История российской модернизации

История российской модернизации

Длительность обучения: 2 года
Направление подготовки: 46.04.01 История
Профиль: История российской модернизации
Выдаваемый документ об образовании: Диплом государственного образца с присвоением степени магистра МВШСЭН по направлению 46.04.01 История
Отсрочка от армии: есть 
Государственная аккредитация: есть 
Стоимость обучения в 2024 году: 210 000 рублей в год

О программе

В центре внимания программы – вопросы о движущих силах, механизмах и результатах
модернизации государственных и общественных институтов России.

Как и почему изменяются общества? Является ли процесс социальных изменений неизбежным? Как экономическая, социальная и культурная история объясняет модернизацию? Чем трансформации российского общества отличались (или были схожи) от аналогичных процессов в других странах? Что можно понять, анализируя опыт успешных и неудачных стратегий модернизации экономики, социальных институтов, государства? Как власть и общество делают выбор между традицией и модерном? Возможны ли либеральные реформы в нелиберальной среде? Как модернизация была связана с процессами колониального и имперского строительства? Как модернизация влияла на уровне жизнь разных регионов и групп населения? Как и почему разные группы помнят о событиях, порожденных эпохой второй половины XIX–XX веков?

Подобные фундаментальные вопросы сегодня нередко становятся предметом горячих дискуссий в обществе. Это закономерно, ведь начиная с Великих реформ XIX века именно попытки адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, играли во многом определяющую роль в общественном развитии.

Особенности этих замыслов по модернизации, форм их (не)реализации и реакции на них людей формировали важнейшие черты отечественной истории последние полторы сотни лет.

При этом, понять эти черты можно только в широком компаративном контексте, которые позволяет увидеть как типичное, так и уникальное в процессе модернизации в России.
В рамках программы речь пойдет о предпосылках и особенностях изменений как на экономическом, технологическом, институциональном уровнях, так и на уровне жизненного уклада и форм культуры.
Это делает необходимым ориентацию на междисциплинарные подходы, которые позволят увидеть процесс модернизации более объемно и полно.

Кому подойдет программа

Программа создана для людей с образованием не ниже бакалавриата или специалиатета в любой дисциплинарной области, которые хотят лучше понять, что представляли собой процессы, менявшие российское и советское общество в конце XIX – XX веках, и как эти процессы влияли на жизнь и мировоззрение людей.

Что дает обучение на программе

  • Объемное понимание движущих сил и характера российской модернизации и истории
соответственного периода в широкой исторической перспективе
  • Универсальные навыки самостоятельного исследования и анализа научной литературы и исторических источников 
Главный вопрос, объединяющий программу — как и почему появилось то позднесоветское общество, которому все общества постсоветские во многом наследуют. Или можно сказать по-другому — как рождалась основа той современности, которая нам знакома.
Артем Кравченко, со-руководитель программы

Особенности и ценности обучения

  1. Уникальная академическая культура. Обучение в магистратуре Шанинки заточено не на заучивание лекционного материала, а на проблематизацию исследуемого поля и выработку собственной аргументированной позиции в актуальной дискуссии. 
  2. Главная ценность обучения в Шанинке – академическая свобода. Для нас важно, чтобы каждый студент мог писать собственные тексты по той теме, которая ему интересна, ориентируясь на научный интерес или актуальную повестку. 
  3. Междисциплинарная программа с исследовательской ориентацией. В центре внимания программы – вопросы о движущих силах, механизмах и результатах модернизации государственных и общественных институтов России.
  4. Сообщество увлеченных исследователей и единомышленников. Поступая в Шанинку, вы прежде всего интегрируетесь в сплоченное коммьюнити людей, которые постоянно ставят вопросы о привычных вещах в окружающем их мире и стремятся изменить его к лучшему. 
  5. Доступ к библиотеке Шанинки, которая содержит богатейшую коллекцию книг и дает доступ к уникальным информационным ресурсам.
  6. Обучение в онлайн-формате. К обучению смогут присоединиться студенты из разных городов. Те студенты, которые живут в Москве, смогут участвовать в очных встречах и свободно посещать библиотеку Шанинки. 
  7. Гибкий график, позволяющий совмещать учебу и работу. Занятия проходят по будням с 19:00 до 22:00 и по субботам. В среднем, у студентов магистратуры 2-4 занятия каждую неделю. 

