История российской модернизации — интервью о новой магистратуре в Шанинке

История российской модернизации — интервью о новой магистратуре в Шанинке

В 2023 году кафедра истории Шанинки запустила магистерскую программу «История российской модернизации». В центре обучения — вопросы о движущих силах, механизмах и результатах модернизации государственных и общественных институтов России.

Мы поговорили с академическими руководителями программы Романом Кончаковым и Артемом Кравченко о замысле новой магистратуры, преемственность исторических программ Шанинки и понимании прошлого, которое никогда не может быть достигнуто окончательно.

Артем Кравченко
Артем Кравченко
Старший преподаватель МВШСЭН, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, Master of Arts in Public History
Роман Кончаков
Роман Кончаков
Декан факультета гуманитарных наук, кандидат исторических наук

Чему посвящена новая историческая магистратура Шанинки? Почему она называется «История российской модернизации»?

Роман Кончаков: Начну со второго вопроса. Объяснить название довольно легко. «История» — потому что программа, о которой идет речь, посвящена процессам прошлого и является, в первую очередь, исторической в дисциплинарном смысле. «Российской» — потому что речь в ней, по большей части, о событиях, людях, явлениях, имевших место в Российской империи или Советской России. Наконец, «модернизации» — поскольку внимание в программе сфокусировано на периоде стремительного изменения социальной организации и форм жизни людей в поздне-имперский и советские периоды. 

Понятие «модернизация» концентрирует в себе сломы и эволюции, которые происходили в разных формах в бурное столетие с 1860-х по 1960-е гг. Именно с этим условным столетием и связаны, по большей части, все курсы программы, ее основной хронологический фокус. Хотя, конечно, это не догма — где-то нельзя не коснуться более раннего времени, где-то более позднего. Так же как невозможно рассуждать о российской истории этой эпохи вне мирового контекста.

Если же говорить о проблемном фокусе, то здесь главный акцент — изучение того, как и почему стремительно менялось общество и люди, которые это общество составляли. То есть, почему и как в Россию приходила новая индустриально-городская эпоха. Разбираться в этом, мне кажется, невероятно сложно и интересно. 

Артем Кравченко: Я бы сказал, что главный вопрос, объединяющий программу — как и почему появилось то позднесоветское общество, которому все общества постсоветские во многом наследуют. Или можно сказать по-другому — как рождалась основа той современности, которая нам знакома. Это многогранный вопрос. Отвечать на него невозможно пользуясь, например, только экономической логикой. Или опираясь только на анализ социальных процессов. Поэтому и программа содержит в себе курсы, которые помогают искать ответы, опираясь на логику и экономической истории, и истории социальной, и истории культуры. Есть и курсы, помогающее лучше понять, как более поздние восприятие влияет на видение того столетия стремительной модернизации, о котором идет речь.

Для кого эта программа и для чего на ней стоит учиться? 

А.К.: Это программа, прежде всего, для людей, которые хотели бы лучше научиться понимать прошлое. При этом речь о процессе познания, размышления, анализа, который никогда не может быть завершен. Но можно учиться понимать прошлое — более тонко, более внимательно, более полно, задавая новые вопросы. За тем, чтобы лучше научиться это делать, и стоит приходить на программу. 

Р.К.: Я бы здесь еще зашел с другой стороны. Можно сказать, что эта программа для тех, кто готов много читать, писать, думать о прошлом. Потому что работа на семинарах и постоянное написание письменных эссе — это основа обучения. Собственно, через это, в первую очередь, и происходит учебный процесс. А зачем стоит учиться? Я отвечу тут, что наши выпускники дальше очень по-разному выстраивали свои жизненные треки. Многие строят успешную академическую карьеру, кто-то нет (занимался журналистикой или проектами в сфере культуры). Но практически для всех опыт обучения на исторической программы в Шанинке, кажется, оказывался важным и продуктивным. Думаю, это не случайно.

29 февраля в 19:00 пройдет день открытых дверей магистратуры «История российской модернизации», где вы сможете узнать подробнее о содержании обучения и задать вопросы руководителям программы. 

Судя по вашему описанию тех тем, которые затрагиваются в программе, получается довольно сложная конфигурация курсов. Несмотря на это, в магистратуру могут поступать и люди без исторического образования. Не помешает ли им это справиться с программой?

