Интервью с победителями грантового конкурса Фонда Прохорова

Фонд Михаила Прохорова и факультет управления социокультурными проектами с 2009 года проводят грантовый конкурс для работников сферы культуры Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также Москвы и Московской области. В этом году заявки принимаются до 17 августа. Мы поговорили с победителями конкурса о формуле хорошей заявки на грант и о том, как менялись их проекты за время обучения в Шанинке.

Мария Миронос, студентка программы “Менеджмент в сфере культуры”, автор проекта “Фестиваль смерти” :

Мой проект посвящен, как это ни странно, смерти. Хотя почему странно? Смерть – это неизбежно, и в целом, вся жизнь – это путь к смерти. 

Проект родился достаточно внезапно, хотя тема смерти во всех аспектах (и медицинском и культурном, и психологическом) интересовала меня давно. Но ещё до пандемии, моя коллега пригласила меня вместе с ней выступить на конференции о смерти в Питере. Эту конференцию организовал известный в кругах death study учёных, социальный антрополог Сергей Мохов. Благодаря этой конференции, мы познакомились со множеством людей «в теме». До этого моя подруга запустила  «Лекториум Мортале» в библиотеке имени Светлова, который мы открыли лекцией, посвященной эволюции смерти в культуре. Дальше нас запретили, и мы решили «уйти в подполье» и сделали свой подкаст, который называется «Смертельный номер». Потом подруга сказала, что мне обязательно нужно поступить в Шанинку, и податься на грант фонда Прохорова, и, конечно, было понятно, «в какую сторону копать». 

А дальше захотелось масштаба, поэтому я начала писать проект «Фестиваля смерти», который было бы интересно посетить и профессионалам области, и обычным людям, которым хочется что-то узнать или наоборот поделиться своим опытом. Проект разрабатывался как культурно-просветительский с элементами развлекательного. Такой смертельный эдьютейнмент.

Поскольку обучение в Шанинке пришлось на самую тяжелую пору, карантин и коронавирус, то мы решили поставить проект на паузу. Сначала думалось, что это все ненадолго, а поскольку наш проект достаточно объемный по количеству зрителей и участников, сложно прогнозировать что-то со стопроцентной уверенностью. 

Однако, техники и инструменты проектирования, которые мы рассматривали во время учебы, дают возможности для поиска и разработки новых форматов проведения. Еще запомнилось из лекций, что сейчас любой, даже офлайн, проект должен подразумевать как минимум 25% активностей онлайн, можно и больше. 

Сейчас я понимаю, что для Фестиваля смерти это открывает дополнительные перспективы, как с точки зрения расширения самого продукта, так и с позиции продления опыта участников и гостей, путем создания мультимедийного контента и вовлечения и до, и после офлайн мероприятия.

Что бы вы порекомендовали абитуриентам, которые готовят проекты для грантового конкурса прямо сейчас? 

Мне всегда сложно давать советы, потому что кажется, что мой успех – это стечение обстоятельств, везение или ещё какая-то магия вне Хогвартса. Но вспоминаю советы, которые мне давала моя подруга: 
  • четко формулируй мысли
  • чбудь уверен в том, что пишешь

И от себя:
  • перепроверяй ссылки, названия, опечатки и все такое 
  • обязательно проверяй на читабельность все изложенные мысли 

Потому что ясный, аккуратно оформленный текст – это как белая выглаженная рубашка. Сразу понятно, что ты по делу.

Есть ли формула хорошей проектной заявки? Если да, то какая она? 

Думаю, ее скорее нет. Но опять же, если в проект вложена душа, если ты пишешь о том, что тебе действительно интересно, что цепляет тебя, то сложно это пропустить. Однако за время учебы я словила несколько инсайтов, которые, как мне кажется, могут помочь: 
  1. тема должна быть оригинальной, может быть даже смелой (почему это?) 
  2. внимание к трендам и культурному контексту (почему это именно сегодня?)

Никита Бетехтин, студент программы “Менеджмент в сфере культуры”, автор проекта театрального аудио-променада с элементами дополненной реальности “Черная курица”:

Когда я поступал в 2020 году, меня вдохновляли digital-проекты. Поэтому мой вступительный проект – это спектакль с элементами дополненной реальности. 

Нужно сказать, что я поступал с одним проектом, а выпускался уже с другим. Изначальный проект так и не был осуществлен из-за технических сложностей, но я был рад, что поработал с ним. И уже в 2021 году я выпускался с проектом “Театр горожан”, потому что мне было важно то, что нам всем необходимо свободное пространство для высказывания и иметь некую площадку для того, чтобы городские сообщества, жители городов имели возможность для самовыражения в перформативной практике. Мы защитили большой проект и сейчас мы работаем над ним в Нижнем Новгороде. 

