Работа с кризисными и депрессивными состояниями в рамках ориентированной на решение краткосрочной психотерапии

Работа с кризисными и депрессивными состояниями в рамках ориентированной на решение краткосрочной психотерапии

На протяжении уже 6 лет в Шанинке проходит курс повышения квалификации «Ориентированная на решение краткосрочная терапия». Занятия проходят каждую субботу на протяжении 2-х месяцев. В результате обучения слушатели получают практический навык работе в подходе и осваивают техники из разных ветвей ОРКТ. 

В этом материале преподаватель курса Михаил Пономарев – клинический психолог, SF-практик, кандидат психологических наук, член Европейской ассоциации краткосрочной терапии и Ассоциации ориентированных на решение практиков и психотерапевтов, – рассказывает о том, как работает с депрессивными и кризисными состояниями, опираясь на принципы и идеи ОРКТ.

В этой статье я хотел бы рассказать об основных идеях, которые использую при работе с клиентами, находящимися в кризисных и депрессивных состояниях. 
Основной для моей работы в данном случае является ориентированная на решение краткосрочная психотерапия. Основным источником приведенных методик является обучающая программа британского ориентированного на решение психотерапевта Джона Хендена. Идеи, на которые я опираюсь в моей работе, следующие:
  1. Люди в целом могут справляться со сложными и очень сложными ситуациями в их жизни. Как очень точно сказал один из участников предыдущей обучающей группы, которую мы с коллегой ведем в Шанинке, «люди вывозят».
  2. «Обращайте внимание на дела, а не на слова». Клиенты приходят к нам на терапию и могут делиться очень сложными и тяжелыми историями, говорить, что испытывают крайне мало надежды на изменения или что ото дня ко дню ничего не становится лучше. В эти моменты нам важно подчеркнуть, что они пришли к Вам за помощью – и это лучше любых слов показывает, что клиенты готовы дать шанс истории про надежды на изменения и лучшую жизнь. Более того, мы можем задавать специальные вопросы, помогающие клиентам лучше понять, засчет чего им до сих пор удавалось «вывозить» и что из этого можно использовать и в дальнейшем.
  3. Fake it, till you make it. Как уже было сказано выше, при работе с такой темой мы неизбежно столкнемся со сложными, эмоционально заряженными историями. И здесь для терапевта крайне важен навык хотя бы внешнего сохранения спокойствия. Это существенно декатастрофизирует и дестигматизирует ситуацию, укрепляя терапевтический альянс с клиентом. Поэтому, даже если внутри у Вас буря эмоций, старайтесь сохранить хотя бы внешние признаки спокойствия. 
  4. «Не поливайте сорняки, поливайте цветы». В ориентированном на решение подходе есть метафора «конструктивного уха». Она означает, что терапевты, слушая истории клиентов о проблемах и сложностях, особенно внимательны к моментам, когда проблема была выражена чуть меньше, когда клиентам удавалось достигать успеха, чувствовать себя немного лучше, и т.д. – и тут же уделять этому много внимания, делая комплименты и задавая вопросы (много, много вопросов) – то есть поливать те самые цветы вместо того, чтобы поливать сорняки (проблемы и трудности). При работе с клиентами, находящимися в кризисных и депрессивных состояниях, важность этого навыка сложно переоценить.
Все перечисленное требует освоения навыков построения контакта и поддержки, достаточной осведомлённости о техниках ОРКТ (в том числе их адаптированные варианты для клиентов в кризисных и депрессивных состояниях), знаний о том, какие общие для всех подходов факторы влияют на терапию и какие соответствующие им навыки терапевты могут развивать, чтобы повышать свою эффективность. 
Следующий поток курса «Ориентированная на решение краткосрочная терапия» пройдет с 10 февраля по 30 марта. Чтобы принять участие в курсе, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. 
904