Интервью с выпускниками курса «Дизайн-мышление в креативных проектах»

Интервью с выпускниками курса «Дизайн-мышление в креативных проектах»

В начале учебного года в Шанинке прошел онлайн-курс «Дизайн-мышление в креативных проектах», на котором студенты учились проектированию культурных продуктов на основе синтеза креативного, критического и дизайн-мышления. Мы задали пять вопросов об обучении пяти студентам, получившим грант в рамках конкурса на дистанционное и онлайн-обучение Благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» и Благотворительного фонда «Доброта Севера».


Александра Теребова
Александра Теребова
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Нюксенского краеведческого музея, Вологодская область
Дмитрий Шумилов
Дмитрий Шумилов
Заведующий сектором Музей-усадьба «Рождествено» (филиал Музейного агентства Ленинградской области)
Наталья Заболотских
Наталья Заболотских
Специалист по связям с общественностью Национального музея Республики Карелия
Ольга Смирнова
Ольга Смирнова
Старший научный сотрудник Архитектурно-этнографического музея «Семёнково», Вологодская область
Софья Дуркина
Софья Дуркина
Методист Сыктывдинского музейного объединения, Республика Коми
1. Почему вы выбрали курс «Дизайн-мышление в креативных проектах»?

Софья Дуркина: Деятельность современного музея невозможно представить без грантовой деятельности. Чтобы находить для наших проектов хорошие идеи и правильно их презентовать, и грамотно доводить проект от идеи до реализации, я выбрала курс от Шанинки «Дизайн-мышление в креативных проектах».

Дмитрий Шумилов: Наш музей сейчас готовит проект новой постоянной экспозиции, которая откроется после реставрации музея: необходимо разработать новые приемы коммуникации посетителя и экспозиции, проанализировать современный музейный опыт, отобрать и адаптировать необходимое, работать в постоянной команде и со специалистами, приглашенными для выполнения конкретных задач на каждом этапе. Для решения этой задачи я и выбрал курс «Дизайн-мышление в креативных проектах».

Ольга Смирнова: Музей «Семёнково» — музей под открытым небом, который сохраняет и рассказывает о традиционной культуре крестьян Вологодской губернии конца XIX - начале XX века. Памятники деревянного зодчества, предметы быта, образцы духовной культуры, практики крестьян — наследие, о котором многие посетители имеют представление. Как знакомые темы сделать актуальными, интересными на сегодняшний день? Этот вопрос давно волновал меня. В курсе «Дизайн-мышление в креативных проектах» я увидела обучение новым подходам к рассмотрению видимых проблем и выстраиванию проектных решений.

Александра Теребова: Хочется придумывать нешаблонные культурные проекты, которые были бы интересны и полезны для современной аудитории.

Наталья Заболотских: Понравилось описание курса и не совсем стандартный подход к социокультурному проектированию. 
До начала обучения у меня не было никаких проектных идей. Но благодаря индивидуальной работе с педагогом-наставником все задачи решились легко и просто.
2. Как знания или практические навыки, полученные на этом курсе, повлияли на вашу работу в музее? Какие инструменты вы используете?

Софья Дуркина: Так совпало, что обучение на курсе началось в конце октября, а в середине ноября два крупных грантовых конкурса завершали прием заявок. В процессе обучения с помощью преподавателей я разработала проект, и подала заявки на конкурсы от «Музеев Русского Севера» и «Президентского фонд культурных инициатив».

Дмитрий Шумилов: В период реставрации основного здания, наш музей ищет новые способы работы с посетителями в усадебном парке. В этом процессе очень важный моментом является создание творческой атмосферы в коллективе. Программа курса и опыт преподавателей позволили понять работу методик дизайн-мышления, и как правильно управлять процессом креативной работы.

Ольга Смирнова: Глубокая и обширная теоретическая часть курса помогла и легко легла на практическую работу. В рамках курса я разработала социокультурный проект, направленный на создание площадки-диалога по освоению традиционных трудовых практик крестьян Вологодского края. В планах — работа по проекту, изучение выбранной темы и подача на грантовый конкурс. Остается большое желание обращаться к материалам и лекциям курса и искать в них вдохновение.

Наталья Заболотских: По итогам курса получился довольно интересный проект, направленный на взаимодействие с музейной сетью Карелии, с сотрудниками небольшого музея. Если его немного доработать, то вполне можно подать на грантовый конкурс. Здорово, что идеей проекта заинтересовались и мои одногруппники по курсу из других регионов. Мне нужно еще немного времени, чтобы окончательно «переварить» большой объем информации, перечитать конспекты и разобрать собственные заметки «на полях».
Социокультурное проектирование позволяет улучшить жизнь конкретных людей. Каждое начатое дело приобретает особую значимость и ценность в том, чтобы реализовать его до конца.
3. С какими сложностями вы столкнулись во время обучения и как их преодолели?

Софья Дуркина: Обучение началось с теоретических основ, мы углублялись в философские учения середины ХХ века. Поначалу было очень тяжело вникать в сложные тексты, но постепенно я втянулась, очень помогли онлайн-занятия с преподавателями и коллегами, где мы обсуждали прочитанное.

Дмитрий Шумилов: Программа курса невероятно концентрирована по содержанию теоретической и практической работы. С самого первого занятия был задан темп, который было непросто выдержать. Но интерес к программе после первых «живых» встреч добавил внутренних ресурсов для того, чтобы всё успевать.