За время обучения в Шанинке я проработал много теории по цифровому искусству и цифровым перфоративным практикам. Идей и проектов много, поэтому хотелось, чтобы каждый из них был проработан мной в Шанинке с педагогами на курсах для будущей реализации. 

Что бы вы порекомендовали абитуриентам, которые готовят проекты для грантового конкурса прямо сейчас? 

Проект должен быть честным, а значит, волнующим. Хочется акцентировать внимание на то, что это может быть самый маленький и локальный проект. Он должен просто быть целиком понят поступающим. Важно понять: кто я, что я сейчас делаю, почему я это делаю, какие у меня есть ресурсы, как этот проект отразится в будущем. Может быть, это очень простые вещи, но мне кажется, что дело не в масштабе, а в важности, нужности и актуальности. 

Есть ли формула хорошей проектной заявки? Если да, то какая она? 

Я не знаю, какой должны быть формула успешного проекта. Скорее всего, формулы нет, но есть слагаемые. Важно, чтобы проект начинался с исследования. Нам иногда кажется, что мы зрим в корень проблемы и хорошо ее видим или что если чего-либо нет в нашем поле зрения, то этого нет вообще. Прежде чем проектировать что-либо, нужно понять проблемный вопрос. Для этого нужно спросить окружающих о том, что происходит, чего не хватает, в чем чувствуется дисбаланс. Как раз правильное исследование – это большой процент успеха проекта. Я часто проверяю свои будущие проекты тем, что начинаю спрашивать своих друзей в социальных сетях, было бы им интересно, даже если проект не входит в их сферу компетенций. Важно, чтобы проект был интересен не профессионалам, а обычным людям. 

Первое слагаемое: актуальность, которая базируется на изучении проблемного поля. 

Ольга Абрамова, студентка программы “Менеджмент в сфере культуры”, автор проекта мобильного приложения “PLANTREES”:

Мой проект – это приложение, которое помогает извлечь максимальную экономическую выгоду от зеленых посадок в черте города и комьюнити небезразличных людей, которые возьмут на себя заботу и передачу показаний о конкретных деревьях, смогут выяснить, какими действиями они помогут своим "подопечным" растениям и увидеть результат своего вклада в улучшение города. Приложение работает, как тамагочи или pokemon go: участник устанавливает его и сразу может выбрать дерево прямо рядом с домом, которое возьмет под свою опеку, и получает через уведомления простые инструкции: замерить показатели, сфотографировать, удобрить, очистить землю от сорняков, вызвать бригаду профессионалов.

До Шанинки я училась в продуктовой школе, потому что хотела идти по менеджерскому пути. Таким образом, я использовала многие инструменты, которым уже научилась, в разработке своей проектной заявки. Это было моим преимуществом. 

Самой сильной частью моей проектной заявки была работа с людьми. Помимо самих пользователей приложения, я рассматривала и волонтеров, которые будут приезжать и помогать. Это очень важная экономическая часть, которую тоже нужно оценивать в социокультурном проекте. Я расписывала бюджет, делала его впервые и пока не знала, на что могут уйти деньги, но постаралась его сделать, как умела.

Что бы вы порекомендовали абитуриентам, которые готовят проекты для грантового конкурса прямо сейчас? 

– Визуализировать свой проект: разработать прототип, если проект на начальной стадии. Показать, что уже реализовано, что делается прямо сейчас, какие есть возможности на данный момент, почему именно ты сможешь это сделать. 

– Проработать целевую аудиторию: посмотреть не только на пользователей, но и на других стейкхолдеров (волонтеры, поставщики, эксперты, фонды, у которых берется финансирование). Я использовала известные фреймворки: CJM и JS. 

– Бюджет надо постараться сделать качественно – это и проверка на логику и то, с чем нас гоняли почти весь год: что делать с деньгами и кто нам их будет давать. Это сложно, но надо постараться и сделать. 

– Посмотреть заранее, кто будет собеседовать: это ваши будущие преподаватели! 

– Представьтесь так, чтобы человеку было интересно вас дальше обучать, чтобы был контакт. 

Есть ли формула хорошей проектной заявки? 

Наверное, формулы нет. Но важно постараться сделать больше, чем есть в плане, но и не отходить от него. 

Но самая важная часть – понимать, почему ты идешь в Шанинку, чего ты хочешь достичь там и какие у тебя заделы. Затем нужно рассказать об этом на собеседовании. Даже если моя работа была не самая сильная, именно на собеседовании мне удалось найти общий язык с комиссией и факультетом. 

Вас могут заинтересовать программы

1230
Поделиться: