Антропология насилия: государство, общество, культура. XXVII Банные чтения

Антропология насилия: государство, общество, культура. XXVII Банные чтения

22–23 и 29–30 мая журнал «Новое литературное обозрение» проводит XXVII международную конференцию «Банные чтения». Конференция состоится в онлайн-формате на платформе Zoom и будет транслироваться на канале издательства «НЛО» в YouTube. Тема этого года: «Антропология насилия: государство, общество, культура». Информационный партнер XXVII Банных чтений: Московская высшая школа социальных и экономических наук.

В 2021 году Банные чтения посвящены антропологии насилия — дисциплине, которая лишь недавно обособилась как часть социальной и культурной антропологии. В эпоху модерна, отмеченную двумя мировыми войнами, антропологи впервые проблематизировали физическое насилие, применяемое с санкции государства, — к нему, в частности, относятся войны, геноцид, полицейский произвол и смертная казнь. Какова глубинная природа государственного насилия, когда и как оно признается допустимым с точки зрения культуры? Какие идеи придают историческую легитимность разным формам публичного и частного насилия, и как меняется отношение к ним, вплоть до сегодняшнего дня? Что связывает насилие государственное с разными видами насилия частного? Как соотносятся травматические воспоминания о совершенных злодеяниях и решения, принимаемые политиками?

Помимо государственного насилия, конференция призвана рассмотреть понятия, связанные с насилием символическим. Хотя антропологи обстоятельно изучили и теоретизировали социальное насилие, они традиционно уделяют больше внимания его явному, физическому проявлению, и науке еще предстоит большая работа по осмыслению насилия каждодневного — как нормализованного, так и скрытого.  В этой связи конференция отдает приоритет темам, которые предлагают углубленное понимание социального насилия, угнетения и страдания в стремлении ответить на вопрос, каким образом насилие незримо присутствует и воспроизводится в нашем повседневном социальном опыте даже в отсутствии очевидного виновника преступления, на которого можно было бы возложить ответственность за содеянное. Согласно Нилу Уайтхеду, «применение насилия — не просто эффективный способ достичь желаемого, но во многом и дискурсивная практика со своими символами и ритуалами». Поэтому нам представляется продуктивным рассмотреть проблему символического насилия сквозь призму нарративов, уделяя внимание таким сюжетам, как, например, забвение и/или искажение истории. В этом отношении весьма интересна тема репрезентации насилия в литературе, искусстве и перформативных практиках. Особого внимания заслуживают исследования социальных сетей с присущими им кибербуллингом, виктимблеймингом и шеймингом, а также освещение и образы смерти в СМИ.

В последние десятилетия многие ученые, работающие на стыке разных дисциплин, занимались подобными вопросами и участвовали в дискуссиях о насилии и его функции в обществе. В их числе Франс де Вааль, Франц Боас, Нэнси Шепер-Хьюз, Александр Хинтон, Ричард Брайан Фергюсон, Робер Мюшембле, Рене Жирар, Мишель Фуко, Пьер Бурдьё, Джеймс Скотт и др. Тем не менее до сих пор вызывает серьезные разногласия вопрос о том, полезно и желательно ли вообще заниматься теориями социального насилия. Учитывая сложность и разнообразие сосуществующих культур и исторических контекстов, имеют ли подобные теории смысл? Насколько этично со стороны антропологов и других ученых наблюдать за насилием ради построения своих теорий? Могут ли ученые быть уверенными, что их исследования не будут невольно потворствовать и поддерживать насилие? Принимая во внимание эти важные этические вопросы, конференция ставит перед собой еще одну задачу — обсудить не только теоретические нововведения и достижения антропологии насилия, но и изменение подхода к процессу теоретизации данного предмета в целом. Последнее подразумевает разговор о неизбежном междисциплинарном характере антропологии насилия, и о месте, которое занимают в ней история, биология, политэкономия, культурология и другие дисциплины.

