 и 20 веков может опираться современный автор и что дает ему связь с традицией? Мы рассмотрим основные направления и тенденции развития прозы и проанализируем поэтику наиболее резонансных и актуальных прозаические текстов.

Литературная антропология

Преподаватель: Ольга Брейнингер
Курс направлен на знакомство, обсуждение и практическое использование антропологических и этнографических методов в художественном творчестве: от классического интервью, включенного наблюдения и работы с эмпирическими данными до создания перформанса и фейка как смыслообразующих элементов писательской работы. 

Эссеистика

Преподаватель: Оксана Васякина
В рамках курса студенты разберут тексты классиков эссе и напишут свои собственные работы об искусстве, поэзии и теориях. Лаборатория включает в себя несколько форматов: ридинг-группа, быстрое письмо на занятиях, обсуждение домашних упражнений. Также у участниц и участников лаборатории будет возможность скорректировать предложенную программу в процессе.

Чему вы научитесь:

  • разбираться в трендах актуальной прозаической литературы, 
  • создавать собственные прозаические и аналитические тексты, 
  • ориентироваться в возможностях для публикации текстов.

Кураторы и преподаватели

Алеся Атрощенко
Алеся Атрощенко
Филолог, кандидат филологических наук, куратор проектов в сфере культуры, сокуратор Школы литературных практик.
Ольга Брейнингер
Ольга Брейнингер
PhD, писатель, переводчик, литературный антрополог
Оксана Васякина
Оксана Васякина
Писательница, поэтесса, эссеистка, со-куратор Школы литературных практик. Лауреат премии «НОС», 2022 (за роман «Рана»).
Евгения Некрасова
Евгения Некрасова
Российская писательница и сценаристка, автор романа «Калечина‑Малечина», цикла прозы «Сестромам. О тех, кто будет маяться», романа «Кожа» и сборника рассказов, повестей и поэм «Домовая любовь».
Первые выпускники аналогичных программ публиковали малую и большую прозу, работа над которой велась в течение занятий и индивидуального тьюторинга.

Отзывы

До этого я ходила на разные другие курсы, но в них меня всегда раздражала поточность, строгая иерархия в отношениях со студентами и сакрализация того, что называется литературным каноном. В ШЛП все по-другому, ее главная идея — это поиск актуальных сюжетов и актуального языка.
Даша Благова, писательница, редакторка, продюсерка, роман «Южный ветер» выйдет в издательстве «Есть смысл»
Школа литературных практик настроила мне феминистскую оптику, дала вектор, о чём писать, как писать, коллективные обсуждения дали примеры, ориентиры, списки литературы —координаты письма. Я поняла, что интуитивно выбрала — по текстам кураторок, по описанию на сайте «свою» среду и «своих» людей.
Анна Шипилова, прозаик
В ходе курса я поняла, что сама могу писать, ведь до этого никто не оценивал мои тексты. Здесь абсолютно открытое, честное и эмпатичное сообщество, которое не только хвалит, сомневается, но и помогает, вытаскивает из скорлупок всех, кто часть жизни, возможно, спал и занимался другими делами.
Таня Анциферова, журналистка, куратор проекта «Школа северного текста»

Контакты

Наталья Рязанова
89031312151
ryazanova-na@universitas.ru