Повышение квалификации:
Общий стаж работы: 42 года
Преподавательский стаж: 25 лет
Электронный адрес: irina.korotkina@gmail.com; korotkina@universitas.ru
И.Б.Короткина преподает в Шанинке с 1996 г. С 2008 г. руководит межфакультетской кафедрой английского языка и ее программами. Автор свыше 80 научных публикаций, в том числе трех монографий и 10 учебных пособий общим объемом более 200 п.л. Ввела термины «академическое письмо» и «академическая грамотность» в кандидатской диссертации и заложила научно-теоретические и методологические основы для введения академического письма как дисциплины в российское высшее образование в докторской диссертации. Рецензирует англоязычные и русскоязычные статьи в отечественных научных журналах, входящих в международные базы Web of Science и Scopus, и консультирует редакторов по вопросам публикационной этики. Выступает на международных конференциях, проводит семинары и мастер-классы в университетах и научных организациях в России и за рубежом, курирует рубрику «Академическое письмо и исследовательские компетенции» в журнале «Высшее образование в России» (Scopus, ВАК). Член Национального консорциума центров академического письма и главный редактор англоязычного научного журнала Journal of Academic Literacy and Research Skills (JALRS). С 2018 г. является основателем и руководителем Центра академического письма и коммуникации РАНХиГС.
1. Короткина, И.Б. Модели обучения академическому письму: Зарубежный опыт и отечественная практика: монография [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 219 с. – (Серия: Актуальные монографии). – 13,7 п.л.
2. Короткина, И.Б. Academic Vocabulary for Social Sciences. Академическая лексика социальных дисциплин: учеб. пособие [Текст] / И.Б.Короткина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 302 с. – 22,2 п.л.
3. Короткина, И.Б. Трансдисциплинарный подход к разработке курса по академическому чтению профильных текстов (на примере публичной политики [Глава 8, текст] / Ю.А.Комарова [и др.] // Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика: монография / Под ред. Н.В.Баграмовой, Н.В.Смирновой, И.Ю.Щемелевой. – СПб.: «Златоуст», 2016. – 184 с. С. 123-142. – 11,5/2 п.л.
4. Короткина, И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 295 с. – (Серия: Образовательный процесс). – 24 п.л.
5. Короткина, И.Б. English for Public Policy, Administration and Management. Английский язык для государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 229 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). – 12 п.л.
6. Короткина, И.Б. Академическое письмо: учебно-методическое пособие для руководителей школ и специалистов образования: учеб. пособие [Текст] / И.Б. Короткина. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011. – 175 с. – 8,7 п.л.
7. Короткина, И.Б. Профессиональный текст: академическое письмо для руководителей школ и специалистов образования: монография [Текст] / И.Б.Короткина. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011. – 199 с. – 10 п.л.
8. Короткина, И.Б. English for Public Administration. Английский для государственного управления: учебно-методич. пособие [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: Изд-во «Дело», 2010. – 330 с. – 17 п.л.
9. Короткина, И.Б. Английский для профессионального развития в новом образовательном пространстве: учеб. пособие [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: «Логос»: Университетская книга, 2009. 200 с. – 25 п.л.
10. Logical Grammar: The Tenses. Логическая грамматика: видовременная система: учебно-методическое пособие на англ.яз. [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: «Чистые пруды», 2005. 32 с. – 1,5 п.л.
II. Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
5. Короткина, И.Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований [Текст] / И.Б. Короткина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 4 (51). – 0,5 п.л.
6. Короткина, И.Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике [Текст] / И.Б. Короткина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т.1. № 3 (50). – С.130–145. – 0,5 п.л.
7. Короткина, И.Б. Классическая риторика как основа современной дисциплины академического письма [Текст] / И.Б. Короткина // Философия образования. – 2018. – № 2 (75). – С. 106-123. – 1 п.л.
8. Короткина, И.Б. Оценка академического и научного текста в трех измерениях академической грамотности [Текст] / И.Б. Короткина // Ценности и смыслы. – 2017. – № 6. – С. 109–126. – 1 п.л.
9. Короткина, И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования [Текст] / И.Б. Короткина // Ценности и смыслы. – 2017. – № 5, С. 20–31. – 0,7 п.л.
10. Короткина, И.Б. Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (Часть 2) [Текст] / Е.Н.Ивахненко [и др.] // Высшее образование в России. – 2017. – № 8–9. – С. 74–99. – 2/0,6 п.л.
11. Короткина, И.Б. Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (Часть 1) [Текст] / Е.Н.Ивахненко [и др.] // Высшее образование в России. – 2017. – № 7. – С. 46–68. – 1,8/0,4 п.л.
12. Korotkina, I.B. Expanding academic vocabulary through logical games [Текст] / И.Б. Короткина // Вопросы современной науки и практики. – 2017. – № 4 (66). – С. 173–180. – 0,5 п.л.
13. Короткина, И.Б. Российский консорциум центров письма [Текст] / И.Б.Короткина, Е.М.Базанова // Высшее образование в России. – 2017. – № 4. – С. 50–57. – 0,6/0,5 п.л.
14. Короткина, И.Б. О «дорожных картах», «рейтинговой лихорадке» и академическом письме [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2017. – № 1. – С. 15–24. – 0,7 п.л.
15. Короткина, И.Б. Проблемы адаптации американской модели центра письма [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2016. – № 8–9. – С. 56–65. – 0,8 п.л.
16. Короткина, И.Б. Университетские центры академического письма в России: цели и перспективы [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2016. – № 1. – С. 75-86. – 1 п.л.
17. Короткина, И.Б. Текст как вклад в научную дискуссию: что такое «фокус»? [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 44–51. – 0,5 п.л.
18. Короткина, И.Б. Свое и чужое: проблемы использования источников в научном тексте [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2015. – № 2. – С. 142–150. – 0,6 п.л.
19. Короткина, И.Б. Грамотность научного текста: концептуальные расхождения между Россией и Западом и их последствия [Текст] / И.Б.Короткина // Научная периодика: проблемы и решения. – 2014. – № 2 (20) – С. 34–39. – 0,6 п.л.
20. Короткина, И.Б. От лингвистического центра к центру академического письма [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2013. – № 8–9. – С. 120–124. – 0,5 п.л.
21. Короткина, И.Б. Академическое письмо: новые события, новые перспективы [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2013. – № 7. – С. 99–100. – 0,3 п.л.
22. Короткина, И.Б. Академическое письмо: на пути к концептуальному единству [Текст] / И.Б. Короткина // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 136–142. – 0,5 п.л.
III. Научные статьи (РИНЦ, SSRN и др.)
23. Короткина, И.Б. Российские ученые меж двух огней: конфликт традиций отечественного и международного письма [Текст] / И.Б. Короткина // Научное издание международного уровня – 2018: редакционная политика, открытый доступ, научные коммуникации: материалы 7-й междунар. науч.-практ. конф. Москва, 24–27 апреля 2018 г. / Отв. ред. О. В. Кириллова; АНРИ; НП «НЭИКОН». 2018. – С. – 0,5 п.л.
24. Korotkina, I.B. University Writing Centers in Russia: Balancing Unity and Diversity // Higher Education in Russia and Beyond (HERB). – Higher School of Economics, 2018. – 2 (16). – P. – 0,5 п.л.
25. Korotkina, I.B. Writing Centers in Russia: Limitations and Challenges // EduRN, Social Science Education eJournal. – Elsevier, 2018. – Vol. 1. – URL: http://ssrn.com/abstract=2939495 – 0,8 п.л.
26. Короткина, И.Б. Логика научного текста: неизвестный синтаксис [Текст] / И.Б. Короткина // Научное издание международного уровня – 2017: мировая практика подготовки и продвижения публикаций: материалы 6-й международ. науч.-практ. конф. Москва, 18–21 апреля 2017 г. / Отв. ред. О. В. Кириллова; АНРИ; НП «НЭИКОН». – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – С. 60–65. – 0,8 п.л.
27. Короткина, И.Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации [Текст] / И.Б. Короткина // Научный редактор и издатель. – 2017. – Т. 2. № 1. – С. 8–13. – 0,7 п.л.
28. Korotkina, I.B. Shaping academic writing in Russia // Proceedings of the 3rd International Conference on ESP/EAP/EMI in the Context of the Higher Education Internalization / E.Frumina, L.Bondareva (eds.). – Moscow, 2016. – P. 33–42.
29. Короткина, И.Б. Academic Vocabulary for Social Sciences: академическая лексика для социальных дисциплин [Текст] / И.Б. Короткина // Учитель, ученик, учебник: материалы VIII международной конференции. – М: «КДУ», «Университетская книга», 2016. – С. 484–469. – 0,5 п.л.
30. Короткина, И.Б. Академическое письмо: Смена национальной традиции или преодоление псевдокультурного барьера? [Текст] / И.Б. Короткина // «Американская культура: от становления нации к транснационализму». Материалы XL Международной конф. Общества по изучению культуры США. Москва, 2014. – М.: МГУ, 2015. – С. 196–202. – 0,5 п.л.
31. Korotkina, I.B. Academic Writing in Russia: Evolution or Revolution? // Social Science Research Network (SSRN). – Elsevier, 2014. – URL: http://ssrn.com/abstract=2435130 – 1,2 п.л.
32. Korotkina, I.B. English for Public Policy: ESP course design in the changing social science education in Russia // English for Specific Purposes SIG Journal. – 2014. – Issue 43. – P. 24–29. – 0,8 п.л.
33. Korotkina, I.B. Teaching Academic Vocabulary to Social Scientists // Social Science Research Network (SSRN). – Elsevier, 2014. – URL: http://ssrn.com/abstract=2435262 – 0,7 п.л.
34. Korotkina, I.B. New Literacy: Overcoming educational divides // “Communicating through the Universe”. International Collection of Research Articles. – Moscow – Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2014. – P. 231–238. – 0,5 п.л.
За время работы в Шанинке приняла участие в качестве докладчика более чем в 70 научных конференциях, в том числе за последние 3 года:
Проведены научно-практические семинары, открытые лекции и курсы повышения квалификации по академическому письму и письму для научно-публикационных целей:
НИР «Анализ зарубежных моделей обучения академическому письму в зарубежной практике и рекомендации для Российской Федерации» в соответствии с Государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на 2016 г. по научному направлению «Экономика образования и перспективы реформы образования. Научно-методическое обеспечение государственной кадровой политики».