Программа обучения

Первый семестр

История модернизации в России 1861-1970-х гг.
  • История России: общество и государство (1861-1970-е годы)
  • Модели социальных изменений в истории
  • Анализ источников эпохи модерна

Второй семестр

Особенности модернизации в России
  • Экономическая история: России и мир в эпоху модерна
  • Восприятие прошлого в эпоху модерна
  • Городская и сельская среда в условиях модернизации

Выбор одного трека

Трек: Экономическая история России от Великих реформ до Перестройки
  • Историко-экономическая статистика
  • Плановая экономика и модернизационные рывки в советской истории
  • Индустриализация в Российской империи и СССР
Трек: История городской среды в России XIX–XX века
  • Урбанизация в России: опыт позднеимперского периода
  • История социалистического городского строительства
  • Локальные сообщества и рефлексия прошлого российских городов
Трек: Печатная и визуальная культура XX века
  • Массовая культура и общественное мнение в имперском и советском обществе
  • Периодическая печать в отечественной истории 1861-1970-е годы
  • История советской визуальной культуры

Третий семестр

  • Трансформация традиционных укладов в эпоху модерна
  • Память о сломах эпохи модерна и локальные сообщества 
  • Традиция и модерность в российской культуре 
  • Технологии исследовательской работы и академические практики


Трек: Сословия, классы, идентичности в российской истории
  • Трансформации идентичностей во второй половине XIX – первой половине XX в.
  • Сословия и классы в российской и советской истории
  • Субъективность в российской истории середины XIX-XX вв.

Трек: Экологическая история
  • Природа, власть и общество в России в контексте модернизации
  • Природные ресурсы и особенности российской модернизации в XIX – ХХ вв.
  • Инфраструктурная история Российской империи и СССР (1860-1970-е гг.)

Четвертый семестр 

  • Междисциплинарные подходы к изучению истории 
  • Культурные символы и эмоции в истории
  • Проектный семинар

Элективные и факультативные курсы:
  • Роль советского и российского опыта в исследованиях развития
  • Детство и семья в эпоху модерна
  • История новых традиций и ритуалов эпохи модерна
  • Концептуализация советского в современном искусстве и кино
  • История в кино и кино в истории

Преподаватели

Преподавателей программы, многие из которых ведущие в своей сфере историки,  объединяет интерес к тому, как и почему российское/советское общество и разные входившие в него группы отвечали на вызовы модернизации.
Доктор филологических наук, профессор
Интервьюер, преподаватель (РГГУ, РАНХиГС), автор и ведущая цикла встреч с русскими и зарубежными переводчиками (2007-2019), автор серии эссе «Иерусалимские притчи», цикла рассказов для детей и семейного круга.
Кандидат исторических наук, декан факультета гуманитарных наук
старший преподаватель МВШСЭН и РАНХиГС, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, MA in Public History, сооснователь Лаборатории публичной истории, участник исследовательского проекта «После бунта»
преподаватель, доктор исторических наук, профессор
кандидат экономических наук
сотрудница Института этнологии и антропологии РАН, соосновательница Лаборатории публичной истории, участница проекта «После бунта», организатор семинара «Перформативность памяти: между театром и историографией»

Выпускники

Выпускники кафедры истории Шанинки успешно реализуются как в исследовательском поле, так и в качестве практиков в сфере журналистики, кино, просветительских проектов и других. 

Поступление

Шаг 1. Подать документы в личном кабинете.
  • до 18 июня – раннее поступление со скидкой 20% 
  • до 18 июля – поступление по гранту 
  • до 12 августа – поступление на места по договору 

Шаг 2. Пройти вступительные экзамены в одну из трех волн на выбор. Мы свяжемся с вами для регистрации на экзамены после успешной подачи документов.

Вступительные испытания

Тестирование по английскому языку
Обучение в магистратуре предполагает чтение англоязычных академических источников. Тестирование проверяет умение работать с научной информацией и проходит в формате IELTS Academic Module (разделы Reading и Listening). 

Длительность теста: 1 час 40 минут 
Формат: очно или онлайн (на выбор поступающего)
Минимальный балл: 40 (4.0 по шкале IELTS)

Программа вступительного теста.
Вступительное эссе
Вступительное эссе должно представлять собой небольшой текст научного или научно публицистического характера, в котором вы исследуете тот или иной сюжет, связанный с историей последних столетий. В этом тексте вы показываете какая проблема или тема вызывает у вас на настоящий момент особенный интерес.

Работу необходимо выслать за 5 рабочих дней до даты собеседования на почту приемной комиссии: 2024@universitas.ru

Требования к эссе.
Вступительный экзамен
Формат предполагает собеседование с преподавателями по одному из вопросу из списка, выбранного случайным образом, а также обсуждение вступительного эссе. 

Длительность экзамена: 30 минут
Формат: онлайн

Вопросы для экзамена.
Портфолио (CV)
Чтобы мы узнали о вас больше, вы можете прислать ваше CV за 5 рабочих дней до даты собеседования на почту приемной комиссии:  2024@universitas.ru

Как составить портфолио.

Узнайте больше на дне открытых дверей

25 мая в 12:00 в кампусе Шанинки состоится день открытых дверей, на котором вы узнаете о содержании программы, разберетесь в процедуре поступления и получите консультацию от декана факультета социальных наук. 

Контакты

Куратор программ магистратуры
applic@universitas.ru
t.me/mssesmasters_bot 
+7 (495) 150-80-94