Программа

22 мая, 16:00–19:00. Государство и насилие (модератор — Ирина Прохорова)

  • Евгений Блинов (ТюмГУ / Институт философии РАН, Токио/Москва). Путь террора от воплощения добродетели к абсолютному злу: государство модерна и проблема легитимации насилия.
  • Олег Хлевнюк (Международный центр истории и социологии Второй мировой войны НИУ ВШЭ, Москва). Кто и сколько? Жертвы сталинизма в научной историографии и массовых исторических представлений в современной России.
  • Линн Эллен Патык (Дартмутский колледж, США). Насилие провокации как тактика и дискурс: исследование двух политических культур (Россия/США).
  • Нэнси Ш. Коллман (Стэнфордский университет, США). Государственное насилие, состояния исключения и роль царя.


23 мая, 12:00–15:30. Война и насилие (модератор — Ольга Аннанурова)

  • Арсений Куманьков (НИУ ВШЭ; МВШСЭН, Москва). Война 2.0: вооруженный конфликт в раннюю цифровую эпоху.
  • Иоганнес Шварц (Ганновер, Германия). Насилие и гендер: деятельность женской лагерной охраны в Равенсбрюке с точки зрения микроистории и нарратологии.
  • Регина Мюльхойзер (Гамбургский фонд развития науки и культуры, Германия). Сексуальное насилие во время вооруженного конфликта: авантюрные действия отдельных солдат или военная стратегия? Случай немецкого вермахта в Советском Союзе.
  • Егор Соколов (независимый исследователь, Москва). «У нас был период времени, когда вообще боялись говорить, что можно обороняться»: советская военная стратегия в 1930-е годы.
  • Федор Николаи (НГПУ им. К. Минина, Нижний Новгород; ШАГИ ИОН РАНХиГС), Игорь Кобылин (ПИМУ, Нижний Новгород; ШАГИ ИОН РАНХиГС). «Правильная дедовщина», или «Я их бил, гонял, давил…»: насилие в воспоминаниях российских ветеранов боевых действий на Северном Кавказе.


29 мая, 17:00–20:00. Общество и насилие (модератор — Татьяна Вайзер)

  • Карола Дитце (Йенский университет им. Ф. Шиллера, Германия). Изобретение терроризма в XIX веке в Европе, России и США.

  • Елена Рачева (Оксфордский университет, Великобритания). Война без мира: милитаризация российского общества как одно из последствий войн в Афганистане и Чечне.

  • Лори Манчестер (Университет штата Аризона, США). Как заключение в ГУЛАГе повлияло на маньчжурских русских? Сравнение историй вынужденных и добровольных переселенцев из Маньчжурии в СССР).

  • Ханс Ульрих Гумбрехт (Стэнфордский университет, США). Прощание с «насилием толпы»: облегчение или ностальгия?


30 мая, 12:00–15:30. Культура и насилие (модератор — Ирина Прохорова)

  • Андрей Зорин (Оксфордский университет, Великобритания; МВШСЭН, Москва). Чему улыбался Платон Каратаев — к предыстории толстовской философии преступления и наказания.
  • Евгений Пономарев (ИМЛИ РАН, Москва). Антропология насилия в ранней советской литературе.
  • Михаил Немцев (независимый исследователь, Москва). Курц, апостол насилия: идеология и насилие в «Сердце тьмы» Джозефа Конрада и «Апокалипсисисе сейчас» Фрэнсиса Ф. Копполы.
  • Илья Калинин (Факультет свободных искусств и наук СПбГУ; НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург). Путешествие из «Петербурга» в «Москву», или О нормализации трансгрессии.
  • Марк Липовецкий (Колумбийский университет, США). Трикстер и насилие.
Даты проведения: 22–23 и 29–30 мая 
Формат: онлайн
Информация об участниках конференции и тезисы докладов — на сайте издательства «НЛО».
2140