Пути России 2014: Новый старый порядок – вечное возвращение?

Пути России 2014: Новый старый порядок – вечное возвращение?

XXI Международный симпозиум «Пути России: Новый старый порядок – вечное возвращение?»

21-22 марта 2014 года

Минувший год не только в России, но и в большой степени во всем мире продемонстрировал важную тенденцию, значение которой пока остается спорным, но, как представляется, скорее будет нарастать, чем ослабляться. В самом общем виде ее можно охарактеризовать как размывание, вплоть до полного исчезновения, перспективы будущего. Несомненно, социальная и политическая жизнь не останавливается, в ней происходит множество событий и вызревает множество процессов, в том числе и таких, которые окажутся в скором времени совершенно непредвиденными. Речь идет о другом, а именно, об исчезновении перспективы предвидимого, желаемого, так или иначе планируемого будущего, с которым соизмеряются идеологические конструкции, далеко идущие планы, социальные теории и практика.


В этой ситуации одним из наиболее частых ответов на вызовы становится обращение к тому, что уже неоднократно встречалось в прошлом. В России это принимает форму идеологического консерватизма – но не в смысле консервации того, что есть сейчас, а в смысле более радикального консерватизма, пытающегося обнаружить в разных периодах российской истории более или менее надежные, проверенные способы осмысления ситуации и овладения ею. Есть и совершенно недвусмысленные попытки представить консерватизм как господствующую, одобренную государственной властью идеологию и способ самопрезентации России в международном сообществе. Однако дело не только в идеологии. Речь идет об укреплении и реставрации практик и институтов социального управления, политического и полицейского господства – в той мере, в какой современное понимается именно в качестве консервируемого и восстанавливаемого, а не того, что находится в процессе модернизации как приближения к некоторому образцу модерна. Складывается и активно внедряется через средства массовой информации язык социальных описаний, напоминающий о языке прошлых эпох.

Это многообразное обращение к прошлому как идеологический, культурный и политический феномен нуждается в теоретическом осмыслении. Мы исходим из того, что единого однородного и одинакового прошлого нет, оно является конструктом тех социальных процессов, которые происходят в настоящем. Образы прошлого, прошлое как модель оценивания настоящего и проектирования ближайшего будущего производятся разными социальными группами, накладываются один на другой, становятся предметом конкуренции, иногда – ожесточенных конфликтов. Это относится, в частности, и к современному национализму, ставшему – в виде достаточно сильно различающихся между собой течений и группировок – значительным фактором внутренней жизни страны, к попыткам возрождения архаических моральных систем и, разумеется, к широко и повсеместно практикуемой критике общественных устройств и культуры модерна. Необходимо отметить, что модернизация науки, техники, производства, здравоохранения, коммуникаций и транспорта не ставятся под сомнение. Мы имеем дело с феноменом, хорошо известным, по меньшей мере, с позапрошлого века и давшим любопытные результаты также и в двадцатом столетии. Если воспользоваться одной из полемических формул Юргена Хабермаса, речь идет о том, чтобы сказать «да» современному обществу, говоря одновременно «нет» современной культуре, в том числе, добавим, и культуре политической.

Несомненно, ничего невозможного или небывалого нет в ситуациях, когда именно культурно-политический консерватизм оказывается благотворным для модернизации других областей социальной жизни. Однако здесь нет и прямой связи, тем более в современном глобальном обществе. Точно так же нельзя не видеть, что к жизни отчасти возвращаются классические, но появляются также и совсем новые формы протеста и отрицания господствующего порядка, революционного и реформистского поведения. Правильно оценить их можно, во-первых, не забывая об образцах прошлого, которые в них реактуализируются, а во-вторых, принимая во внимание тот новый контекст – и местный, и глобальный – в котором они существуют.

Во всяком случае, социальные и гуманитарные науки в нашей стране получают много материала для осмысления происходящего и, возможно, переосмысления того прямодушного модернизационного порыва, которым отличались предшествующие десятилетия. Дискуссии на ежегодной конференции «Пути России» должны способствовать формированию новых подходов к тому, что, возможно, станет одним из продолжительных этапов нашей новейшей истории.


На симпозиуме планируется работа секций и круглых столов

 
  • Как долго продлится «националистический поворот»? Руководитель – Владимир Малахов
  •  «Социальные порядки: спонтанные, навязанные и рассказанные». Руководитель – Александр Филиппов
  •   Секция «Организационное развитие: технологические и знаниевые составляющие» Ведущие:Евгений Моргунов (МВШСЭН), Вероника Кабалина (НИУ ВШЭ), Игорь Гурков (НИУ ВШЭ)
  •   Секция «Национализмы Российской империи и ее соседей (XIX – XX вв.)» Руководитель – Андрей Тесля.
  • Секция «Свобода в современной России в контексте философско-гуманитарного знания». Руководитель – Сергей Никольский (Институт философии Российской академии наук)
  • Секция «Траектории заброшенных и неосвоенных территорий России: переосмысливая устойчивое бездорожье и ухабистое развитие». Руководители: Теодор Шанин, Александр Никулин.
  • Секция «Онлайн-активизм и социальные движения в оффлайне: способы изучения гражданских инициатив 2011-2014 годов». Руководитель секции: Иван Климов (Центр изучения Интернета и общества РЭШ). Со-организаторы и peer-reveiew group: Карин Клеман (ЕУ СПб), Татьяна Индина (РЭШ). 

552