А.К.: Да, в эту магистратуру могут поступать и «не-историки» по первому образованию. В этом новая магистратура наследует уже устоявшейся в исторических программах Шанинки традиции. Тут стоит упомянуть, что первой магистерской исторической программой в школе была программа по публичной истории (к слову, первая в России). И, когда ее создавали Вера Дубина и Андрей Зорин, важно было, чтобы в учебной аудитории встретились как историки, так и люди с другим образовательным и профессиональным опытом. Конечно, попав на историческую программу «не-историкам» приходится к чему-то прилагать дополнительные усилия, разбираться в тех особенностях исторического ремесла, которые выпускникам истфаков обычно уже понятны. Но мы последовательно встраиваем в наши курсы необходимое для включения «не-историков» в «цеховую» логику. Освоить это, обучаясь на программе, вполне возможно. Я бы даже не сказал, что это самая большая сложность из тех, которые предстоят магистрантам при обучении. 

Р.К.: Хотел бы подчеркнуть, что несмотря на открытый вход для абитуриентов без исторического образования, в течение первого года наши студенты получат очень серьезный курс по истории России этого периода от лучших отечественных историков. Без хороших фундаментальных знаний истории серьёзное понимание прошлого невозможно. 

Мы всегда стараемся предупреждать и на днях открытых дверей, и непосредственно при поступлении, что учиться на исторических программах нелегко — это потребует интеллектуального напряжения, сил и просто времени. Новая магистерская программа — не исключение. Так что главное — готовность много работать.  Программа междисциплинарная, так что это важно как для людей, пришедших их приходит из других сфер знания, так и для тех, у которых уже есть историческое образование. 

Вы затронули тему преемственности с уже существовавшими в Шанинке историческим программами. Можете описать, в чем она состоит? И наоборот, есть ли что-то новое, по сравнение с прежними? 

Р.К.: Я бы начал с различий. Новая магистратура затрагивает довольно много тематик, которые не попадали в таком объеме в фокус внимания предыдущих (просто потому, что этот фокус был другой). Так, например, значительно большую роль играют курсы, связанные с экономической историей или историей урбанизации. Соответственно, к программе присоединиться довольно много новых преподавателей.  Например, Кирилл Андреевич Соловьев — вдающийся специалист по политической истории России начала ХХ века. Важнейшей компонентой программы являются курсы по экономической истории, на это направление мы приглашаем ведущего экономисторика России — Елену Сергеевну Корчмину. Вообще, мы ориентируемся на приглашение топовых специалистов в областях каждой дисциплины, могу уверить, что в расписании наши студенты найдут много известных имен.

Другие преподаватели программы:

Доктор филологических наук, профессор
Интервьюер, преподаватель (РГГУ, РАНХиГС), автор и ведущая цикла встреч с русскими и зарубежными переводчиками (2007-2019), автор серии эссе «Иерусалимские притчи», цикла рассказов для детей и семейного круга.
Кандидат исторических наук, декан факультета гуманитарных наук
старший преподаватель МВШСЭН и РАНХиГС, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, MA in Public History, сооснователь Лаборатории публичной истории, участник исследовательского проекта «После бунта»
преподаватель, доктор исторических наук, профессор
кандидат экономических наук
сотрудница Института этнологии и антропологии РАН, соосновательница Лаборатории публичной истории, участница проекта «После бунта», организатор семинара «Перформативность памяти: между театром и историографией»

Другой важный момент — мы впервые создали программу, которая изначально задумана, как очно-дистанционная, не требующая обязательного присутствия в аудитории. Я бы сказал, что для нас это очень сложный шаг. Но это, наверное, сейчас своевременно и мы решили сделать именно так.

Мы, конечно, предусматриваем несколько очных занятий. В начале семестра преподаватели и студенты имеют возможность пообщаться очно, в кампусе Шанинки. И мы считаем крайне важным, чтобы магистранты в них участвовали. Но в то же время, в случае объективных сложностей можно будет продолжать курс и без физического присутствия на этих занятиях. При этом все занятия будут проходить в формате живого общения с преподавателем.

А если говорить о преемственности с прежними программами, то прежде всего — это преемственность сложившейся академической культуры, преемственность принципов организации учебного процесса, и, наконец, преемственность сообщества. То есть прежде всего преподавателей программы. Да, к сожалению, часть коллег не сможет преподавать, но многие имеют возможность продолжать работать. Так, например, мы планируются курсы Андрея Зорина, Олега Лейбовича, Ивана Пешкова.

Ближайший день открытых дверей состоится 29 февраля в онлайн-формате. Зарегистрируйтесь, чтобы принять участие. 
3166

Вас может также заинтересовать