Ольга Смирнова: Сложности были в освоении теоретической части. Учебный процесс шёл параллельно музейной работе и, хотя все лекции были доступны 24 часа, времени не хватало. Тайминг онлайн-встреч с преподавателями предполагал усвоение определенных тем. Хотелось соответствовать их ожиданиям на занятиях. Поэтому я выбрала слушать лекции в дороге, а потом конспектировать их дома. Идея проекта пришла сразу, но выкристаллизовывалась в процессе онлайн-консультаций и обсуждений в группах.

Александра Теребова: До начала обучения у меня не было никаких проектных идей (были определенные мысли в голове, но назвать их проектными идеями я не могу). В связи с этим переживала, что не справлюсь с задачами, поставленными перед всеми обучающимися данного курса. Но благодаря индивидуальной работе с педагогом-наставником все задачи, казавшиеся архисложными, решились легко и просто.

Наталья Заболотских: Пожалуй, главная сложность — совместить интересные лекции и занятия с рабочим процессом. Честно, удавалось не всегда. Поэтому приходилось, как нерадивому студенту, накапливать лекции и смотреть несколько сразу на выходных
Социокультурное проектирование — это наше настоящее и будущее.
4. Как изменилось ваше отношение к социокультурному проектированию за время учебы на курсе?

Софья Дуркина: 

Для меня открытием оказалось то, что в социокультурном проектировании очень важно изучать свою аудиторию, их проблемы и потребности, и исходя из этого находить идеи для проектов, которые будут востребованы и полезны.

Курс хорошо структурировал мои знания о социокультурном проектировании и изменил мой взгляд на причинно-следственную связь в разработке проекта, то есть раньше в основу проекта закладывалась, скорее, необычная идея, а потом находилось понимание проблем, которые сможет решить её воплощение. Преподаватели курса показали, что дизайн-мышление направлено, в первую очередь, на работу с запросом и проблемами конкретной аудитории. Понимая эту проблему, музей получает вызов, и проект является принятием этого вызова (ведь никто раньше не смог решить эту проблему!). Социокультурное проектирование позволяет улучшить жизнь конкретных людей. Каждое начатое дело приобретает особую значимость и ценность в том, чтобы реализовать его до конца.

Дмитрий Шумилов: Если вы рассматриваете этот курс, то нужно быть готовым к тому, что придется находить много времени для освоения программы, читать большой объем литературы, и возможно изменить свой подход к социокультурному проектированию, взглянуть на него по-новому. Если вы открыты новым знаниям, то выбирайте этот курс, вам точно будет интересно!

Ольга Смирнова: Изучение социокультурного проектирования показало, что это — творческая и сложная мыслительная деятельность, направленная на человека. Рабочий механизм, который помогает выстраивать связи и создавать нужные и креативные продукты.

Александра Теребова: Социокультурное проектирование — это наше настоящее и будущее. Источник дополнительного финансирования, благодаря которому возможно решить определенные общественные проблемы, способствовать улучшению жизни разных слоев населения.

Наталья Заболотских: Это не только необходимость в работе, но еще и может быть интересным для себя и окружающих. Особенно курс будет полезен тем, кто еще не решается попробовать себя в социокультурном проектировании.

Даже, если в первый раз с проектом не получилось — это не значит, что проект плохой.
5. Что бы вы сказали коллегам, если бы рекомендовали пройти этот курс?

Софья Дуркина: Если вы рассматриваете этот курс, то нужно быть готовым к тому, что придется находить много времени для освоения программы, читать большой объем литературы, и возможно изменить свой подход к социокультурному проектированию, взглянуть на него по-новому. Если вы открыты новым знаниям, то выбирайте этот курс, вам точно будет интересно.

Дмитрий Шумилов: Если вы чувствуете в себе потребность творческого самовыражения, работаете над креативными идеями, хотите помогать окружающим и находить неожиданные решения проблем, курс поможет систематизировать творческую работу, а эксперты из разных областей поделятся опытом достижения поставленной цели.

Ольга Смирнова: Совет был бы такой — серьезно подойти к выбору темы проекта. Подумать, что вас беспокоит и над чем хотелось бы поработать. При этом новые знания сразу будут применяться на практике и отрабатываться умения и навыки. И не упускать возможность, консультироваться с профессиональными проектировщиками, которые помогут отбросить лишнее и направить мысли в нужное русло. Это самое дорогое!

Александра Теребова: Курс современный, информативный и в то же время не перегруженный. Гибкий график обучения: видео-лекции можно просматривать в удобное для вас время; индивидуальные встречи с куратором назначаются по согласованию.

Наталья Заболотских: Главное — быть открытыми к новым знаниям и идеям, не боятся предлагать, придумывать и творить. Надо уметь смотреть на себя в музее и свою работу с разных сторон, под разными углами, делать проекты не ради «затыкания дыр» в материально-технической базе музея, а для развития: себя, музея, местного сообщества, территории. И даже, если в первый раз с проектом не получилось — это не значит, что проект плохой, просто надо что-то поменять/добавить, а может взять и переписать все с чистого листа.


До 18 июня в Шанинке идет набор на онлайн-курс «Экономика путешествий и креативный туризм», на котором студенты научатся применять проектное и дизайн-мышление в создании продуктов и управлении командами в индустрии туристических услуг. 

Заполните анкету, чтобы получить консультацию по обучению.

Материал: Аля Кузнецова, Музеи Русского Севера
1901